Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Трюки на боевых истребителях. "Стрижи" — о высшем пилотаже "с петлями и перестроениями"


6 мая 2021 года Наталья Дмитрак , ТАСС


6 мая исполняется 30 лет со дня создания авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи". Корреспондент ТАСС побывал в гостях у летчиков на авиабазе в подмосковной Кубинке и узнал, чего больше всего они ждут в преддверии юбилея, какие сюрпризы приготовила группа для зрителей, а также какие новые возможности даст группе новый истребитель МиГ-35, который находится на завершающей стадии испытаний

Кто такие "Стрижи"

В середине 1980-х годов в истребительном авиаполку в подмосковной Кубинке началось формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29. В то время самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах (ВВС). Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года — в этот день "Стрижи" впервые объявили о своем новом названии и выступили перед зрителями на истребителях МиГ-29 с характерной ливреей.

Первое выступление "Стрижей" за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда летчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции.

С тех пор летчики постоянно совершенствуют свою летную программу, которую демонстрируют во время выступлений в городах по всей России и во многих странах мира: "Стрижи" демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание "Лучшая пилотажная группа мира".

В 2004 году пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи" установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полет пяти самолетов Су-27 и четырех МиГ-29 в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название "Кубинский бриллиант", ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.

Также "Стрижи" демонстрируют обновленную программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы авиационных двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.

"С петлями и  перестроениями"

Командир "Стрижей" Денис Кузнецов рассказал, что к 30-летнему юбилею летчики подготовили сюрприз для зрителей и коллег. "Мы подготовили группу из девяти самолетов. На форуме "Армия-2020" они уже выступали, но с укороченной программой. Сейчас выступят в расширенном формате", — отметил он.

Его коллега, командир звена Дмитрий Косоруков, уточнил, что если на прошлогодней "Армии" зрители могли увидеть только пролет девяти МиГ-29, то теперь в этом строю летчики выполнят фигуры высшего пилотажа. "Мы в этом году планируем сделать программу уже с фигурами высшего пилотажа: с петлями и перестроениями", — заявил он. 

По его словам, премьеру этой девятки летчики планируют во время совместного празднования юбилеев "Стрижей" и "Русских витязей" в Кубинке 15 мая.

Косоруков рассказал, что летчики делают все возможное для того, чтобы разнообразить свои выступления. "МиГ-29 — хорошо зарекомендовавший себя самолет, но, естественно, имеет определенные ограничения", — пояснил он. "Своевременное и качественное обслуживание самолетов позволяет поддерживать технику, что называется, в строю", — уточнил в свою очередь Кузнецов.

МиГ-29 и МиГ-35

Еще в 2017 году руководство Воздушно-космических сил (ВКС) РФ заявляло о том, что "Стрижи" получат новые истребители МиГ-35. Летные испытания этих самолетов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолета. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолета.

"Самолет МиГ-35 находится на государственных испытаниях в Ахтубинске, он еще не поступил на вооружение. Он стал тяжелее, при практически тех же параметрах тяговооруженности. У него появилось больше боевых возможностей. О пилотажных говорить пока сложно. Но, будьте уверены, мы вытянем из самолета максимум", — говорил он.

Директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК "МиГ" (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян поздравил личный состав и ветеранов авиагруппы с юбилеем и подчеркнул, что корпорация заинтересована в том, чтобы "Стрижи" получили современный авиационный комплекс МиГ-35.

"Мы обращались в Минобороны России с предложением оснастить АГВП "Стрижи" новыми самолетами. Утвержденной государственной программой вооружений предусмотрена поставка самолетов МиГ-35, и после принятия решения со стороны нашего основного заказчика мы готовы заменить парк самолетов МиГ-29 на новые МиГ-35", — пояснил он.

Он также отметил, что "35-е" находятся на заверщающей стадии испытаний. "МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком (Минобороны РФ — прим. ТАСС) в оперативном порядке их решаем", — заявил Балоян.

А пока "Стрижи" не получили МиГ-35, их авиатехника обслуживается на заданном уровне. "Часть комплектующих изделий самолетов МиГ-29 изготавливалась в странах бывшего СССР. На текущий момент времени такие запчасти уже замещены", — сказал он.

Превосходство МиГ-35

По словам командира "Стрижей", в первую очередь от МиГ-35 летчики ждут усовершенствованную систему навигации. Отдельное пожелание — чтобы создали систему визуализации, которая позволит сделать выступления еще интереснее. "Чтоб навигация хорошая была.

Если брать именно для пилотажной группы, хотелось бы, чтобы реализовали системы визуализации, то есть как на авиашоу МАКС иностранные группы летают с цветным дымом. Это было бы зрелищнее, интереснее, и мы бы с этим могли гораздо дальше пойти", — говорит Кузнецов.

Одно из ожидаемых обновлений — система помощи летчику. Такая система стоит на современных истребителях Су-30СМ и Су-35С коллег из "Русских витязей". "В наших МиГ-29 она тоже есть, но, естественно, в более современных машинах система более совершенна", — отметил летчик.

Обновленные самолеты "конкурирующей фирмы" упростили жизнь не только самим "Русским витязям", но и "Стрижам": им стало легче пилотировать во время совместных выступлений. "В каких-то моментах нам стало удобнее летать с ними вместе", — сказал командир "Стрижей".

"Когда они летали на Су-27 и мы совместно выполняли "петлю Нестерова", при проходе верхней точки нам приходилось включать форсаж, то есть добавлять обороты, потому что самолет у них вверху легче разворачивался. Нам приходилось тягой двигателя пытаться за ними удержаться. Когда самолет идет вниз, обычно уменьшают тягу двигателя, а нам приходилось ее, наоборот, добавлять. Это психологически тяжело. А с этими самолетами добавляем не так сильно, и для нас это легче", — пояснил Кузнецов.

По словам представителя корпорации "МиГ", пожелания летчиков учитываются при создании нового самолета. В корпорации готовы и оснастить новую технику системами визуализации, если соответствующее требование поступит от Минобороны. "Мы готовы установить это оборудование в случае соответствующего требования заказчика", — сказал Балоян.

Он также подчеркнул, что МиГ-35 получил новейшую навигационную систему. "Самолет МиГ-35 оснащен новейшей навигационной системой российского производства, включающей современные системы инерциальной и спутниковой навигации", — рассказал представитель корпорации.

Истребитель получит и ряд других усовершенствований. "Безопасность и комфорт летчика во время полета является приоритетной целью для конструкторов и инженеров корпорации "МиГ", — говорит Балоян. — Одной из отличительных особенностей МиГ-35 является интуитивно понятная работа в кабине, что подтверждают и сами летчики. В критической ситуации система может предложить оптимальное действие, так как ее работа направлена на помощь летчику".

Он пояснил, что бортовой комплекс оборудования МиГ-35 имеет глубокую степень самоконтроля и отслеживает состояние систем самолета и условий полета. "В случае отказов или попадания на близкие к критическим режимы летчик будет проинформирован, а в некоторых случаях автоматика возьмет управление на себя и уведет самолет из опасного режима", — сообщил он.

Балоян подчеркнул, что, несмотря на то, что МиГ-35 стал тяжелее своего предшественника, его пилотажные возможности удалось сохранить благодаря мощным двигателям. "При разработке МиГ-35 мы исходили из того, что пилотаж остается одним из основных элементов при подготовке летного состава ВВС большинства стран. Да, МиГ-35 стал тяжелее МиГ-29, но и двигатели РД-33МК, установленные на самолете, стали мощнее. Силовая установка обеспечивает самолету высокую тяговооруженность", — пояснил представитель корпорации.

МиГ-35 обладает и улучшенными аэродинамическими характеристиками. "Более 20% элементов планера изготовлены из композитных материалов. Принятые нашими конструкторами решения позволили улучшить характеристики устойчивости и управляемости самолета и повысили показатели маневренности. Фигуры высшего пилотажа, которые может выполнять МиГ-35, не раз были продемонстрированы на авиашоу", — сказал Балоян.

Как и в новых самолетах КБ "Сухой" Су-30 и Су-35, МиГ-35 получил подогрев сиденья и другие функции, обеспечивающие удобство и комфорт летчика. "При разработке МиГ-35 мы исходили из этого принципа, — отмечает он. — Эргономика кабины, индикация, органы управления — все это создавалось в соответствии с пожеланиями летного состава ВКС РФ и корпорации "МиГ".

Балоян подчеркнул, что МиГ-35 получил новые боевые способности, благодаря чему этот самолет стал эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе. 

"С точки зрения вооружения и оснащения МиГ-35 превосходит во всем своего предшественника. Новые радиолокационная и оптико-локационная станции, новая нашлемная система целеуказаний, современные ракеты класса "В-В" и "В-П" (такие же, как и на Су-57, за исключением крупногабаритных), большая номенклатура авиационных бомб, как свободного падения, так и корректируемых", — заявил он.

По словам Балояна, самолет имеет возможность работы по наземным и надводным поверхностям. "МиГ-35 может применять всю номенклатуру существующего авиационного вооружения, в том числе перспективные образцы", — подчеркнул представитель корпорации.  

Подготовка летчиков и планы

За время пандемии сократилось количество воздушных показов в различных регионах, группа сосредоточилась на внутренних делах. "Мы подготовили так называемую молодежь. Продвинулись по курсу боевой подготовки, чтобы дать летчикам более высокий класс, то есть поработали на себя", — рассказал Косоруков.

Он пояснил, что, несмотря на свой статус, "Стрижи" являются обычным структурным подразделением и приравниваются к авиационной эскадрилье.

"У нас приходят летчики и лейтенанты, мы их готовим по курсу боевой подготовки", — сказал он. Тренировки у летчиков из основного состава проходят по три-четыре раза в неделю.

До пандемии "Стрижи" регулярно выступали за границей. В 2020 году из-за пандемии коронавируса многие выступления авиационной группе пришлось отменить. В этом году зарубежных командировок летчики не планируют, зато пилотажную группу ждет множество выступлений в пределах страны.

"Планировалось выступление на форуме в Казахстане, но его уже второй год откладывают из-за пандемии, — рассказывает Косоруков. — В этом году тоже на следующий год отложили, а больше планов по выступлениям за границей у "Стрижей" нет. Но у нас по стране уже начали. Прошлый год, конечно, был скудноват в этом плане, но в этом году уже более расширенный список".

В свою очередь Кузнецов уточнил, что 22 мая летчики выступят в Борисоглебске в честь юбилея Борисоглебского учебного авиационного полка. "Дальше Казань, Кемерово, Челябинск... По всей стране до Сибири. Планов громадье", — сказал он.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Павел Устинов
ТурДом
Эксперт рассказал о возможных причинах ЧП с самолетом в Симферополе В аэропорту инцидент не связывают с дождями в Крыму
Алексей Волынец
ТАСС
"Подумал, что взорвался…" 70 лет назад впервые был совершен таран на реактивном самолете

Синьхуа
Три китайских космонавта вошли в основной модуль "Тяньхэ" китайской орбитальной станции
Сабрина Самедова
КоммерсантЪ
"Прогрессу" определили срок
Роман Крецул Алексей Рамм
Известия
Полярный лет: охотники за субмаринами стартуют на Северный полюс
Анна Занина
КоммерсантЪ
"Трансаэро" преподнесло бенефициару урок
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ
Принадлежавшие АЛРОСА Ил-76 осели в Ульяновске
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Китай расширяется в космос




ТАСС
Что известно о пилотируемой космической программе Китая
Максим Талавринов
Известия
Полет за миллилитры: Росавиация призвала бизнес поддержать вакцинацию пассажиров
Артём Кореняко
РБК
Власти выделят для полетов на Дальнем Востоке 2 млрд рублей

Ростех
Опережая время: уникальные самолеты Мясищева
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Ставок с неба не хватают
Любовь Лежнева
Известия
Ближе Восток: в Совфеде предлагают ограничить цены на билеты из ДФО
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Рейсовая каша: авиакомпании исчерпали возможности отправки туристов на Черное море
Геворг Мирзаян
Взгляд
Суд по малайзийскому Boeing подрывает антироссийскую пропаганду
Кирилл Сенин
Известия
Улетный бизнес: национальную авиакомпанию уличили в связях с ОПГ и наркоторговле
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Узкий размах: перехватчик МиГ-31 получил ракеты малой дальности Р-74М
Александра Ермакова
RT
На фоне пандемии: число сообщений о минировании аэропортов и самолётов в России снизилось в три раза
Михаил Котов
ТАСС
Уйти нельзя остаться. Перспективы МКС и РОСС при параллельном развитии
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Страховой полюс: зачем Минобороны расширяет арктический аэродром
Сергей Калашников
КоммерсантЪ
Черноземье далеко не улетело
Максим Талавринов, Дмитрий Гринкевич, Анастасия Платонова
Известия
Шарм покати: на курорты Египта могут пустить только регулярные рейсы
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
"Сухой" в достатке: Балтийский флот получит новые истребители Су-30СМ

Business FM
Российские авиакомпании попросили отложить «прописку» самолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Дипломатия истребителей
Максим Талавринов
Известия
Кейс откладывается: авиакомпании просят отложить «прописку» самолетов в России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Прибавить гиперзвук: еще один военный округ вооружат "Кинжалами"
Александр Тимохин
Взгляд
России срочно нужны военно-транспортные самолеты
Кира Деливориа
Октагон
Как авиабилеты превратились в лотерейные
Мария Васильева, Максим Талавринов
Известия
Взлеты и пандемия: чартерные рейсы в Египет могут открыться до июля
Елена Балаян, Иван Петров
Известия
Вывели с орбиты: что стоит за новым эпизодом хищений в "Роскосмосе"
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Акции Utair пролетят мимо ХМАО
Александра Мерцалова, Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Грустнопассажирские рейсы
Ольга Коленцова
Известия
Повысили градус: с новой орбитальной станции космонавты увидят всю Россию
Анна Перова
КоммерсантЪ
Жесткая посадка завершится приговором
Любовь Лежнева
Известия
Для винта: в РФ подготовят программу обучения специалистов авиастроения
Анастасия Николаева
Интерфакс
В ожидании Египта
Елена Прошина
Рамблер
Не "Победой" единой: Зачем России новый лоукостер
Юрий Сюн, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Все, что не достроено, уже украдено
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт объяснил отмену Германией рейсов S7 из Москвы в Берлин
Дмитрий Зубарев
Взгляд
Росавиация решила проблему с полетами между Россией и Германией

Российская Газета
Эксперт рассказал, как снизить себестоимость полетов в отдаленные поселки
Ксения Логинова
Известия
Назло соседу: страны Балтии пошли на обострение конфликта с Минском

Ростех
90 лет на высоте

Интерфакс
Обманутые ожидания
Максим Талавринов
Известия
Бес скидок: ФАС сочла преференции лоукостерам в аэропортах законными
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Француз не дошел до русских столиц
Виталий Чугин
ТАСС
Новые кадры старого Boeing 777: покореженный металл предстал перед судьями
Иван Корякин
КоммерсантЪ
Россия поделится небом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer