Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страховой полюс: зачем Минобороны расширяет арктический аэродром


10 июня 2021 года Антон Лавров, Анна Черепанова, Известия


Россия вложит еще несколько миллиардов рублей в строительство самой северной авиабазы страны на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Это сделает ее одним из самых дорогих оборонных проектов в Арктике. Дополнительные работы позволят на постоянной основе разместить там истребители-бомбардировщики Су-34 и принимать стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Эксперты отмечают, что упрочнение военного присутствия в Арктике необходимо для закрепления в богатейшем ресурсами регионе, права на который оспаривают у РФ другие государства.

Россия вложит еще несколько миллиардов рублей в строительство самой северной авиабазы страны на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Это сделает ее одним из самых дорогих оборонных проектов в Арктике. Дополнительные работы позволят на постоянной основе разместить там истребители-бомбардировщики Су-34 и принимать стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Эксперты отмечают, что упрочнение военного присутствия в Арктике необходимо для закрепления в богатейшем ресурсами регионе, права на который оспаривают у РФ другие государства.

Дорогое усиление

«Военно-строительная компания» в июне привлекла кредитную линию в 3,985 млрд рублей на завершение проектирования и строительства аэродрома Нагурское на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа (документация тендера имеется в распоряжении «Известий»). Средства пойдут на создание там инфраструктуры для постоянного базирования военных самолетов, пояснили источники «Известий» в военном ведомстве. Госконтракт на эти работы Минобороны подписало в феврале 2021 года. Исполнить его планируется к концу 2023-го.

С 2015 по 2019 год на создание аэродрома и строительно-монтажные работы по его возведению уже израсходовали около 5 млрд рублей. В 2020-м оборонное ведомство отчиталось, что твердая ВПП из бетонных плит вместо грунтовой построена, и Нагурское превратилось в круглогодичную авиабазу.

В общей сложности строительство полноценной военной авиабазы в арктических условиях обойдется в 9 млрд рублей. Примерно такую же сумму выделило правительство РФ в прошлом году на возведение силами Минобороны 16 инфекционных стационаров для борьбы с COVID-19.

В мае этого года начальник штаба армии ВВС и ПВО Северного флота РФ генерал-майор Игорь Чуркин заявил, что совершенствование арктических аэродромов ведется в интересах контроля воздушного пространства в районе Северного морского пути (Севморпути) и обеспечения безопасности этой транспортной артерии с воздуха. По его словам, Нагурское после реконструкции способно принимать стратегические бомбардировщики Ту-95МС.

«Известия» уже писали, что на аэродроме острова Земля Александры планируется организовать постоянное базирование истребителей-бомбардировщиков Су-34. Для этого предусмотрена постройка закрытых теплых ангаров и помещений для технического обслуживания. Также в проекте открытые места для стоянки других типов самолетов, включая военно-транспортные Ил-76 и самолеты-заправщики Ил-78. На аэродроме установят новые системы взлета и посадки, позволяющие авиации работать даже в сложных погодных условиях.

Спорный регион

США оспаривают право России контролировать Севморпуть и ограничивать доступ в него иностранных военных кораблей. Госсекретарь Энтони Блинкен в мае заявил, что Россия занимается милитаризацией региона и выдвигает в нем «незаконные морские претензии».

Если не тратить финансовые ресурсы на поддержание в Арктике военной стабильности, мы окажемся в ситуации просящего помощи с протянутой рукой, чего никак не можем себе позволить, считает экс-замминистра иностранных дел, бывший заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе.

— Американцы не хотят признавать нашим Севморпуть и считают его международными водами, — пояснил эксперт «Известиям». — Недавно была встреча арктических стран, в ходе которой стало понятно, что теперь и другие государства выражают претензии на этот регион. Там разворачивается очень серьезное экономическое и военное противостояние. Если не будем демонстрировать свое влияние, у нас очень быстро всё отберут.

Арктика — это регион будущего, потенциально богатый огромными природными ресурсами и очень выгодным коротким морским путем. Но он же и один из самых сложных. Поэтому придется работать и вкладывать в него средства, иначе ничего не получится, заключил Сергей Орджоникидзе.

Комплексное развитие Арктики — это комплексное развитие страны, подчеркнул вице-президент «Ассоциации полярников», ледовый разведчик 1-го класса Константин Зайцев.

— Будущее России действительно лежит в Арктике. Это и запасы углеводородов, и полезные ископаемые, транспортные перевозки морем, перелеты через океан, — перечислил он «Известиям». — С учетом потепления климата и ухода границы тяжелых льдов к северу облегчается мореплавание. Будет развиваться Северный морской путь: увеличится количество перевозок, будем экономически укрепляться, сократится время доставки грузов с запада на восток и наоборот.

Строительство в России новых ледоколов и современных транспортных судов ледового класса позволит круглогодичную безаварийную навигацию по Севморпути и сделает его наиболее выгодным и безопасным транспортным маршрутом, заключил Константин Зайцев.

Самая северная база

Аэродром Нагурское и военная база «Арктический трилистник» находятся на острове Земля Александры заполярного архипелага Земля Франца-Иосифа. Это ближайшая суша к Северному полюсу, до которого всего 900 км. Раньше там находилась небольшая пограничная база и грунтовая ВПП. Полеты с нее были возможны только в холодный период.

Новый аэродром создал принципиально иные возможности для оборонного ведомства. Туда уже перебрасывали транспортные Ил-76 и перехватчики МиГ-31БМ. Пара истребителей, стартовав с Нагурского, впервые в истории долетела до Северного полюса, провела там патрулирование и, дозаправившись от воздушного танкера Ил-78, вернулась обратно. Постоянное дежурство истребителей там пока не организовано.

На «Арктическом трилистнике» размещена 71-я тактическая группа, вооруженная зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С» и береговыми противокорабельными «Бастионами». В ее состав входит и радиолокационная рота, наблюдающая за воздушным пространством.

Создание военной базы с жилым комплексом велось по отдельному контракту и обошлось еще по меньшей мере в 4 млрд рублей. С прошлого года для персонала строят крытый подогреваемый бассейн. На это выделено еще почти 300 млн рублей.

Некоммерческая публичная правовая компания «Военно-строительная компания» учреждена указом президента Владимира Путина в октябре 2017 года. Планируется, что она станет единственным генподрядчиком по всем объектам строительства Минобороны. Контракт на продолжение обустройства аэродрома Нагурское — один из первых крупных проектов, который курирует новая организация. Всего же в действующей госпрограмме вооружений 2018–2027 годов на возведение военной инфраструктуры запланировано потратить около 1 трлн рублей.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Анастасия Львова, Антон Лавров
Известия
Ресурс-фактор: авиаторы попросили продлить срок службы двигателей для Ми-8

АвтоРадио
Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер
Елена Григорьева
Ямал-Медиа
В России хотят разрешить переустанавливать запчасти с одних самолетов на другие: зачем это нужно
Анастасия Львова
Известия
Разбор перед полетом: авиакомпании просят узаконить каннибализацию самолетов

Радио 1
Авиаэксперт назвал причины бешеной авиапопулярности Турции у россиян

MK.ru
Санкции встали боком: для западной авиации настали сложные времена

Моменты
Стоимость авиаперелетов достигла пика. Что будет дальше

Аргументы и Факты
Эксперт: в России летает 80% авиапарка



Иван Богатырев
ФедералПресс
Малая авиация в России: взлетит ли "Байкал" в небо?
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
Трафик работы: "Аэрофлот" и S7 вышли на рекордные перевозки в России
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшая грузовая авиагруппа России сократит почти всех пилотов Boeing
Александр Астахов
Business FM
Reuters: российские авиакомпании разбирают борты на запчасти. Останется ли страна без самолетов?

Business FM
Nordwind недополучит 5 млрд рублей господдержки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
NordWind налетел на деньги
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: создан материал для космических самолетов будущего

Ростех
Космический "Ил"
Анастасия Львова
Известия
Воздушная подмога: в России могут обнулить региональные налоги на самолеты
Валерий Кодачигов
Известия
По доле случая: российское госпредприятие может стать акционером OneWeb

Business FM
Санкционное смягчение: Великобритания отменила запрет на страхование и перестрахование транспорта из России

Комсомольская правда
Эксперт рассказал, чем интересна "авиасделка" Ирана и России
Михаил Котов
Известия
Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Аэропорт не делится по-братски
Сергей Калашников, Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Нелетная конъюнктура
Кристина Федичкина
Коммерсантъ
«Самолет Судного дня» приземлил в колонии
Анастасия Львова
Известия
Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
От общего к запчастному
Ольга Божьева
МК
Снятие ЕС ограничений с российской авиаотрасли стало маленькой победой
Владислав Викторов
Радио «Ъ FM»
Авиации дали немного свободы
Аглая Сидорова
Коммерсантъ
Лизинг не в пролете
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиакомпаниям напомнили о родине
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Boeing в облет России
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
По осени рассчитают: в РФ появится рейтинг пунктуальности авиакомпаний

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор в вертолетостроении
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК закупит дроны на 5,5 млрд для новой авиакомпании

Report
Эксперт о причинах глобального авиакризиса

Роскосмос
1096 дней в космосе: результаты трёх лет работы астрофизической обсерватории "Спектр-РГ"

Ростех
Су-27: пять фактов об истребителе

Business FM
"Очень конкурентоспособная машина": российский МС-21 заменит Boeing и Airbus
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Ростех
Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе
Елена Гончарова
Вести
Строить долго, содержать дорого. Почему власти не дали денег на выпуск воронежских самолётов

Ростех
"Авиалесоохрана": почти век на страже леса
Артём Кореняко, Полина Химшиашвили
РБК
Сотрудники "Аэрофлота" пожаловались на реформу техобслуживания самолетов
Роман Солдатов, Ирина Чефанова
Известия
Жесткая посадка: топ-менеджеры "Аэрофлота" могут получить до 10 лет
Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer