Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ответ Безоса: чем полет Blue Origin отличается от Virgin Galactic


16 июля 2021 года Александр Войтюк, N+1


«Космическая гонка миллиардеров» в самом разгаре — совсем недавно на своем ракетоплане прокатился основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон, а 20 июля ракета New Shepard должна отправить в космос капсулу с конкурентом Брэнсона — Джеффом Безосом, основателем компании Blue Origin. Разбираемся как пройдет этот полет и чем он отличается от вояжа Virgin Galactic.

«Космическая гонка миллиардеров» в самом разгаре — совсем недавно на своем ракетоплане прокатился основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон, а 20 июля ракета New Shepard должна отправить в космос капсулу с конкурентом Брэнсона — Джеффом Безосом, основателем компании Blue Origin. Разбираемся как пройдет этот полет и чем он отличается от вояжа Virgin Galactic.

Обе компании борются за одну цель — запускать людей и научные эксперименты в суборбитальное пространство, когда корабль пересекает границу космоса и атмосферы, но не выходит на околоземную орбиту. Virgin Galactic и Blue Origin намерены серьезно расширить рынок космического туризма — чтобы больше обычных людей могло попасть в космос без участия госкорпораций. 

А это точно космос?

Само понятие границы космического пространства и атмосферы Земли (она же линия Кармана) остается предметом споров. По определению Международной авиационной федерации (FAI) она находится на высоте ста километров — среда там становится настолько разреженной, что уже не может генерировать подъемную силу для летательного аппарата. При этом, по данным моделирования, для аппаратов разной конструкции высота, где аэродинамические силы перестают серьезно влиять на полет, может варьироваться с 66 до 88 километров. Этот факт стал три года назад поводом для FAI предложить коллегам из Международного астронавтической федерации (IAF) обсудить возможность «приспустить» границу космоса до 80 километров, но никакого формального решения организации до сих пор не приняли.

Американские военные и NASA считают, что астронавт — это человек, который совершил полет на высоте выше 50 миль (80,47 километров). Благодаря этому члены экипажа ракетоплана VSS Unity, слетавшего на высоту 86 километров, а также сам Ричард Брэнсон, уже получили значки «коммерческих астронавтов».

Blue Origin, в отличие от своего конкурента, не нуждается в том, чтобы уточнять границы космоса — ее аппарат способен подниматься до 106 километров, а значит точно попадет в космос как по американским меркам, так и международным.

Суборбитальный прыгун

Для туристических полетов Blue Origin использует систему вертикального взлета и посадки, размерами 15 на 3,7 метра, которая состоит из одноступенчатой ракеты-носителя и герметичной пассажирской капсулы. Ракета оснащена кислородно-водородным двигателем ВЕ-3 с тягой 490 килоньютонов и способна возвращаться на Землю, что делает ее, по словам разработчиков, многоразовой.
   
Капсула рассчитана на шесть человек, каждый из которых имеет возможность рассматривать происходящее за бортом в огромное прямоугольное окно. Для сравнения — кабина VSS Unity также рассчитана на шесть пассажиров, которые могут наблюдать Землю через дюжину небольших круглых иллюминаторов. На пике полета, во время состояния невесомости, пассажиры смогут передвигаться по капсуле, держась за поручни, которых в VSS Unity нет. Еще одно отличие New Shepard от ракетоплана Virgin Galactic — весь полет проходит в полностью автоматическом режиме, в то время как VSS Unity управляется пилотами. 

В случае нештатной ситуации пассажиров New Shepard должна спасти аварийная система увода капсулы от ракеты, которая ранее трижды успешно прошла испытания — на стартовой площадке, во время максимальных нагрузок на взлете ракеты и уже после отделения от нее. Есть запас надежности и у парашютной системы — капсула способна сесть на двух из трех парашютов. Ракетоплан Virgin Galactic системой аварийного спасения не обладает, и в случае аварии пассажирам придется возвращаться на Землю самостоятельно при помощи индивидуальных парашютов.

Полет New Shepard проходит следующим образом. Через примерно три минуты после старта ракеты, на высоте 40 километров, от нее отделяется капсула. После этого ракета садится на площадку в 3,2 километрах от стартовой позиции, маневрируя при помощи маршевого двигателя. Капсула, продолжая по инерции набирать высоту, на 2-3 минуты залетает за линию Кармана, а после — падает обратно на Землю. Через 9 минут после старта автоматика выпустит три парашюта, и капсула совершит мягкую посадку на скорости около 45 сантиметров в секунду, кратковременно запустив в самом конце тормозной двигатель. Весь полет займет около 11 минут, из них четыре пассажиры проведут, наслаждаясь невесомостью. По сути план полета New Shepard схож с полетом первого астронавта США Аланом Шепардом на корабле «Меркурий-Редстоун-3» в 1961 году — отсюда и название системы.

Первый экипаж

New Shepard уже совершила несколько успешных беспилотных полетов, в одном из которых на борту капсулы был манекен. Теперь в космос на четвертой модели ракеты NS-4 впервые отправятся люди: 

  • Основатель компании Blue Origin Джефф Безос.
  • Его брат Марк Безос.
  • 82-летняя Уолли Фанк (Wally Funk) — летчица, которая в 1961 году прошла отбор в программу женщин-астронавтов (известная в СМИ, как «Меркурий-13»). NASA в те годы женщин в качестве кандидатов официально не рассматривало, программа была свернута, и никто из этой группы в космос так и не попал. Фанк — самая молодая из 13-ти женщин, прошедших отбор.
  • 18-летний студент Оливер Дэемен (Oliver Daemen) — сын миллиардера и основателя нидерландской инвестиционной компании Somerset Capital Partners, который изначально планировал полететь сам, но решил лететь следующим рейсом.
  • Таким образом, после полета из капсулы выйдут самый молодой и самый старый астронавт в мире. Загадочный и до сих пор неназванный первоначальный победитель аукциона, который получил право слетать в космос вместе с Безосами и выложить за это 28 миллионов долларов, решил лететь на New Shepard в другой раз. 


Что дальше?

Обе компании уже получили официальные разрешения на пилотируемые запуски, так что продолжат подготовку к началу дальнейших туристических полетов. Очередь на борт ракетопланов Virgin Galactic уже довольно внушительна — как минимум 600 человек отдали за билет 250 тысяч долларов (среди которых оказался и Илон Маск). Компания обещает, что повезет первых клиентов в космос после того, как проведет еще два испытательных полета. Клиентам Blue Origin придется выложить за полет в космос около 500 тысяч долларов. При этом пока неизвестно, будет ли компания создавать новую версию системы на смену NS-4, а Virgin Galactic — делать новый ракетоплан.

Подготовка к полету на New Shepard не займет много времени для платежеспособного клиента — всего четыре дня. Пассажиры должны весить от 49,9 до 108,9 килограммов, быть ростом от 152,4 до 193 сантиметров, выдерживать перегрузки от 3 g (во время взлета) до 5,5 g (во время посадки), быть способными подняться на семь лестничных пролетов менее чем за 90 секунд и провести до 90 минут в замкнутом пространстве.

Помимо людей, в суборбитальный полет можно отправлять и научные эксперименты. 11 июля на борту ракетоплана VSS Unity вместе с Ричардом Брэнсоном были пробирки с резуховидкой Таля — часть эксперимента NASA, который изучает влияние микрогравитации на растения. New Shepard прежде тоже возил полезную нагрузку в ходе испытательных полетов, но возьмет ли Безос в свой полет какой-то научный эксперимент, неизвестно.

В России суборбитальным туризмом планировала заняться компания «Космокурс», разрабатывавшая комплекс из одноступенчатой ракеты и семиместного корабля. Однако весной этого года она объявила о своем закрытии из-за ряда сложностей и высоких финансовых рисков.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer