Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Назло соседу: страны Балтии пошли на обострение конфликта с Минском


2 июня 2021 года Ксения Логинова, Известия


Балтийские страны готовятся к еще большему обострению отношений с Минском и финансовым потерям. Компания airBaltic подсчитала, что, облетая Белоруссию, она в год потеряет около €2 млн. Латвийские власти при этом заявляют, что из-за прекращения авиасообщения с Белоруссией страна понесет убытки, которые «будут исчисляться тысячами евро, а вовсе не миллионами». Впрочем, гораздо больший ущерб страны Балтии могут понести за счет потери возможности работать с белорусскими грузами. Чем на самом деле обернется для балтийских государств конфронтация с Минском — выясняли «Известия».

Балтийские страны готовятся к еще большему обострению отношений с Минском и финансовым потерям. Компания airBaltic подсчитала, что, облетая Белоруссию, она в год потеряет около €2 млн. Латвийские власти при этом заявляют, что из-за прекращения авиасообщения с Белоруссией страна понесет убытки, которые «будут исчисляться тысячами евро, а вовсе не миллионами». Впрочем, гораздо больший ущерб страны Балтии могут понести за счет потери возможности работать с белорусскими грузами. Чем на самом деле обернется для балтийских государств конфронтация с Минском — выясняли «Известия».

По-разному посчитали

«Убытки из-за прекращения авиасообщения Латвии с Белоруссией будут исчисляться тысячами евро, а не миллионами. В этой ситуации важна безопасность полетов и пассажиров, а экономический аспект не играл роли в принятии решения», — заявил министр сообщения Талис Линкайтс. При этом он признался, что полеты из Риги в Минск были очень востребованы, и летом латвийская национальная авиакомпания airBaltic и белорусская «Белавиа» собирались увеличить число рейсов.

Лидеры ЕС закрыли для белорусских компаний свое воздушное пространство и пообещали ввести санкции против физических и юридических лиц
В свою очередь, компания airBaltic называет совсем другие цифры. Авиаперевозчик подсчитал, что ущерб из-за облета территории Белоруссии составит около €2 млн в год.

25 мая балтийские страны вместе с другими странами Евросоюза приостановили полеты своих компаний в Минск, а также запретили им использовать воздушное пространство Белоруссии на своем маршруте. Это стало ответом на экстренную посадку в Минске самолета ирландского лоукостера Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс. На борту находился редактор Telegram-канала «Беларусь головного мозга», создатель популярного паблика Nexta Роман Протасевич. Едва лайнер приземлился, 26-летнего оппозиционера арестовали.

Несмотря на предстоящие убытки, прибалтийские политики спешно подливают масла в и без того отменно полыхающий костер риторики вокруг инцидента в Минске. В Латвии министр обороны Артис Пабрикс призывает ввести экономические санкции против лиц, ответственных за произошедшее с самолетом Ryanair. Депутат Европарламента от Эстонии Урмас Паэт полагает, что страны Евросоюза должны сократить численность сотрудников белорусских посольств. «Я скорее считаю правильным, чтобы европейские страны заняли здесь единую позицию», — заявил политик.

Вице-президент Литовской конфедерации бизнеса Марюс Дубниковас отмечает, что Белоруссия импортирует нефть, перерабатывает ее и экспортирует в Западную Европу. «Если отказаться от этого, то режим точно обанкротится», — заявил он, добавив при этом литовские компании в этом случае тоже понесут потери.

В Минске на все обвинения в свой адрес огрызаются. «Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить», — заявил белорусский лидер Александр Лукашенко, выступая в парламенте. Слова президента восприняли как последнее предупреждение. «Лукашенко открыто угрожает направить наркотики и нелегальных мигрантов в нашу сторону, — написал Ландсбергис на своей странице в Twitter. — Террорист — это тот, кто поступает или намерен поступать как террорист. Это дальнейшая эскалация со стороны режима, к которой Европа должна быть готова».

«Зажрались и забыли»

Осенью прошлого года после президентских выборов в Белоруссии балтийские страны первыми в Евросоюзе ввели санкции против Александра Лукашенко. В черном списке оказались еще 29 чиновников. Минск пообещал «принять адекватные меры». Учитывая, что экономика Латвии и Литвы сильно зависит от белорусского транзита, Минск решил использовать российские порты.

Минск традиционно транспортировал свои товары через соседей. Изначально Белоруссия пользовалась латвийскими портами — в Риге и Венспилсе. Но в 2006 году от этого отказались, решив, что использовать литовскую Клайпеду дешевле и удобнее.

В 2019 году порт Клайпеды обслужил порядка 14,1 млн т белорусских грузов — это треть общего грузопотока. «Они зажрались и забыли, что такое Белоруссия», — заявил в 2020 году белорусский лидер, пригрозив отказаться от литовских портов. В Вильнюсе призывали Минск проанализировать ситуацию и подсчитать убытки, отметив, что «путь через Литву — самый короткий», а использование других направлений «нанесет Белоруссии ущерб» — путь через российские порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области на несколько сотен километров длиннее.

Решение белорусского лидера вызвало ожидаемую тревогу в Литве. Бывший депутат горсобрания Клайпеды Вячеслав Титов заявил, что если Белоруссия на самом деле решит прекратить транзит через Клайпеду, то в Литве «пострадает не одно предприятие». «Правительство Литвы, угрожая Лукашенко, допрыгалось. Наш порт, «Литовские железные дороги» столкнутся с огромным экономическим кризисом, после чего начнется волна увольнений. Государственный бюджет недополучит как минимум 30% налогов от грузопотоков. Например, для литовской железной дороги белорусские калийные удобрения — это сегодня основной груз», — указывал тогда экс-депутат.

Порт Клайпеды считался самым динамично развивающимся в странах Балтии. Во многом это происходило за счет Белоруссии. «Лишившись белорусских грузов, Литва, безусловно, понесет убытки, и ударит это не только по Клайпеде. «Литовские железные дороги», перевозчики, экспедиторы, судовые агенты, ремонтники, поставщики судового инвентаря, сектор автомобильного транспорта, строительные компании по поставке терминального оборудования — все получают доход от белорусских грузовых перевозок», — уверена депутат горсовета Вильнюса Ромуальда Пошевецкая. В декабре 2020 года Белоруссия приостановила транзит нефтепродуктов через Клайпеду.

Часть белорусского транзита хотела переманить к себе Латвия. Рига в отличие от Вильнюса не спешила осуждать действия Лукашенко после выборов. К тому же глава латвийского МИДа Эдгар Ринкевич и вовсе заявил, что санкции против Минска нежелательны, поскольку «это еще больше привяжет Белоруссию к России». Но Лукашенко согласился, что основной транзит будет осуществляться через Усть-Лугу в Ленинградской области.

По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, объемы транзита белорусских нефтепродуктов через порты Ленинградской области превышают запланированные примерно на 25%. Он отметил, что Москва и Минск «не просто сотрудничают в сфере грузовых перевозок, а создают новый международный транспортный коридор».

Теперь в Усть-Луге могут построить терминал под перевалку белорусских удобрений. Сейчас через Клайпеду «Беларуськалий» отправляет на экспорт примерно 90% своей продукции. В случае появления отдельного терминала в России Клайпеда может потерять возможность заработать на перевалке порядка 8 млн т белорусских удобрений.

Большие потери

Отказ балтийских стран от сотрудничества с Минском приведет к большим потерям этих государств, ударит по их собственным гражданам, считает председатель белорусской Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич. «Вы теряете белорусских туристов, белорусские товары, вы теряете экономические отношения с Белоруссией, вы теряете транзит и авиасообщение. Людям в Прибалтике это разве надо? Это нужно политикам, которые, к сожалению, не в состоянии проводить политику, направленную на интересы своей собственной страны», — заявил политик.

С ним согласился и руководитель порта в Клайпеде Альгис Латакас. «Это большой риск, учитывая, что 32% перегружаемых в порту грузов являются белорусскими», — пояснил он. По его словам, за последнее время в порту перевалено 19 млн т транзитных грузов, из которых 15,6 млн т приходятся на Белоруссию, большая часть из них — удобрения.

Рига идет ва-банк

Потери Риги и Вильнюса могут быть более существенными, и речь пойдет совсем не о тысячах евро, о которых говорил министр сообщения Латвии, уверен директор Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман. «Уже произошел перевод части белорусского транзита из Клайпедского порта в российские порты. Это не убьет экономику Литвы, но это довольно существенно для конкретных компаний и секторов, заточенных под это. В последние 15–20 лет в Литве многое было сделано для наращивания белорусского транзита», — отметил политолог в беседе с «Известиями».

К тому же, помимо экономики, есть тема региональной безопасности, добавляет эксперт. «Страны Балтии в последние 5–6 лет играли на повышение региональной напряженности. Это контрастировало с тем, что делал Минск. Он предлагал разные инициативы, чтобы минимизировать региональную эскалацию. Теперь, если дойдет до того, что и Минск поменяет свой подход, то это может негативно сказаться на системе региональной безопасности», — уверен Прейгерман.

В свою очередь, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М.Примакова Дмитрий Офицеров-Бельский отмечает, что позиция Латвии, которая долгое время была адвокатом Минска в Европейском союзе, вызывает удивление. «Непонятно, почему именно Рига решила выйти с такой инициативой. Может быть, это такая дипломатическая недоработка. Например, как замена белорусского флага», — отмечает эксперт.

24 мая в Риге, которая принимает чемпионат мира по хоккею, флаг Белоруссии заменили на бело-красно-белый флаг, который использует белорусская оппозиция. Мэр латвийской столицы Мартиньш Стакис объяснил, что это сделали в знак поддержки белорусского народа.

Офицеров-Бельский подчеркивает, что все стороны взяли курс на обострение достаточно давно. «Латвия хотела за счет трафика белорусских грузов заместить российский эскорт и импорт (транспортировку угля, нефтепродуктов и многого другого). Те же самые грузы шли бы из Латвии в Белоруссию и Россию и обратно. Сейчас они идут в Усть-Лугу. Раньше Рига пыталась сохранить белорусский транзит и поддерживать с Минском хорошие отношения. Но потом стало ясно, что у Минска есть договоренности с Москвой и весь транзит пойдет через Ленинградскую область, — сообщил политолог в беседе с «Известиями». — В какой-то момент Латвия поняла, что ей нечего терять, и выступила против белорусских властей».

Эксперт уверен, что потери транзита — это очень серьезный урон и для Литвы, и для Латвии. С этой точкой зрения согласен главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич. «Уязвимых точек у государств Балтии больше, чем у Белоруссии, тем более что та не одна. У нее рядом Россия. А Рига с ее хамским поведением рискует остаться полностью без российских, белорусских грузов. Они заставляют ЕС действовать в той парадигме, в которой главе МИД Латвии сказали действовать в Вашингтоне. Это всё и затевалось ради того, чтобы просить денег у Брюсселя», — уверен политолог.




комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer