← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

В Челябинской области продали международный аэропорт. Кто и почем купил ворота в небо?


29 июня 2021 года Алла Скрипова, 74.РУ


Пакет акций АО «Международный аэропорт Магнитогорск» выставили на аукцион в конце мая. Предприятие является собственником 20 земельных участков общей площадью 41,9 га, 59 зданий и одного воздушного судна. Часть имущества сдана в аренду. Начальная цена — 113,89 миллиона рублей. По поручению Росимущества торги проводил Российский аукционный дом в рамках федерального плана приватизации на 2020–2022 годы.


АО «Международный аэропорт Магнитогорск» создано в 2017 году. По данным «Контур.Фокуса», оно стало правопреемником ФГУП «Магнитогорское авиапредприятие». Уставный капитал АО — 50 миллионов рублей. На предприятии работают 365 человек.

В холдинг «Аэропорты регионов» входят аэропорты Кольцово (Екатеринбург), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), Платов (Ростов-на-Дону) и Гагарин (Саратов).

Пакет акций АО «Международный аэропорт Магнитогорск» выставили на аукцион в конце мая. Предприятие является собственником 20 земельных участков общей площадью 41,9 га, 59 зданий и одного воздушного судна. Часть имущества сдана в аренду. Начальная цена — 113,89 миллиона рублей. По поручению Росимущества торги проводил Российский аукционный дом в рамках федерального плана приватизации на 2020–2022 годы.

Сейчас региональный аэропорт второго по численности города Челябинской области работает с четырьмя авиакомпаниями — «Россия», S7, Nord Wind и Red Wings. Среди основных направлений — Москва, Новосибирск, Симферополь, Сочи, Екатеринбург и Минеральные Воды. Общий пассажиропоток аэропорта составил, по данным за 2019 год, 265,4 тысячи человек.

— Прибыль предприятия формируется за счет доходов от профильной деятельности, а также от сдачи имущества в аренду. Финансовое состояние предприятия устойчивое, — указано в конкурсной документации. — Платежеспособность высокая, вероятность банкротства низкая.

Аукцион по продаже акций магнитогорского аэропорта вызвал большой интерес, на торги поступило 11 заявок. Пять из них — от компаний «Инвестцентр», «Аэропроект сервис», Артёма Руди, Олега Супчука и Павла Скопина — отклонила конкурсная комиссия. Остальные шесть участников включились в затяжную борьбу. Торги длились более 7 часов, участники совершили 886 шагов на повышение цены.

Победителем признана компания АО «Ретранс». Новый хозяин предложил за авиапредприятие почти в 9 раз больше начальной цены, выложив за актив 999,89 миллиона рублей. Компания АО «Ретранс» зарегистрирована в Екатеринбурге. Основной вид деятельности у нее — вложения в ценные бумаги, а в штате — всего один человек.

Кто же стоит за этой организацией? По данным сервиса «Контур.Фокус», АО «Ретранс» принадлежит Владимиру Резеру. Бизнесмен является учредителем еще четырех компаний, зарегистрированных в Москве. В 90-х годах прошлого века Владимир Резер руководил компаниями АО «Ренова-Инвест» и ЗАО «Ренова-Девелопмент» (сейчас они ликвидированы. — Прим. ред.). В июле прошлого года ООО «Кольцово-проект» (входит в холдинг «Аэропорты регионов» олигарха Виктора Вексельберга) и АО «Ретранс» Владимира Резера учредили АО «ДВ-Инвест» с уставным капиталом в 3 миллиарда рублей. По словам гендиректора холдинга «Аэропорты регионов» Евгения Чудновского, компания создавалась под инвестиции в завершение строительства нового терминала аэропорта Южно-Сахалинска.

Аэропорт Магнитогорска давал хорошую выручку до пандемии, а в 2019 году увеличил прибыль на 37% — до 17 миллионов рублей. Даже в минувшем коронакризисном году предприятие не допустило убытков, пусть и благодаря господдержке.

— Пандемийный 2020 год внес свои коррективы в авиаотрасль, переориентировав пассажиропоток с внешних на внутренние направления. Это дает аэропорту новые возможности для развития, — прокомментировал директор Уральского филиала Российского аукционного дома Дмитрий Сусликов. — Мы уверены: приход грамотного управленца с ресурсами и необходимыми инвестициями для модернизации инфраструктуры аэропорта позволит существенно повысить его эффективность и значимость на региональном рынке авиаперевозок.

Большинство региональных аэропортов переходит в частные руки через официальные аукционы. Эксперты называют этот процесс нормальной приватизационной практикой. По словам экспертов, интерес холдинга Виктора Вексельберга к еще одному региональному аэропорту — магнитогорскому — вполне оправдан и закономерен.

— В портфеле структур, контролируемых «Реновой», уже есть ряд аэропортов в разных регионах России, и в большинстве случаев там реализованы (или реализуются) масштабные проекты реконструкции инфраструктуры, — отмечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Конечно, пандемия и макроэкономические факторы внесли свои коррективы, но не в плане отмены планов по новому строительству, а скорее — в переносе сроков.

В то же время эксперты затруднились оценить итоговую стоимость приватизации аэропорта в Магнитогорске.

— В каждой сделке много деталей. Нужно знать какие объекты приобретаются, их оценочную стоимость, изношенность, остаточные сроки эксплуатации, требуемые инвестиции, иные условия приобретения. Например, аэропорт может иметь столь изношенную инфраструктуру, что его могут продать за 1 рубль, но потом новому владельцу придется вложить миллиарды в реконструкцию. Или наоборот — все объекты в норме, но муниципальные власти не собираются ремонтировать дорогу к аэропорту, строить новую электроподстанцию, водоснабжение и т.д. И в этом случае такая инфраструктура ничего не стоит, — указывает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. — Поэтому подобные сделки нередко многосторонние, в которых покупатель и местные власти берут на себя обязательства инвестировать в развитие аэропорта, каждый в зоне своей ответственности.

В феврале этого года Магнитогорск стал первым Городом трудовой доблести, имя которого нанесено на фюзеляж самолета SuperJet 100 авиакомпании «Россия».

Последняя федеральная доля акций «Челябинского авиапредприятия» — 15% — была продана еще в декабре 2010 года. За 42,7 миллиона рублей госпакет купила компания «АэроСИТИ-Девелопмент» (структура связана с холдингом по управлению аэропортами «Новапорт»). К тому времени контрольный пакет акций ЧАПа уже принадлежал компании «Новапорт», собственником которой является олигарх Роман Троценко. Сейчас холдинг «Новапорт» объединяет 19 аэропортов.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/7/1/32188/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.