Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сильное небо: чего ожидать от МАКС-2021


18 июля 2021 года Андрей Фролов, Роман Крецул, Известия


Международный авиакосмический салон МАКС-2021 открывается в Подмосковье 19 июля. На нем ожидается презентация нескольких российских новинок, с которыми смогут ознакомиться потенциальные покупатели. По словам военно-дипломатических источников, по итогам 2019–2020 годов отмечен значительный рост интереса к боевой авиации из РФ у зарубежных заказчиков. Этой тенденции не помешало активное санкционное противодействие со стороны Соединенных Штатов. Как изменится ситуация с международными контрактами в области военной авиации в ближайшие годы и какие перспективы ожидают российских производителей, разбирался военный эксперт Андрей Фролов.

Международный авиакосмический салон МАКС-2021 открывается в Подмосковье 19 июля. На нем ожидается презентация нескольких российских новинок, с которыми смогут ознакомиться потенциальные покупатели. По словам военно-дипломатических источников, по итогам 2019–2020 годов отмечен значительный рост интереса к боевой авиации из РФ у зарубежных заказчиков. Этой тенденции не помешало активное санкционное противодействие со стороны Соединенных Штатов. Как изменится ситуация с международными контрактами в области военной авиации в ближайшие годы и какие перспективы ожидают российских производителей, разбирался военный эксперт Андрей Фролов.

Доминирование в воздухе

Очевидно, что рынок боевой авиации переживает серьезную трансформацию, связанную в первую очередь с тем, что на нем появляются новые игроки, а также усиливается роль нерыночных факторов, связанных с санкционной политикой США и Европейского союза.

Самым очевидным игроком на мировом рынке боевых самолетов будет оставаться американский F-35 в различных модификациях, который явно станет и самым многочисленным истребителем пятого поколения, и самым экспортируемым. Видимо, вслед за ОАЭ начнется его проникновение в страны Ближнего Востока, которые, с одной стороны, имеют средства для закупки, а с другой — проводят дружественную США и Израилю политику. Нельзя исключать и появление самолета в Индии.

Важным конкурентным преимуществом американского ВПК является и наличие других, более дешевых предложений. До сих пор ведется активный маркетинг истребителей четвертого поколения F-15, F-16 и F-18, причем в постоянно совершенствуемых вариантах. Долгосрочные перспективы F-16 выглядят не столь радужными, одна из последних надежд этого самолета — победа на индийском истребительном тендере MMRCA-2. Но у других ситуация складывается куда удачнее. ВВС США планируют закупить 144 истребителя F-15EX, а до конца 2024 года в американские ВМС будут поступать F/A-18E/F Block III. Заказы от военного ведомства США поддержат истребители и на внешних рынках.

В последние годы серьезно нарастил свое присутствие в мире истребитель Dassault Rafale. После почти 20-летнего отсутствия контрактов на него в настоящее время Rafale активно экспортируется, причем на рынок выставляются самолеты из наличия ВВС Франции. Очевидно, что закупки этих истребителей нынешними эксплуатантами будут продолжаться (к примеру, Индией и Египтом), при этом весьма вероятны победы французской машины и в новых регионах, в частности индонезийском.

Свое присутствие на экспортных направлениях сохранит и европейский истребитель Eurofighter Typhoon, хотя новых прорывов тут ожидать не приходится. Но получение на него отдельных новых контрактов со стороны нынешних стран-эксплуатантов полностью исключать нельзя.

Очевидно, что с каждым годом всё активнее будет ощущаться присутствие на рынке китайских истребителей. Наряду с уже активно продающимся в небогатые страны третьего мира легким JF-17 (формально пакистанского производства) Китай активно выводит на витрину истребитель J-10C (видимо, стартовым заказчиком станет Пакистан), а в перспективе и специальный экспортный истребитель FC-31. Нельзя исключать и отдельные контракты на поставки китайских клонов истребителей Су-27 и Су-30 из наличия ВВС НОАК (J-11 и J-16). Видимо, как раз JF-17, J-10 и FC-31 станут основными конкурентами российского ЛФИ.

Устойчивые позиции

Своеобразным предложением на рынке является шведский истребитель Saab JAS-39E/F, который в определенных условиях также может получить новые контракты, но всё же его ниша довольно ограничена. До конца 2020-х годов спрос на этот самолет останется. Кроме того, традиционно для шведов могут иметь место и отдельные контракты на истребители из наличия ВВС страны.

Наконец, фактором неопределенности являются разрабатываемые в различных странах собственные боевые машины. На сегодняшний день довольно крепко выглядят позиции южнокорейского истребителя KF-21, который, скорее всего, будет приобретен ВВС Индонезии. Впрочем, производство серийных машин запланировано только на 2026 год, и, видимо, до конца десятилетия приоритетом будут поставки министерству обороны Южной Кореи.

Определенными экспортными перспективами может обладать и разрабатываемый в Турции истребитель TF-X. Но поскольку первый полет прототипа запланирован только на 2025 год, а серийные поставки — на начало 2030-х, очевидно, что он представляет из себя актора весьма отдаленной перспективы.

Ожидать серьезной конкуренции от индийского истребителя Tejas не приходится, так же как и от разрабатываемого истребителя пятого поколения АМСА.

Что же Россия? Как можно предположить, в ближайшие годы основными экспортными истребителями продолжат оставаться Су-35 и Су-30МКИ, причем последний, возможно, будет в модернизированном варианте. Ожидать скорой поставки на экспорт истребителя Су-57Э вряд ли приходится — как минимум до достижения запланированных темпов производства в 12 истребителей в год для ВКС России. Нельзя исключать отдельных контрактов на истребители МиГ-35 (или МиГ-29М/М2), но они, скорее всего, будут исходить от тех стран, которые уже являются эксплуатантами МиГ-29 предыдущих модификаций. Отдельная ниша имеется у фронтового бомбардировщика Су-34 (Су-32 в экспортном варианте), скорее всего, на него тоже будут получены отдельные контракты от состоятельных стран, уже эксплуатирующих фронтовые бомбардировщики Су-24.

Можно констатировать, что рынок пилотируемой боевой авиации в ближайшие годы будет весьма конкурентным с явным доминированием американских производителей, а в отдаленной перспективе и китайских. Обращает внимание, что как США, так и Китай имеют несколько модельных рядов, что значительно расширяет возможности для экспорта. Но и российские позиции выглядят довольно устойчивыми, хотя давление со стороны США на потенциальных заказчиков будет только возрастать.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Михаил Козачков
Время
Пассажир без паспорта
Василий Кучушев
ТАСС
Checkmate, МС-21, "Ансат", Ка-62, важные контракты и авиашоу. Чем удивил МАКС-2021
Михаил Котов
Взгляд
Российским космонавтам добавят на орбите жилья и работы

Ростех
МАКСимум авиационных сюрпризов
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Полярные соседи: Арктику закроют "летающие радары"
Екатерина Постникова
Известия
ДОН новых встреч: почему Россия не вернется в Договор по открытому небу
Константин Липавский
ПолитРоссия
Авиаэксперт рассказал, какие самолеты могут получить новый водородный двигатель от Ростеха
Михаил Гордин
АвиаСоюз
Экологичные и малошумные: разработки ЦИАМ в области гибридных и электрических технологий для авиации



Алексей Волынец
ТАСС
"Сталинский маршрут". С аэродрома Чкалова на остров Чкалова
Роман Азанов
ТАСС
Камовское будущее. Чего ожидать от нового вертолета Ка-62
Дмитрий Федюшко
ТАСС
Авиадвигатели будущего. Гибридная силовая установка - новый путь для авиации
Максим Талавринов, Дмитрий Лару, Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Собрание Жуковского: какие контракты подписали на МАКС-2021

ТАСС
Один двигатель и способность поразить шесть целей. Ростех представил истребитель Checkmate
Ольга Коленцова, Роман Кильдюшкин
Известия
Безос словно: когда в космос полетят российские миллиардеры
Алена Миклашевская
КоммерсантЪ
Джефф Безос догнал и немного перегнал Ричарда Брэнсона в космосе
Василий Кучушев
ТАСС
Авиация на МАКСимуме. Как прошел первый день международного авиасалона в Жуковском

ТАСС
Cуборбитальный корабль New Shepard. История и характеристики
Светлана Белова
КоммерсантЪ
Аэропорты открываются для курилок
Илья Ферапонтов, Александр Хохлов
N+1
Провожаем "Науку"
Алексей Волынец
ТАСС
Сто и один рекорд "мадам МиГ". ​​​​​​​90 лет со дня рождения Марины Попович
Ольга Коленцова
Известия
Звёздный сейчас: чем космический старт Безоса будет отличаться от полета Брэнсона
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Балтийский оплот: под Калининград отправят новейшие Су-30СМ2

КоммерсантЪ
Полеты в Египет ждут согласований

Ростех
Как это работает. Ракетный двигатель
Сигэру Ханда (Shigeru Handa)
ИНОСМИ.РУ
Вновь вскрылось расточительство минобороны Японии: расходы на разработку нового истребителя составят 1,4 триллиона иен
Денис Тельманов
Газета.Ru
Беспилотная зона: каким будет истребитель 6-го поколения

Известия
Эксперт оценил отказ авиакомпаниям в разрешении на полеты на курорты Египта
Евгений Гайва, Ирина Невинная
Российская Газета
Бизнес просит ускорить взаимное признание QR-кодов
Александр Блинов, Екатерина Андронова
360
"Правила очень жесткие". Плохое топливо могло «убить» двигатели Ан-28, севшего под Томском

74.РУ
Рейс из Антальи в Челябинск задержали из-за опоздавших пассажиров
Александр Тимохин
Взгляд
Новый истребитель России создается с невиданной скоростью
Дмитрий Зубарев
Взгляд
Системы управления воздушным движением решили полностью перевести на российское ПО
Максим Талавринов
Известия
Есть контракт: "Аврора" намерена заказать 19 Ил-114-300 на МАКС-2021
Андрей Фролов, Роман Крецул
Известия
Сильное небо: чего ожидать от МАКС-2021

Ростех
Морской авиации России – 105 лет

Интерфакс
Пассажиры и экипаж выжили в аварии Ан-28 в сибирской тайге. Обобщение
Ульяна Миненкова
КоммерсантЪ
Ан-28 приземлился не по плану
Дарья Решетникова
КоммерсантЪ
"СиЛА" села лесом
Александр Войтюк
N+1
Ответ Безоса: чем полет Blue Origin отличается от Virgin Galactic
Дутов А.В., Савченко О.В.
ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»
Национальные интересы России и технологическое развитие авиа- и судостроения
Мария Фролова, Вероника Кулакова
Известия
"Чудо в тайге": после жесткой посадки Ан-28 под Томском выжили все пассажиры
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
О прорывных направлениях в создании перспективных воздушных судов
Игорь Ворон
Профиль
Если Су-57 избыточен: почему иностранцы захотят купить перспективный истребитель из России
Константин Липавский
ПолитРоссия
Авиаэксперт рассказал, с какими испытаниями столкнется преемник легендарного кукурузника
Сергей Дианов
URA.RU
Путин говорил о самолетах, а спасал репутацию государства
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Таран — оружие отважных и отчаянных. Как летчики шли на сокрушительные сближения
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Достать из-под воды: авиацию Черноморского флота перевооружат на Ка-27М

КоммерсантЪ
Пилоты просят иностранные вакцины
Екатерина Киселева ​
ТАСС
"Ключ на старт". Кто отправляет ракеты с космодрома Восточный
Денис Калугин
TourDom.ru
23 июля в Шереметьево открывается терминал С «Аэрофлот» переносит все международные рейсы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer