Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страховой полюс: зачем Минобороны расширяет арктический аэродром


10 июня 2021 года Антон Лавров, Анна Черепанова, Известия


Россия вложит еще несколько миллиардов рублей в строительство самой северной авиабазы страны на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Это сделает ее одним из самых дорогих оборонных проектов в Арктике. Дополнительные работы позволят на постоянной основе разместить там истребители-бомбардировщики Су-34 и принимать стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Эксперты отмечают, что упрочнение военного присутствия в Арктике необходимо для закрепления в богатейшем ресурсами регионе, права на который оспаривают у РФ другие государства.

Россия вложит еще несколько миллиардов рублей в строительство самой северной авиабазы страны на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Это сделает ее одним из самых дорогих оборонных проектов в Арктике. Дополнительные работы позволят на постоянной основе разместить там истребители-бомбардировщики Су-34 и принимать стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Эксперты отмечают, что упрочнение военного присутствия в Арктике необходимо для закрепления в богатейшем ресурсами регионе, права на который оспаривают у РФ другие государства.

Дорогое усиление

«Военно-строительная компания» в июне привлекла кредитную линию в 3,985 млрд рублей на завершение проектирования и строительства аэродрома Нагурское на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа (документация тендера имеется в распоряжении «Известий»). Средства пойдут на создание там инфраструктуры для постоянного базирования военных самолетов, пояснили источники «Известий» в военном ведомстве. Госконтракт на эти работы Минобороны подписало в феврале 2021 года. Исполнить его планируется к концу 2023-го.

С 2015 по 2019 год на создание аэродрома и строительно-монтажные работы по его возведению уже израсходовали около 5 млрд рублей. В 2020-м оборонное ведомство отчиталось, что твердая ВПП из бетонных плит вместо грунтовой построена, и Нагурское превратилось в круглогодичную авиабазу.

В общей сложности строительство полноценной военной авиабазы в арктических условиях обойдется в 9 млрд рублей. Примерно такую же сумму выделило правительство РФ в прошлом году на возведение силами Минобороны 16 инфекционных стационаров для борьбы с COVID-19.

В мае этого года начальник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота РФ генерал-майор Игорь Чуркин заявил, что совершенствование арктических аэродромов ведется в интересах контроля воздушного пространства в районе Северного морского пути (Севморпути) и обеспечения безопасности этой транспортной артерии с воздуха. По его словам, Нагурское после реконструкции способно принимать стратегические бомбардировщики Ту-95МС.

«Известия» уже писали, что на аэродроме острова Земля Александры планируется организовать постоянное базирование истребителей-бомбардировщиков Су-34. Для этого предусмотрена постройка закрытых теплых ангаров и помещений для технического обслуживания. Также в проекте открытые места для стоянки других типов самолетов, включая военно-транспортные Ил-76 и самолеты-заправщики Ил-78. На аэродроме установят новые системы взлета и посадки, позволяющие авиации работать даже в сложных погодных условиях.

Спорный регион

США оспаривают право России контролировать Севморпуть и ограничивать доступ в него иностранных военных кораблей. Госсекретарь Энтони Блинкен в мае заявил, что Россия занимается милитаризацией региона и выдвигает в нем «незаконные морские претензии».

Если не тратить финансовые ресурсы на поддержание в Арктике военной стабильности, мы окажемся в ситуации просящего помощи с протянутой рукой, чего никак не можем себе позволить, считает экс-замминистра иностранных дел, бывший заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе.

— Американцы не хотят признавать нашим Севморпуть и считают его международными водами, — пояснил эксперт «Известиям». — Недавно была встреча арктических стран, в ходе которой стало понятно, что теперь и другие государства выражают претензии на этот регион. Там разворачивается очень серьезное экономическое и военное противостояние. Если не будем демонстрировать свое влияние, у нас очень быстро всё отберут.

Арктика — это регион будущего, потенциально богатый огромными природными ресурсами и очень выгодным коротким морским путем. Но он же и один из самых сложных. Поэтому придется работать и вкладывать в него средства, иначе ничего не получится, заключил Сергей Орджоникидзе.

Комплексное развитие Арктики — это комплексное развитие страны, подчеркнул вице-президент «Ассоциации полярников», ледовый разведчик 1-го класса Константин Зайцев.

— Будущее России действительно лежит в Арктике. Это и запасы углеводородов, и полезные ископаемые, транспортные перевозки морем, перелеты через океан, — перечислил он «Известиям». — С учетом потепления климата и ухода границы тяжелых льдов к северу облегчается мореплавание. Будет развиваться Северный морской путь: увеличится количество перевозок, будем экономически укрепляться, сократится время доставки грузов с запада на восток и наоборот.

Строительство в России новых ледоколов и современных транспортных судов ледового класса позволит круглогодичную безаварийную навигацию по Севморпути и сделает его наиболее выгодным и безопасным транспортным маршрутом, заключил Константин Зайцев.

Самая северная база

Аэродром Нагурское и военная база «Арктический трилистник» находятся на острове Земля Александры заполярного архипелага Земля Франца-Иосифа. Это ближайшая суша к Северному полюсу, до которого всего 900 км. Раньше там находилась небольшая пограничная база и грунтовая ВПП. Полеты с нее были возможны только в холодный период.

Новый аэродром создал принципиально иные возможности для оборонного ведомства. Туда уже перебрасывали транспортные Ил-76 и перехватчики МиГ-31БМ. Пара истребителей, стартовав с Нагурского, впервые в истории долетела до Северного полюса, провела там патрулирование и, дозаправившись от воздушного танкера Ил-78, вернулась обратно. Постоянное дежурство истребителей там пока не организовано.

На «Арктическом трилистнике» размещена 71-я тактическая группа, вооруженная зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С» и береговыми противокорабельными «Бастионами». В ее состав входит и радиолокационная рота, наблюдающая за воздушным пространством.

Создание военной базы с жилым комплексом велось по отдельному контракту и обошлось еще по меньшей мере в 4 млрд рублей. С прошлого года для персонала строят крытый подогреваемый бассейн. На это выделено еще почти 300 млн рублей.

Некоммерческая публичная правовая компания «Военно-строительная компания» учреждена указом президента Владимира Путина в октябре 2017 года. Планируется, что она станет единственным генподрядчиком по всем объектам строительства Минобороны. Контракт на продолжение обустройства аэродрома Нагурское — один из первых крупных проектов, который курирует новая организация. Всего же в действующей госпрограмме вооружений 2018–2027 годов на возведение военной инфраструктуры запланировано потратить около 1 трлн рублей.




комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer