Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Следующий пролет: как вернуть деньги за отмененный рейс


21 июня 2021 года Мария Немцева, Известия


Из-за коронавирусных ограничений ситуация с авиабилетами уже больше года остается нестабильной. Многие путешественники после отмены перелета за границу пытаются любой ценой вернуть потраченные средства. В это неспокойное время оживились и мошенники — они притворятся сотрудниками авиакомпаний, создают поддельные сайты и предлагают сотрудничество, которое оборачивается кражей средств. Как действовать при возврате билета и не стать жертвой обманщиков — разбирались «Известия».

Из-за коронавирусных ограничений ситуация с авиабилетами уже больше года остается нестабильной. Многие путешественники после отмены перелета за границу пытаются любой ценой вернуть потраченные средства. В это неспокойное время оживились и мошенники — они притворятся сотрудниками авиакомпаний, создают поддельные сайты и предлагают сотрудничество, которое оборачивается кражей средств. Как действовать при возврате билета и не стать жертвой обманщиков — разбирались «Известия».

Без билета и денег

Жительница Астрахани потеряла 135 тыс. рублей, когда пыталась вернуть средства за авиабилеты в Турцию. В апреле она купила срочные и дорогие билеты на майские праздники — всего на семью вышло порядка 300 тыс. рублей. Спустя пару недель власти объявили о приостановке авиасообщения и поездку пришлось отложить. Туристка потребовала вернуть потраченные деньги, но в авиакомпании предложили альтернативу — рейс до Сочи или Алтая. Не желая менять Турцию на российские курорты, женщина обратилась за помощью к юристу. В интернете она нашла некоего Андрея Жилина (сейчас пострадавшая уверена, что имя было ненастоящим). Он обещал решить дело всего за 1500 рублей.

Обсудив детали, Жилин прислал ссылку для оплаты, куда Светлана ввела данные своей банковской карты. Позже с нее списали 135 тыс. рублей.

Спустя неделю юрист написал, что помочь с возвратом билетов не получается. Когда же Светлана попросила Жилина разобраться со списанными средствами, тот пропал и перестал отвечать на звонки. Астраханка обратилась с заявлением в полицию.

Из-за нестабильной ситуации вокруг авиабилетов люди чаще испытывают растерянность и попадают в непростые ситуации, отмечают эксперты. Вместе с тем растет и число мошенников, чьи методы со временем только совершенствуются.

Главный признак мошенничества

Фишинговые ссылки — самый распространенный способ обмана при покупке авиабилетов, считает основатель сервиса разведки утечек данных DLBI Ашот Оганесян. На подобных ресурсах «продаются» билеты по ценам значительно ниже рынка или билеты на рейсы, которых нет в расписании у авиакомпаний и агрегаторов.

По словам эксперта, самому создать такой сайт несложно. Основная проблема состоит, скорее, в реализации схемы приема платежей и вывода средств, так как банки и платежные системы следят за фродом (телефонным мошенничеством) и быстро блокируют такие операции.

— Однако в последнее время среди злоумышленников набирает силу концепция fraud as a service, когда одни преступники создают техническую инфраструктуру, а другие занимаются непосредственно мошенничеством, — предупреждает Ашот Оганесян. — Сейчас на черном рынке можно найти конструкторы фишинговых сайтов, в том числе позволяющие клонировать сайт-жертву внешне. Именно поэтому число фишинговых сайтов в авиаотрасли в последнее время растет.

При покупке билета следует пристально изучить адрес сайта, который может быть похож на домен известного продавца авиабилетов или авиакомпании. Если он отличается от оригинального даже на одну букву, вероятнее всего, это подделка. Проверить, кому принадлежит доменное имя, можно на сайте whois.net, советует юрист Анна Пойлова. На данном портале можно найти дату создания и кем был создан сайт.

Также нужно обращать внимание на аномально низкую стоимость билета, которая значительно отличается от цены крупных агрегаторов, — это главный признак мошенничества, напоминает Ашот Оганесян.

Ранее по просьбе «Известий» компания Group IB подсчитала количество фишинговых страниц, предлагающих выгодные авиабилеты. В апреле специалисты выявили 50 подозрительных сайтов. Для сравнения, за весь 2020 год было зафиксировано 56 таких ресурсов, в январе 2021-го — девять, в феврале — пять, в марте — ни одного. Пик мошенничеств пришелся на неделю, предшествующую длинным майским праздникам.

Наткнуться на аферистов довольно легко — мошеннические порталы появляются на первой позиции в «Яндексе» или Google по запросам «купить дешевые авиабилеты».

За год до этого банк ВТБ предупреждал клиентов о другой популярной схеме обмана. Весной 2020-го российские авиакомпании начали предлагать клиентам оформить ваучер в качестве компенсации за авиабилеты на отмененные рейсы. Сертификат выдается на сумму, сопоставимую со стоимостью билетов. Благодаря этому пассажир может изменить дату вылета и рейс.

Мошенники воспользовались нововведением и начали отправлять письма и обзванивать клиентов, которые планировали свои перелеты. Представляясь сотрудниками авиакомпании, они предлагают купить ваучер у них напрямую. Если клиент отказывается и просит вернуть ему потраченные средства, аферисты обещают помочь «урегулировать вопрос» за определенное вознаграждение. Разговор заканчивается просьбой сообщить данные банковской карты, а также код из полученного СМС от банка.

Возврату подлежит

Что важно знать, чтобы вернуть деньги за билет без лишних проблем? Во-первых, если рейс отменен или задержан по вине авиакомпании, то пассажир имеет право на получение компенсации. Это правило действует, если он узнал об отмене рейса за 14 или менее дней до вылета. Однако следует помнить о юрисдикции: во всех странах разный порядок возврата денежных средств, уточняет юрист Анна Пойлова.

— Пассажиры могут получить компенсацию в размере 25 рублей за каждый час опоздания в конечный пункт, но не больше 50% от стоимости билета.

Размер компенсации и вид определяются исходя из страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, отметила эксперт.

Также пассажир вправе без доплаты улететь другим рейсом, если его предложит авиакомпания, ждать отправления своего рейса или же отказаться от перелета и вернуть полную стоимость неиспользованной части билета.

Отмена пассажирского сообщения из-за COVID-19 считается форс-мажором, то есть обстоятельством непреодолимой силы. Если рейс отменен по решению государства, авиакомпания не должна выплачивать вам денежную компенсацию. При этом вы имеете право получить назад полную стоимость билета или без доплаты улететь другим рейсом, рассказала юрист.

Что касается ваучеров, то в России 6 июля 2020 года правительство утвердило постановление №991, которое разрешает авиакомпаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денег за авиабилеты, но только в том случае, если билеты были куплены до 1 мая 2020 года.

— Авиакомпания вправе не возвращать деньги, а выдать ваучер, который можно использовать в течение трех лет с даты отмененного рейса. Если пассажир в течение этого срока не воспользуется ваучером, авиакомпания обязана вернуть деньги, — пояснила Анна Пойлова.

Однако в случае с билетами, купленными после 1 мая 2020-го, пассажир имеет право не соглашаться на ваучер и получить возврат денег.

Последний шанс

В случае опоздания на рейс или отмены перелета по личным причинам важно помнить, что если это одна авиакомпания, то, скорее всего, аннулируются оба билета — и туда, и обратно. При этом есть шанс попасть на обратный рейс, если уведомить авиакомпанию до конца регистрации, что вы не полетите первым рейсом, говорит юрист.

Если пассажир понимает, что опаздывает, он должен позвонить в авиакомпанию и сообщить об этом. Затем уточнить, возможно ли обменять билет или переоформить его на другую дату или время.

— Существуют два варианта опоздания на рейс — неприбытие на регистрацию и опоздание на рейс после регистрации. В случае, если пассажир опоздал на регистрацию, вернуть денежные средства сложнее, поскольку в правилах авиакомпании зачастую существует запрет на такие операции, — заключила Анна Пойлова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе



Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer