Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что известно о пилотируемой космической программе Китая


17 июня 2021 года ТАСС


17 июня в 04:22 мск Китай осуществил запуск с космодрома Цзюцюань (провинция Ганьсу) ракеты-носителя Long March - 2F. С ее помощью на околоземную орбиту был успешно выведен космический корабль "Шэньчжоу-12" с тремя космонавтами на борту. Спустя несколько часов корабль состыковался с базовым модулем будущей долговременной орбитальной станции КНР, который был выведен в космос 29 апреля 2021 года. В экипаж "Шэньчжоу-12" входят тайкунавты Не Хайшэн (командир), Лю Бомин и Тан Хунбо. Им предстоит проработать на орбите около трех месяцев. История пилотируемой программы КНР - в материале ТАСС.

История

Первой разработкой КНР в рамках пилотируемой программы был проект корабля "Шугуан" (в переводе с китайского "Заря" или "Рассвет"). Его создание началось в 1966 году, одновременно с началом "культурной революции", но проект носил скорее пропагандистский характер. В 1970 году Китай запустил в космос свой первый спутник ("Дунфанхун-1"), однако пилотируемая программа в 1972 году была свернута.

21 сентября 1992 года КНР утвердил пилотируемую космическую программу, включающую три этапа:

  • разработку пилотируемого корабля и осуществление полета первого китайского космонавта или тайкунавта (слово "тайкун" переводится с китайского как "космос");
  • запуск экспериментальных орбитальных модулей и отработку на них технологии сближения и стыковки с космическими кораблями, а также отработку системы жизнеобеспечения будущей полноценной космической станции;
  • создание орбитальной станции для длительных экспедиций.

На реализацию программы только в 1992-2003 годах было израсходовано около $2,2 млрд (примерно 18 млрд юаней).

Ряд технологий для пилотируемых запусков Китай получил от России в рамках соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, которое было подписано космическими ведомствами стран 25 марта 1994 года, и межправительственного соглашения о сотрудничестве в области пилотируемой космонавтики от 25 апреля 1996 года. Кроме того, согласно договоренностям, первые семь тайкунавтов проходили подготовку в российском Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина (Звездный городок, Московская область).

Пилотируемый корабль "Шэньчжоу"

На первом этапе Китайской корпорацией аэрокосмической науки и техники (CASC) был создан пилотируемый корабль "Шэньчжоу" ("Священный челн"), а для его запуска специально разработана ракета-носитель Long March - 2F (LM-2F).

Впервые корабль "Шэньчжоу" в беспилотном варианте был выведен на околоземную орбиту 19 ноября 1999 года. Следующие три запуска проводились также без экипажа: в январе 2001 года, марте и декабре 2002 года.

15 октября 2003 года на "Шэньчжоу-5" совершил полет первый китайский космонавт Ян Ливэй, который провел в космосе 21 час 23 минуты. В октябре 2005 года на "Шэньчжоу-6" в космосе побывал экипаж уже из двух космонавтов. А в сентябре 2008 года состоялся полет "Шэньчжоу-7" с тремя космонавтами на борту, 27 сентября член экипажа Чжай Чжиган осуществил первый в истории китайской пилотируемой космонавтики выход в открытый космос (провел за пределами корабля 14 минут).

Экспериментальный орбитальный модуль "Тяньгун-1"

На базе пилотируемого корабля "Шэньчжоу" был создан экспериментальный орбитальный модуль "Тяньгун-1" ("Небесный дворец - 1") - прототип полноценной китайской космической станции. Его разработали специалисты Китайской академии космической техники (CAST), входящей в структуру CASC.

Модуль "Тяньгун-1" был запущен на околоземную орбиту 29 сентября 2011 года с космодрома Цзюцюань ракетой-носителем LM-2F. В 2012 и 2013 годах состоялись пилотируемые миссии "Шэньчжоу-9" и "Шэньчжоу-10", экипажи которых провели по две стыковки с "Тяньгун-1" - в автоматическом и ручном режимах.

2 апреля 2018 года неработающая экспериментальная станция сошла с околоземной орбиты. Обломки "Тяньгун-1" сгорели в плотных слоях атмосферы над южной частью Тихого океана. Всего она находилась в полете шесть лет шесть месяцев четыре дня (2 386 дней).

"Тяньгун-2"

Второй экспериментальный орбитальный модуль был запущен 15 сентября 2016 года также с помощью ракеты-носителя LM-2F. В его основную задачу входило тестирование технологии поддержания жизни для будущей полноценной космической станции КНР. "Тяньгун-2" был оснащен регенеративной системой жизнеобеспечения, способной перерабатывать углекислый газ и воду.

С 19 октября по 17 ноября 2016 года к "Тяньгун-2" был пристыкован корабль "Шэньчжоу-11" (стартовал 17 октября) с двумя космонавтами. Работающие на орбитальном модуле Цзин Хайпэн (командир экипажа) и Чэнь Дун провели ряд научных и прикладных экспериментов, запустили с борта "Тяньгун-2" 47-килограммовый микроспутник, предназначенный для высококачественной фотосъемки. 18 ноября 2016 года экипаж вернулся на Землю. В общей сложности космонавты провели в космосе 32 дня 6 часов (в т.ч. на борту экспериментальной станции - 29 дней 9 часов) - в два раза больше предыдущих пилотируемых экспедиций КНР.

19 июля 2019 года "Тяньгун-2" был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане. Вторая китайская экспериментальная космическая станция находилась на околоземной орбите два года 10 месяцев пять дней (1 038 дней).

В общей сложности до настоящего момента (без учета миссии "Шэньчжоу-12") в космосе побывали 11 китайских космонавтов, в том числе две женщины. Все экипажи летали на кораблях "Шэньчжоу".

Создание национальной космической станции

На заключительном этапе действующей пилотируемой программы Китай намерен создать на околоземной орбите долговременную многомодульную космическую станцию - по подобию российского орбитального комплекса "Мир" (находился на орбите в 1986-2001 годах) и Международной космической станции (с 1998 года). В мае 2018 года Китай пригласил страны - члены ООН к сотрудничеству на базе своей космической станции. В июле того же года вопрос взаимодействия в этой области обсуждался с Россией. По заявлению Пекина, на апрель 2021 года уже 17 государств выразили свою заинтересованность в совместных исследованиях на китайской национальной станции.

Первый базовый модуль "Тянхэ" будущей станции был выведен на околоземную орбиту 29 апреля 2021 года с помощью ракеты-носителя LM-5, стартовавшей с нового китайского космодрома Вэньчан (расположен в провинции Хайнань на одноименном острове в Южно-Китайском море). Спустя месяц, 29 мая, с того же космодрома была запущена ракета LM-7 с грузовым кораблем "Тяньчжоу-2". В тот же день автоматический корабль состыковался с модулем "Тянхэ". На борту "грузовика" находится около двух тонн топлива, различное оборудование (в т.ч. для монтажных работ в открытом космосе), провизия для членов первой экспедиции на станцию.

Согласно проекту, национальная космическая станция КНР будет состоять из трех основных модулей - базового и двух лабораторных со стыковочными узлами. Ее сборку на околоземной орбите КНР намеревается завершить в 2022 году и рассчитывает эксплуатировать станцию не менее десяти лет.

Перспективный пилотируемый корабль
Кроме того, КНР ведет работы по созданию нового пилотируемого корабля для полетов на околоземную орбиту, а также на Луну.

25 июня 2016 года с космодрома Вэньчан с помощью ракеты-носителя LM-7 в космос была выведена модель возвращаемого аппарата перспективного пилотируемого корабля. На следующий день, 26 июня, аппарат приземлился в китайском автономном районе Внутренняя Монголия (Северный Китай). Испытания посадочной системы были признаны успешными.

5 мая 2020 года ракета LM-5B, стартовавшая также с космодрома Вэньчан, запустила экспериментальную версию пилотируемого корабля нового поколения (без экипажа) и прототип грузовой возвращаемой капсулы. 6 мая агентство "Синьхуа" со ссылкой на Управление программы космических пилотируемых полетов КНР сообщило, что возвращение грузовой капсулы на Землю произошло со сбоями. 8 мая, после 67-часового полета, посадочный модуль экспериментального пилотируемого корабля успешно приземлился во Внутренней Монголии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer