Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Трюки на боевых истребителях. "Стрижи" — о высшем пилотаже "с петлями и перестроениями"


6 мая 2021 года Наталья Дмитрак , ТАСС


6 мая исполняется 30 лет со дня создания авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи". Корреспондент ТАСС побывал в гостях у летчиков на авиабазе в подмосковной Кубинке и узнал, чего больше всего они ждут в преддверии юбилея, какие сюрпризы приготовила группа для зрителей, а также какие новые возможности даст группе новый истребитель МиГ-35, который находится на завершающей стадии испытаний

Кто такие "Стрижи"

В середине 1980-х годов в истребительном авиаполку в подмосковной Кубинке началось формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29. В то время самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах (ВВС). Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года — в этот день "Стрижи" впервые объявили о своем новом названии и выступили перед зрителями на истребителях МиГ-29 с характерной ливреей.

Первое выступление "Стрижей" за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда летчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции.

С тех пор летчики постоянно совершенствуют свою летную программу, которую демонстрируют во время выступлений в городах по всей России и во многих странах мира: "Стрижи" демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание "Лучшая пилотажная группа мира".

В 2004 году пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи" установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полет пяти самолетов Су-27 и четырех МиГ-29 в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название "Кубинский бриллиант", ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.

Также "Стрижи" демонстрируют обновленную программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы авиационных двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.

"С петлями и  перестроениями"

Командир "Стрижей" Денис Кузнецов рассказал, что к 30-летнему юбилею летчики подготовили сюрприз для зрителей и коллег. "Мы подготовили группу из девяти самолетов. На форуме "Армия-2020" они уже выступали, но с укороченной программой. Сейчас выступят в расширенном формате", — отметил он.

Его коллега, командир звена Дмитрий Косоруков, уточнил, что если на прошлогодней "Армии" зрители могли увидеть только пролет девяти МиГ-29, то теперь в этом строю летчики выполнят фигуры высшего пилотажа. "Мы в этом году планируем сделать программу уже с фигурами высшего пилотажа: с петлями и перестроениями", — заявил он. 

По его словам, премьеру этой девятки летчики планируют во время совместного празднования юбилеев "Стрижей" и "Русских витязей" в Кубинке 15 мая.

Косоруков рассказал, что летчики делают все возможное для того, чтобы разнообразить свои выступления. "МиГ-29 — хорошо зарекомендовавший себя самолет, но, естественно, имеет определенные ограничения", — пояснил он. "Своевременное и качественное обслуживание самолетов позволяет поддерживать технику, что называется, в строю", — уточнил в свою очередь Кузнецов.

МиГ-29 и МиГ-35

Еще в 2017 году руководство Воздушно-космических сил (ВКС) РФ заявляло о том, что "Стрижи" получат новые истребители МиГ-35. Летные испытания этих самолетов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолета. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолета.

"Самолет МиГ-35 находится на государственных испытаниях в Ахтубинске, он еще не поступил на вооружение. Он стал тяжелее, при практически тех же параметрах тяговооруженности. У него появилось больше боевых возможностей. О пилотажных говорить пока сложно. Но, будьте уверены, мы вытянем из самолета максимум", — говорил он.

Директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК "МиГ" (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян поздравил личный состав и ветеранов авиагруппы с юбилеем и подчеркнул, что корпорация заинтересована в том, чтобы "Стрижи" получили современный авиационный комплекс МиГ-35.

"Мы обращались в Минобороны России с предложением оснастить АГВП "Стрижи" новыми самолетами. Утвержденной государственной программой вооружений предусмотрена поставка самолетов МиГ-35, и после принятия решения со стороны нашего основного заказчика мы готовы заменить парк самолетов МиГ-29 на новые МиГ-35", — пояснил он.

Он также отметил, что "35-е" находятся на заверщающей стадии испытаний. "МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком (Минобороны РФ — прим. ТАСС) в оперативном порядке их решаем", — заявил Балоян.

А пока "Стрижи" не получили МиГ-35, их авиатехника обслуживается на заданном уровне. "Часть комплектующих изделий самолетов МиГ-29 изготавливалась в странах бывшего СССР. На текущий момент времени такие запчасти уже замещены", — сказал он.

Превосходство МиГ-35

По словам командира "Стрижей", в первую очередь от МиГ-35 летчики ждут усовершенствованную систему навигации. Отдельное пожелание — чтобы создали систему визуализации, которая позволит сделать выступления еще интереснее. "Чтоб навигация хорошая была.

Если брать именно для пилотажной группы, хотелось бы, чтобы реализовали системы визуализации, то есть как на авиашоу МАКС иностранные группы летают с цветным дымом. Это было бы зрелищнее, интереснее, и мы бы с этим могли гораздо дальше пойти", — говорит Кузнецов.

Одно из ожидаемых обновлений — система помощи летчику. Такая система стоит на современных истребителях Су-30СМ и Су-35С коллег из "Русских витязей". "В наших МиГ-29 она тоже есть, но, естественно, в более современных машинах система более совершенна", — отметил летчик.

Обновленные самолеты "конкурирующей фирмы" упростили жизнь не только самим "Русским витязям", но и "Стрижам": им стало легче пилотировать во время совместных выступлений. "В каких-то моментах нам стало удобнее летать с ними вместе", — сказал командир "Стрижей".

"Когда они летали на Су-27 и мы совместно выполняли "петлю Нестерова", при проходе верхней точки нам приходилось включать форсаж, то есть добавлять обороты, потому что самолет у них вверху легче разворачивался. Нам приходилось тягой двигателя пытаться за ними удержаться. Когда самолет идет вниз, обычно уменьшают тягу двигателя, а нам приходилось ее, наоборот, добавлять. Это психологически тяжело. А с этими самолетами добавляем не так сильно, и для нас это легче", — пояснил Кузнецов.

По словам представителя корпорации "МиГ", пожелания летчиков учитываются при создании нового самолета. В корпорации готовы и оснастить новую технику системами визуализации, если соответствующее требование поступит от Минобороны. "Мы готовы установить это оборудование в случае соответствующего требования заказчика", — сказал Балоян.

Он также подчеркнул, что МиГ-35 получил новейшую навигационную систему. "Самолет МиГ-35 оснащен новейшей навигационной системой российского производства, включающей современные системы инерциальной и спутниковой навигации", — рассказал представитель корпорации.

Истребитель получит и ряд других усовершенствований. "Безопасность и комфорт летчика во время полета является приоритетной целью для конструкторов и инженеров корпорации "МиГ", — говорит Балоян. — Одной из отличительных особенностей МиГ-35 является интуитивно понятная работа в кабине, что подтверждают и сами летчики. В критической ситуации система может предложить оптимальное действие, так как ее работа направлена на помощь летчику".

Он пояснил, что бортовой комплекс оборудования МиГ-35 имеет глубокую степень самоконтроля и отслеживает состояние систем самолета и условий полета. "В случае отказов или попадания на близкие к критическим режимы летчик будет проинформирован, а в некоторых случаях автоматика возьмет управление на себя и уведет самолет из опасного режима", — сообщил он.

Балоян подчеркнул, что, несмотря на то, что МиГ-35 стал тяжелее своего предшественника, его пилотажные возможности удалось сохранить благодаря мощным двигателям. "При разработке МиГ-35 мы исходили из того, что пилотаж остается одним из основных элементов при подготовке летного состава ВВС большинства стран. Да, МиГ-35 стал тяжелее МиГ-29, но и двигатели РД-33МК, установленные на самолете, стали мощнее. Силовая установка обеспечивает самолету высокую тяговооруженность", — пояснил представитель корпорации.

МиГ-35 обладает и улучшенными аэродинамическими характеристиками. "Более 20% элементов планера изготовлены из композитных материалов. Принятые нашими конструкторами решения позволили улучшить характеристики устойчивости и управляемости самолета и повысили показатели маневренности. Фигуры высшего пилотажа, которые может выполнять МиГ-35, не раз были продемонстрированы на авиашоу", — сказал Балоян.

Как и в новых самолетах КБ "Сухой" Су-30 и Су-35, МиГ-35 получил подогрев сиденья и другие функции, обеспечивающие удобство и комфорт летчика. "При разработке МиГ-35 мы исходили из этого принципа, — отмечает он. — Эргономика кабины, индикация, органы управления — все это создавалось в соответствии с пожеланиями летного состава ВКС РФ и корпорации "МиГ".

Балоян подчеркнул, что МиГ-35 получил новые боевые способности, благодаря чему этот самолет стал эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе. 

"С точки зрения вооружения и оснащения МиГ-35 превосходит во всем своего предшественника. Новые радиолокационная и оптико-локационная станции, новая нашлемная система целеуказаний, современные ракеты класса "В-В" и "В-П" (такие же, как и на Су-57, за исключением крупногабаритных), большая номенклатура авиационных бомб, как свободного падения, так и корректируемых", — заявил он.

По словам Балояна, самолет имеет возможность работы по наземным и надводным поверхностям. "МиГ-35 может применять всю номенклатуру существующего авиационного вооружения, в том числе перспективные образцы", — подчеркнул представитель корпорации.  

Подготовка летчиков и планы

За время пандемии сократилось количество воздушных показов в различных регионах, группа сосредоточилась на внутренних делах. "Мы подготовили так называемую молодежь. Продвинулись по курсу боевой подготовки, чтобы дать летчикам более высокий класс, то есть поработали на себя", — рассказал Косоруков.

Он пояснил, что, несмотря на свой статус, "Стрижи" являются обычным структурным подразделением и приравниваются к авиационной эскадрилье.

"У нас приходят летчики и лейтенанты, мы их готовим по курсу боевой подготовки", — сказал он. Тренировки у летчиков из основного состава проходят по три-четыре раза в неделю.

До пандемии "Стрижи" регулярно выступали за границей. В 2020 году из-за пандемии коронавируса многие выступления авиационной группе пришлось отменить. В этом году зарубежных командировок летчики не планируют, зато пилотажную группу ждет множество выступлений в пределах страны.

"Планировалось выступление на форуме в Казахстане, но его уже второй год откладывают из-за пандемии, — рассказывает Косоруков. — В этом году тоже на следующий год отложили, а больше планов по выступлениям за границей у "Стрижей" нет. Но у нас по стране уже начали. Прошлый год, конечно, был скудноват в этом плане, но в этом году уже более расширенный список".

В свою очередь Кузнецов уточнил, что 22 мая летчики выступят в Борисоглебске в честь юбилея Борисоглебского учебного авиационного полка. "Дальше Казань, Кемерово, Челябинск... По всей стране до Сибири. Планов громадье", — сказал он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer