Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная зона: каким будет истребитель 6-го поколения


20 июля 2021 года Денис Тельманов, Газета.Ru


Презентация нового легкого истребителя 5-го поколения, анонсированная «Ростехом», породила волну рассуждений о том, каким должен быть самолет следующего, шестого, поколения. «Газета.Ru» спросила об этом профессионалов. И вот что выяснилось — почти все опрошенные эксперты считают, что самолет нового поколения будет фактически летающим роботом, который упразднит профессию пилота.

Презентация нового легкого истребителя 5-го поколения, анонсированная «Ростехом», породила волну рассуждений о том, каким должен быть самолет следующего, шестого, поколения. «Газета.Ru» спросила об этом профессионалов. И вот что выяснилось — почти все опрошенные эксперты считают, что самолет нового поколения будет фактически летающим роботом, который упразднит профессию пилота.

Академик РАН Алексей Арбатов пояснил «Газете.Ru», что пилот в таком самолете будет, по сути, контролировать работу автоматики.

«Сейчас автоматика подстраховывает пилота, чтобы позволить ему быстрее реагировать на ситуацию. А в самолете 6-го поколения пилот будет подстраховывать автономные системы в случае непредвиденных обстоятельств», — считает Арбатов.

Он уточнил, что следующее поколение истребителей будет отличать наличие крупных систем искусственного интеллекта, которые смогут заменить и функции пилотирования, и системы наведения и поражения целей.

«Это должен быть самолет, который моментально реагирует на все возникающие угрозы и предоставляет пилоту информацию о всех возможных целях, но, с другой стороны, остается независимым от возможности нарушения связи с наземными станциями управления», — добавил академик.

По его словам, в такой ситуации функционал пилотов сильно изменится.

«Пилот остается, и все-таки самолет будет действовать на автоматике, только если пилот это позволит. Но в значительной степени все способности, которые демонстрировали летчики-асы, будут выполняться автоматическими информационно-управляющими системами», — пояснил Арбатов.

При этом полностью беспилотным самолет 6-го поколения не будет, поскольку летчик должен будет принимать решение о поражении целей и изменении маршрута.

«Это будет все-таки не дрон. Дрон хуже тем, что связь с землей может быть нарушена. Он управляется с наземных станций, причем иногда за многие тысячи километров. И потом, связь с землей, какая хорошая бы она ни была, не заменяет человека в кабине истребителя или бомбардировщика, который на месте оценивает всю ситуацию», — пояснил академик.

Любой искусственный интеллект ограничен в своих возможностях, ведь запрограммировать все возможные вероятности и возникающие в боевой ситуации неожиданности невозможно.

«Но, в основном, конечно, искусственный интеллект в самолетах 6-го поколения будет нуждаться в пилоте только для контроля за автоматически работающими системами», — подчеркнул академик.

При этом большая дальность полета и невидимость для радаров понадобится только для тех самолетов, которые будут действовать в зоне ПВО противника.

«Дальность определяется классом самолета и его боевыми задачами. Тактическому истребителю не нужна дальность 8 тыс. км. Эта дальность нужна тактическому бомбардировщику. Незаметность нужна самолетам, которые осуществляют прорыв ПВО противника. А самолеты, которые поражают цели с большой дистанции, будь то воздушные, наземные или морские цели, они не нуждаются в такой серьезной незаметности, поскольку не входят в зону ПВО», — пояснил Арбатов.

Военный эксперт, директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко в свою очередь считает, что пилот самолету 6-го поколения будет не нужен.

«Самолет будет полностью беспилотным. Кабина пилота может быть предусмотрена, но в принципе это будет полностью беспилотная версия. Фактически это режим выполнения боевых задач полностью в автономном режиме. Роль искусственного интеллекта будет заключаться в том, чтобы проложить маршрут, выполнить боевую задачу и невредимым вернуться на базу», — рассказал Коротченко «Газете.Ru».

По его словам, самолет будущего станет «многофункциональным летательным аппаратом, способным выполнять глобальные миссии без участия пилота».

«Искусственный интеллект будет в том числе принимать решение на пуск управляемых ракет, задействовании другого оружия, облет зон ПВО на основе информации, получаемой от внешних датчиков и других систем целеуказания и информации. Соответственно, связь с командным пунктом и пунктами боевого управления будет осуществляться через спутник с возможностью обмена информацией в группе между однотипными летательными аппаратами, а также дронами, которые будут, очевидно, сопровождать подобного рода истребители», — отметил Коротченко.

При этом Коротченко убежден, что это будет многоразовый самолет, поскольку машина с такими боевыми возможностями будет очень дорогой. «Эта машина будет строиться с расчетом, что будет осуществлять боевые функции на протяжении всего жизненного цикла, который составит как минимум 30 лет», — отметил эксперт.

Он добавил, что новые боевые возможности приведут к изменению структуры ВВС, однако воздержался от оценок того, какой именно она будет.

«Будущую организационную структуру сейчас никто определить не сможет, но, на мой взгляд, однозначно какое-то минимальное звено типа эскадрильи останется, а более крупные — пока непонятно. Ясно, что будет увеличиваться роль технического, инженерного направления — программирование, оснащение, загрузка боекомплекта, конфигурирование, а роль пилотов сокращаться. Это, конечно, потребует новой организационно-штатной структуры», — заключил эксперт.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Михаил Козачков
Время
Пассажир без паспорта
Василий Кучушев
ТАСС
Checkmate, МС-21, "Ансат", Ка-62, важные контракты и авиашоу. Чем удивил МАКС-2021
Михаил Котов
Взгляд
Российским космонавтам добавят на орбите жилья и работы

Ростех
МАКСимум авиационных сюрпризов
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Полярные соседи: Арктику закроют "летающие радары"
Екатерина Постникова
Известия
ДОН новых встреч: почему Россия не вернется в Договор по открытому небу
Константин Липавский
ПолитРоссия
Авиаэксперт рассказал, какие самолеты могут получить новый водородный двигатель от Ростеха
Михаил Гордин
АвиаСоюз
Экологичные и малошумные: разработки ЦИАМ в области гибридных и электрических технологий для авиации



Алексей Волынец
ТАСС
"Сталинский маршрут". С аэродрома Чкалова на остров Чкалова
Роман Азанов
ТАСС
Камовское будущее. Чего ожидать от нового вертолета Ка-62
Дмитрий Федюшко
ТАСС
Авиадвигатели будущего. Гибридная силовая установка - новый путь для авиации
Максим Талавринов, Дмитрий Лару, Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Собрание Жуковского: какие контракты подписали на МАКС-2021

ТАСС
Один двигатель и способность поразить шесть целей. Ростех представил истребитель Checkmate
Ольга Коленцова, Роман Кильдюшкин
Известия
Безос словно: когда в космос полетят российские миллиардеры
Алена Миклашевская
КоммерсантЪ
Джефф Безос догнал и немного перегнал Ричарда Брэнсона в космосе
Василий Кучушев
ТАСС
Авиация на МАКСимуме. Как прошел первый день международного авиасалона в Жуковском

ТАСС
Cуборбитальный корабль New Shepard. История и характеристики
Светлана Белова
КоммерсантЪ
Аэропорты открываются для курилок
Илья Ферапонтов, Александр Хохлов
N+1
Провожаем "Науку"
Алексей Волынец
ТАСС
Сто и один рекорд "мадам МиГ". ​​​​​​​90 лет со дня рождения Марины Попович
Ольга Коленцова
Известия
Звёздный сейчас: чем космический старт Безоса будет отличаться от полета Брэнсона
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Балтийский оплот: под Калининград отправят новейшие Су-30СМ2

КоммерсантЪ
Полеты в Египет ждут согласований

Ростех
Как это работает. Ракетный двигатель
Сигэру Ханда (Shigeru Handa)
ИНОСМИ.РУ
Вновь вскрылось расточительство минобороны Японии: расходы на разработку нового истребителя составят 1,4 триллиона иен
Денис Тельманов
Газета.Ru
Беспилотная зона: каким будет истребитель 6-го поколения

Известия
Эксперт оценил отказ авиакомпаниям в разрешении на полеты на курорты Египта
Евгений Гайва, Ирина Невинная
Российская Газета
Бизнес просит ускорить взаимное признание QR-кодов
Александр Блинов, Екатерина Андронова
360
"Правила очень жесткие". Плохое топливо могло «убить» двигатели Ан-28, севшего под Томском

74.РУ
Рейс из Антальи в Челябинск задержали из-за опоздавших пассажиров
Александр Тимохин
Взгляд
Новый истребитель России создается с невиданной скоростью
Дмитрий Зубарев
Взгляд
Системы управления воздушным движением решили полностью перевести на российское ПО
Максим Талавринов
Известия
Есть контракт: "Аврора" намерена заказать 19 Ил-114-300 на МАКС-2021
Андрей Фролов, Роман Крецул
Известия
Сильное небо: чего ожидать от МАКС-2021

Ростех
Морской авиации России – 105 лет

Интерфакс
Пассажиры и экипаж выжили в аварии Ан-28 в сибирской тайге. Обобщение
Ульяна Миненкова
КоммерсантЪ
Ан-28 приземлился не по плану
Дарья Решетникова
КоммерсантЪ
"СиЛА" села лесом
Александр Войтюк
N+1
Ответ Безоса: чем полет Blue Origin отличается от Virgin Galactic
Дутов А.В., Савченко О.В.
ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»
Национальные интересы России и технологическое развитие авиа- и судостроения
Мария Фролова, Вероника Кулакова
Известия
"Чудо в тайге": после жесткой посадки Ан-28 под Томском выжили все пассажиры
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
О прорывных направлениях в создании перспективных воздушных судов
Игорь Ворон
Профиль
Если Су-57 избыточен: почему иностранцы захотят купить перспективный истребитель из России
Константин Липавский
ПолитРоссия
Авиаэксперт рассказал, с какими испытаниями столкнется преемник легендарного кукурузника
Сергей Дианов
URA.RU
Путин говорил о самолетах, а спасал репутацию государства
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Таран — оружие отважных и отчаянных. Как летчики шли на сокрушительные сближения
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Достать из-под воды: авиацию Черноморского флота перевооружат на Ка-27М

КоммерсантЪ
Пилоты просят иностранные вакцины
Екатерина Киселева ​
ТАСС
"Ключ на старт". Кто отправляет ракеты с космодрома Восточный
Денис Калугин
TourDom.ru
23 июля в Шереметьево открывается терминал С «Аэрофлот» переносит все международные рейсы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer