Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Национальные интересы России и технологическое развитие авиа- и судостроения


8 июля 2021 года Дутов А.В., Савченко О.В., ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»


Андрей Дутов: авиация и водный транспорт являются приоритетными для развития Единой транспортной системы России

Развитие транспортной системы России как «большой вызов»

В связи с разработкой Транспортной стратегии Российской Федерации возрастает актуальность повышения качества стратегического планирования развития транспорта, а также новых технологий в этой области.

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, принятой Указом Президента России № 642 от 01.12.2016 (далее СНТР) в качестве одного из ключевых приоритетов научно-технологического развития выделено обеспечение связанности пространства нашей страны, освоение Мирового океана, районов Арктики и Антарктики.

Развитие транспорта в нашей стране, обеспечение связанности ее пространства – это «большой вызов», неразрешимый экстенсивным путем. Более двух третьих территории России относится к отдаленным, труднодоступным и малонаселенным регионам (ОТДМР), районам Крайнего Севера и приравненные к ним. Эти регионы являются стратегически важными с точки зрения добычи и транспортировки природных ресурсов, сохранения биоценозов планетарной значимости. В XXI веке критически возрастает значение Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), зоны Севморпути. Эти территории характеризуются низкой плотностью населения (порядка 1 или даже 0,1 чел./кв. км), как правило – жесткими природно-климатическими условиями, которые затрудняют и удорожают строительство и содержание наземной дорожной инфраструктуры (авто- и железнодорожной), а низкая плотность населения и интенсивность грузо- и пассажиропотоков делает развитие традиционного наземного транспорта экономически невыгодным или даже нереализуемым, по крайней мере, в рамках известных технологий.

При этом нынешнее качество транспортного обслуживания таких территорий остается недопустимо низким по стандартам XXI века. Во многих районах регулярное транспортное сообщение прекращено, либо частота рейсов крайне низка. Причем, перевод транспорта в таких регионах на рыночную основу закономерно приводит к его деградации. Такая ситуация создает угрозу территориальной целостности Российской Федерации и, в конечном счете – ее национальной безопасности. Это осознано руководством страны – например, реализуются программы субсидирования перевозок на некоторых местных и региональных социально значимых маршрутах, программы дотирования перевозок между Дальним Востоком и Европейской частью России. Но потребные для обеспечения высокого качества транспортного обслуживания столь протяженной и неоднородной территории страны объемы государственных субсидий (по крайней мере, при использовании известных транспортных технологий) намного превосходят экономические возможности России. То есть ситуация неразрешима путем простого наращивания расходов, и представляет собой именно «большой вызов», преодолимый лишь при условии внедрения комплекса технологий нового технологического уклада.

Единая транспортная система России и принципы управления ее развитием

Первый принцип – решающая роль государства в стратегическом развитии транспортного комплекса, направленность на достижение общенациональных целей. Тем более это справедливо в области научно-технологического развития, нацеленного на будущее (в т.ч. отдаленное, на горизонты до 30, 50, даже 100 лет).

Государственное стратегическое планирование должно преодолевать барьеры между видами транспорта, обеспечивая их рациональное сочетание для достижения генеральных целей – повышения доступности и качества транспортных услуг, их техногенной безопасности, защиты окружающей среды, а также обеспечения экономической и технологической безопасности транспортной сферы. Государственный взгляд на стратегическое развитие транспортного комплекса наиболее плодотворно реализуется в рамках концепции Единой транспортной системы (ЕТС), в которой различные виды транспорта не конкурируют, а органично дополняют друг друга, занимая оптимальные с общегосударственной точки зрения ниши, в соответствии с региональными особенностями, а также технологическими параметрами соответствующих видов транспорта. Такой подход к координации развития разных видов транспорта возможен лишь на общегосударственном (а не частном, корпоративном, ведомственном) уровне.

ЕТС обслуживает национальную экономику, ее производительные силы, население страны, а также обеспечивает внешнеэкономические связи, реализует транзитный потенциал территории страны, оказывая транспортные услуги на экспорт. Развитие транспорта и отраслей-потребителей его услуг взаимосвязаны. Транспортные технологии определяют пространственную организацию экономики, систему расселения, и, в конечном счете – производственные технологии, возникновение новых отраслей и даже образ жизни людей. Поэтому наиболее эффективной будет именно совместная оптимизация (по общегосударственным критериям социально-экономического развития и национальной безопасности) перспективной ЕТС и пространственной организации страны.

Итак, второй принцип – системность стратегического управления транспортным комплексом как Единой транспортной системой, которая, в свою очередь, должна рассматриваться как часть национальной экономики. Из принципа системности естественным образом вытекает необходимость формирования мультимодальных транспортных систем, в которых именно сочетание разных видов транспорта обеспечивает наиболее эффективное, удобное и безопасное (как для населения, так и для окружающей среды) перемещение пассажиров и грузов «от двери до двери».

Рациональная структура ЕТС России должна формироваться с учетом того, что территория Российской Федерации является исключительно протяженной и неоднородной. В ней сосуществуют различные природно-климатические зоны, а также регионы с существенно разной плотностью населения, структурой экономики и социально-экономическим положением. В частности, наряду с относительно компактной и густонаселенной Европейской частью (север которой, впрочем, тоже малонаселен), имеются отдаленные от нее (на расстояния вплоть до 7-9 тысяч км) и малонаселенные, за исключением небольшой части, Сибирь и Дальний Восток. Отсюда вытекает третий принцип: дифференцированность стратегического управления развитием ЕТС, учет региональной специфики при выборе видов транспорта и их сочетаний.

Рациональные сферы применения и направления технологического развития видов транспорта в Единой транспортной системе России

В компактных и густонаселенных странах Европы наиболее рациональным и реалистичным путем повышения качества и доступности транспортных услуг, сокращения воздействия на окружающую среду, повышения безопасности транспортной деятельности признано преимущественное развитие скоростного наземного транспорта – как правило, железнодорожного, электрического. Правительства и граждане Европы уже готовы к переходу на наземный скоростной транспорт с авиалиний, особенно малой и средней протяженности, до 1000 км – тем более что преодоление таких расстояний при развитой сети скоростных железных дорог посредством последних окажется намного быстрее и комфортнее авиаперелетов.

Аналогичные решения, ориентированные на высокоскоростной наземный транспорт, могут быть оптимальными в густонаселенных регионах Европейской части России, особенно в крупнейших городских агломерациях и их зонах тяготения. Однако на большей части территории России в силу вышеописанных особенностей – как природно-географических, так и социально-экономических – интенсивное развитие наземного транспорта нецелесообразно ни с экономической точки зрения, ни с точки зрения защиты окружающей среды. Прокладка и содержание (в т.ч. зимой) протяженных наземных магистралей в сложных природных условиях, при малой плотности населения и низких пассажиро- и грузопотоках вызовет чрезвычайно высокие дополнительные (по сравнению с воздушным или водным транспортом) выбросы вредных веществ.

Поэтому в местном, внутрирегиональном сообщении в малонаселенных регионах России останутся предпочтительными те виды транспорта, которые не требуют сооружения и содержания дорогостоящей наземной инфраструктуры – а это, прежде всего, воздушный и водный транспорт.

Воздушный транспорт останется безальтернативным в дальнем пассажирском сообщении между удаленными регионами нашей страны, хотя бы по причине значительных расстояний – до 7-9 тысяч км, т.е. их преодоление даже на скоростных поездах заняло бы время, выходящее за рамки приемлемого. Местные авиаперевозки останутся основными во многих малонаселенных регионах, причем, как в пассажирском, так и в грузовом и почтовом сообщении (где особенно перспективно применение беспилотной техники, в особенности, малой грузоподъемности).

Что касается водного транспорта, его потенциал в России велик в грузовом сообщении, учитывая большую протяженность внутренних водных путей (в т.ч. и крупных сибирских и дальневосточных рек, прибрежных морей). В местном сообщении (пассажирском и грузовом) он может быть рациональной альтернативой воздушному, при наличии водных путей. Также пассажирский водный транспорт в России обладает уникальным рекреационным потенциалом, особенно значимым в условиях, когда необходимо развивать внутренний туризм.

Освоение Севморпути, Арктической зоны – это комплексная задача как для авиации, так и для флота (и судостроения, которое, помимо собственно судов, создает также морские платформы и т.п. сооружения), дополняющих друг друга: например, авиационная поддержка необходима для обеспечения безопасности судоходства, ледовой разведки, поиска и спасания.

В целом роль авиации не ограничивается лишь решением транспортных задач. Расширяется, в т.ч. благодаря развитию беспилотной техники, спектр авиационных работ, которые не просто могут выполняться более экономично и безопасно – новые возможности авиационной техники меняют и облик отраслей-«потребителей» авиационных работ и услуг. Эффективное использование авиации и современных морских и речных судов позволяет оптимизировать пространственную организацию здравоохранения и других сфер жизнеобеспечения в малонаселенных регионах России (где многие из этих сфер нуждаются в развитии до современных стандартов практически «с нуля») – размещая объекты с учетом возможностей быстрой и всепогодной доставки граждан, специалистов соответствующих отраслей и необходимых грузов.

Итак, авиация и водный транспорт являются приоритетными для развития Единой транспортной системы России, особенно в малонаселенных и труднодоступных регионах. В то же время выполнить амбициозные задачи обеспечения современных стандартов доступности и качества транспортных услуг, защиты окружающей среды, безопасности эти виды транспорта не могут на основе известных технологий. Перед прикладной наукой в этих отраслях стоят масштабные задачи создания научно-технического задела, который позволит им перейти к новому технологическому укладу и ответить на «большой вызов» обеспечения связанности территории России.

Приоритетные направления технологического развития как в авиации, так и в судостроении весьма близки. Это, прежде всего:

·               использование цифровых технологий и интеллектуальных технологий управления на всех уровнях – от функционирования систем и движения транспортных средств до управления транспортными потоками, выполнением миссий;

·               использование альтернативных видов топлив и энергии, переход к электрическим и гибридным силовым установкам, распределенным движителям;

·               новые конструктивно-компоновочные и конструктивно-силовые схемы транспортных средств, в т.ч. с применением новых конструкционных материалов – полимерно-композитных и т.п.;

·               новые технологии управления течениями жидкостей и газов.

Технологическая общность авиа- и судостроения, тесная взаимосвязь авиации и флота в составе Единой транспортной системы способствуют координации стратегий технологического развития этих отраслей, а также межотраслевой диверсификации и трансферу технологий между ними.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Михаил Козачков
Время
Пассажир без паспорта
Василий Кучушев
ТАСС
Checkmate, МС-21, "Ансат", Ка-62, важные контракты и авиашоу. Чем удивил МАКС-2021
Михаил Котов
Взгляд
Российским космонавтам добавят на орбите жилья и работы

Ростех
МАКСимум авиационных сюрпризов
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Полярные соседи: Арктику закроют "летающие радары"
Екатерина Постникова
Известия
ДОН новых встреч: почему Россия не вернется в Договор по открытому небу
Константин Липавский
ПолитРоссия
Авиаэксперт рассказал, какие самолеты могут получить новый водородный двигатель от Ростеха
Михаил Гордин
АвиаСоюз
Экологичные и малошумные: разработки ЦИАМ в области гибридных и электрических технологий для авиации



Алексей Волынец
ТАСС
"Сталинский маршрут". С аэродрома Чкалова на остров Чкалова
Роман Азанов
ТАСС
Камовское будущее. Чего ожидать от нового вертолета Ка-62
Дмитрий Федюшко
ТАСС
Авиадвигатели будущего. Гибридная силовая установка - новый путь для авиации
Максим Талавринов, Дмитрий Лару, Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Собрание Жуковского: какие контракты подписали на МАКС-2021

ТАСС
Один двигатель и способность поразить шесть целей. Ростех представил истребитель Checkmate
Ольга Коленцова, Роман Кильдюшкин
Известия
Безос словно: когда в космос полетят российские миллиардеры
Алена Миклашевская
КоммерсантЪ
Джефф Безос догнал и немного перегнал Ричарда Брэнсона в космосе
Василий Кучушев
ТАСС
Авиация на МАКСимуме. Как прошел первый день международного авиасалона в Жуковском

ТАСС
Cуборбитальный корабль New Shepard. История и характеристики
Светлана Белова
КоммерсантЪ
Аэропорты открываются для курилок
Илья Ферапонтов, Александр Хохлов
N+1
Провожаем "Науку"
Алексей Волынец
ТАСС
Сто и один рекорд "мадам МиГ". ​​​​​​​90 лет со дня рождения Марины Попович
Ольга Коленцова
Известия
Звёздный сейчас: чем космический старт Безоса будет отличаться от полета Брэнсона
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Балтийский оплот: под Калининград отправят новейшие Су-30СМ2

КоммерсантЪ
Полеты в Египет ждут согласований

Ростех
Как это работает. Ракетный двигатель
Сигэру Ханда (Shigeru Handa)
ИНОСМИ.РУ
Вновь вскрылось расточительство минобороны Японии: расходы на разработку нового истребителя составят 1,4 триллиона иен
Денис Тельманов
Газета.Ru
Беспилотная зона: каким будет истребитель 6-го поколения

Известия
Эксперт оценил отказ авиакомпаниям в разрешении на полеты на курорты Египта
Евгений Гайва, Ирина Невинная
Российская Газета
Бизнес просит ускорить взаимное признание QR-кодов
Александр Блинов, Екатерина Андронова
360
"Правила очень жесткие". Плохое топливо могло «убить» двигатели Ан-28, севшего под Томском

74.РУ
Рейс из Антальи в Челябинск задержали из-за опоздавших пассажиров
Александр Тимохин
Взгляд
Новый истребитель России создается с невиданной скоростью
Дмитрий Зубарев
Взгляд
Системы управления воздушным движением решили полностью перевести на российское ПО
Максим Талавринов
Известия
Есть контракт: "Аврора" намерена заказать 19 Ил-114-300 на МАКС-2021
Андрей Фролов, Роман Крецул
Известия
Сильное небо: чего ожидать от МАКС-2021

Ростех
Морской авиации России – 105 лет

Интерфакс
Пассажиры и экипаж выжили в аварии Ан-28 в сибирской тайге. Обобщение
Ульяна Миненкова
КоммерсантЪ
Ан-28 приземлился не по плану
Дарья Решетникова
КоммерсантЪ
"СиЛА" села лесом
Александр Войтюк
N+1
Ответ Безоса: чем полет Blue Origin отличается от Virgin Galactic
Дутов А.В., Савченко О.В.
ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»
Национальные интересы России и технологическое развитие авиа- и судостроения
Мария Фролова, Вероника Кулакова
Известия
"Чудо в тайге": после жесткой посадки Ан-28 под Томском выжили все пассажиры
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
О прорывных направлениях в создании перспективных воздушных судов
Игорь Ворон
Профиль
Если Су-57 избыточен: почему иностранцы захотят купить перспективный истребитель из России
Константин Липавский
ПолитРоссия
Авиаэксперт рассказал, с какими испытаниями столкнется преемник легендарного кукурузника
Сергей Дианов
URA.RU
Путин говорил о самолетах, а спасал репутацию государства
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Таран — оружие отважных и отчаянных. Как летчики шли на сокрушительные сближения
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Достать из-под воды: авиацию Черноморского флота перевооружат на Ка-27М

КоммерсантЪ
Пилоты просят иностранные вакцины
Екатерина Киселева ​
ТАСС
"Ключ на старт". Кто отправляет ракеты с космодрома Восточный
Денис Калугин
TourDom.ru
23 июля в Шереметьево открывается терминал С «Аэрофлот» переносит все международные рейсы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer