Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выход из пике: смогут ли авиакомпании дожить до 2024 года


19 июня 2021 года Дмитрий Мигунов, Известия


Крупнейшая ближневосточная авиакомпания Emirates потерпела за последний год рекордный убыток в $5,5 млрд. Для авиалинии это не стало драмой, поскольку правительство эмирата Дубай немедленно влило в нее более $3 млрд для компенсации потерь. Однако этот показатель — лишнее свидетельство того, что тяжелейший кризис, который выпал на долю авиакомпаний, далек от завершения. Между тем перевозчики всё-таки как-то умудряются выживать: волны банкротств до сих пор нет. Как долго им удастся продержаться на плаву и за счет чего — в материале «Известий».

Крупнейшая ближневосточная авиакомпания Emirates потерпела за последний год рекордный убыток в $5,5 млрд. Для авиалинии это не стало драмой, поскольку правительство эмирата Дубай немедленно влило в нее более $3 млрд для компенсации потерь. Однако этот показатель — лишнее свидетельство того, что тяжелейший кризис, который выпал на долю авиакомпаний, далек от завершения. Между тем перевозчики всё-таки как-то умудряются выживать: волны банкротств до сих пор нет. Как долго им удастся продержаться на плаву и за счет чего — в материале «Известий».

Согласно оценкам международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), суммарные потери от пандемии в 2020 году для авиакомпаний всего мира составили $118 млрд. Что и неудивительно: трафик просел ровно на две трети. Для большинства перевозчиков такое развитие событий было катастрофой.

Тем более что ничего не предвещало беды. Индустрия была одной из самых динамичных в мире. После сравнительно небольшого спада в 2009 году (менее чем на 2%, что явно не отражало масштабов кризиса в широкой экономике) рынок рос высочайшими темпами, причем стабильно, без сильных замедлений. За период с 2010 по 2019 год включительно рост объёма пассажирских перевозок ни разу не составлял менее 4%, а средний показатель достигал 6,5% в год. Для любой отрасли с многомиллиардными оборотами это отличный показатель. Увеличение численности среднего класса в Азии и Африке, широкое распространение лоукостеров в Европе и Америке позволяло перевозчикам оптимистично смотреть в будущее и агрессивно инвестировать в развитие. Именно поэтому удар, нанесенный пандемией и локдаунами, был вдвойне болезненным.

Удивительным в этой ситуации оказалось не то, что у авиакомпаний начались проблемы, а то, что индустрия в принципе не пошла по миру. Волны массовых банкротств не произошло: подавляющее большинство крупных компаний в авиационной сфере продолжили работать. Разумеется, случаи несостоятельности были. Самые громкие из них — это колумбийский перевозчик Avianca (второй по величине в Латинской Америке), который продолжил полеты, несмотря на реструктуризацию, британская региональная авиалиния Flybe (после поглощения возобновила полеты) и крупнейший индийский лоукостер Air Deccan. Всего выбыло из строя около дюжины компаний — много, но отнюдь не фантастическая цифра, учитывая все обстоятельства.

Самого худшего удалось избежать прежде всего благодаря активной государственной помощи. Всего корпорации получили около $170 млрд из государственных бюджетов, что оказалось весьма кстати. Однако этих денег могло бы и не хватить. В начале 2021 года глава IATA Александр де Жуньяк говорил, что сверх уже оказанной поддержки авиакомпании нуждаются еще в $80 млрд. И эта сумма не учитывала сокращение трафика от новых локдаунов и других ограничений.

— Ключевых причин для устойчивости представителей авиаотрасли, как в России, так и за рубежом, можно выделить две, — пояснил «Известиям» эксперт «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарёв. -— Во-первых, компании в условиях сильного падения трафика начали оперативно сокращать издержки. К примеру, «Аэрофлот» по итогам 2020 г. сократил операционные расходы на 36% год к году, Emirates — на 46% год к году. Это позволяет минимизировать негативный эффект пандемии. Второй момент — представители отрасли во многих странах, в том числе и в России, получают государственную поддержку. Власти понимают, что проблемы сектора носят временный характер, но если компании не получат поддержку сейчас, то последствия для экономики могут быть разрушительными.

По словам младшего научного сотрудника Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Ксении Борзых, балансировать в кризисный период авиаперевозчикам помогает некоторая переориентация их деятельности.

— Например, более убыточные авиакомпании рассматривают переход к бюджетной (полулоукостовой) модели обслуживания авиаперевозок (например, «ЮТэйр»). — рассказывает Борзых. — Отдельной тенденцией для авиаперевозчиков в пандемию было перепрофилирование своих самолетов с пассажирских на грузовые перевозки.

Собеседница «Известий» отмечает, что в условиях традиционно высокого весенне-летнего сезона авиаперевозчики компенсируют операционные убытки интенсификацией полетов и увеличением объема пассажирских перевозок по отдельным внутренним направлениям.

— В России об этом свидетельствуют, например, сообщения о рекордном числе заявленных российскими авиакомпаниями рейсов в города черноморского побережья, Калининград, Санкт-Петербург. Аналогично, в августе 2020 года увеличение объема внутренних перевозок благодаря реализации отложенного спроса населения и его разогрева демпингом со стороны отдельных авиаперевозчиков — намеренного снижения тарифов до 15–20% — способствовало выходу российской авиаотрасли одной из первых на положительную траекторию восстановления (по данным IATA).

По словам заведующего Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Юрия Пономарёва, среди инструментов, позволяющих авиакомпаниям держаться на плаву, можно выделить привлечение заемных средств, допэмиссия акций и докапитализация (реструктуризация долга).

— Они применяются как российскими (например, «Аэрофлот», «ЮТэйр»), так и иностранными перевозчиками (American Airlines), — отмечает Пономарёв. — Последние также прибегают к новым на рынке инструментам финансирования — кредитованию под залог интеллектуальной собственности (программ лояльности), а не привычных активов, как воздушные суда.

К примеру, American Airlines в 2020 году заняла около $3,7 млрд под свои слоты в аэропортах и собственный бренд. Delta в апреле прошлого года взяла кредит на $5 млрд, использовав в качестве залога слоты в аэропортах Нью-Йорка и лондонском Хитроу. А основатель Virgin Atlantic Ричард Брэнсон взял для компании кредит на £500 млн под залог собственного острова в Карибском море.

Словом, тяжелейший год в истории (по крайней мере, новейшей) компании как-то смогли пережить. Дальше неизвестность: первые месяцы 2021 года показали рост перевозок примерно на четверть в годовом исчислении, но это и близко не сравнится с катастрофическим обвалом прошлого года. Отыграна едва ли треть от потерь. Согласно прогнозу IATA, рынок воздушных перевозок не восстановится до предкризисных уровней вплоть до 2024 года — и это на фоне того, что мировая экономика в целом отыграет потери уже в следующем году. Авиакомпании безусловно окажутся наиболее тяжело пострадавшей от пандемии отраслью. Смогут ли они протянуть еще пару лет?

— В ближайшие годы авиаперевозки останутся под давлением, но по мере ослабления карантинных ограничений и прогресса в вакцинации отрасль должна начать постепенное восстановление, — уверяет Дмитрий Пучкарёв. — Даже в случае затягивания этого процесса представители сектора могут рассчитывать на некоторую поддержку со стороны государства, поэтому банкротств наиболее крупных и значимых представителей сектора не ожидается. При этом вполне вероятно, что части наименее эффективных компаний придется рынок покинуть.

По словам Ксении Борзых, запас прочности отрасли во многом зависит от финансового состояния отдельных игроков рынка.

— Неспособность обслуживать основные статьи расходов, таких как выплата заработной платы, расходы на топливо, оплата лизинговых платежей и услуг аэропортов за счет собственных или привлеченных средств, может выдавить с рынка игроков, финансовое положение которых было неустойчиво еще до пандемии, — считает собеседница «Известий».
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer