← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Авиаэксперт рассказал, какие самолеты могут получить новый водородный двигатель от Ростеха


22 июля 2021 года Константин Липавский, ПолитРоссия


Работающий на водороде авиационный двигатель, разработку которого начали специалисты Ростеха, позволит нашей стране получить отличный технологический и научный задел на будущее. Об этом «ПолитРоссии» сообщил авиаэксперт Роман Гусаров.

Работающий на водороде авиационный двигатель, разработку которого начали специалисты Ростеха, позволит нашей стране получить отличный технологический и научный задел на будущее. Об этом «ПолитРоссии» сообщил авиаэксперт Роман Гусаров.

Госкорпорация Ростех приступила к разработке авиационного двигателя, работающего на водороде. О старте этой программы объявил в рамках Международного авиационно-космического салона (МАКС-2021) генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации Юрий Шмотин. По его словам, на данный момент уже собрана рабочая группа проекта и начаты опытно-конструкторские работы. 

Шмотин также отметил что сейчас конструкторы рассматривают две основные технологии: непосредственное сжигание водородного топлива в модифицированных газовых турбинах и электрохимическое преобразование топлива в электрическую энергию с использованием топливных элементов. При этом, по его словам, для снижения углеродного следа в авиации и нефтегазовой отрасли применение водородного топлива является одним из наиболее перспективных направлений.

Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров, сам факт разработки подобного двигателя является большим событием для нашей страны. Как минимум хотя бы по причине того, что речь идет о действительно сложном и интересном в техническом исполнении механизме. В то же время  надо понимать, что пока о каком-либо успехе этих начинаний рассуждать еще рано, равно как и преждевременно будет гадать, какой именно самолет получит водородный двигатель.

«Если говорить, для каких самолетов разрабатывается такой двигатель, то судить об этом пока еще рано. Все будет зависеть от того, какого класса это будет двигатель, какой тягой он будет обладать и какими габаритами. Только получив ответы на эти вопросы, мы сможем понять, куда его можно будет применить. Пока же мы можем говорить о разработке, некоем научном поиске», – отмечает эксперт.

По его словам, использование водорода в качестве энергоносителя позволит как существенно сократить потребление ископаемых углеводородных топлив, так и значительно продвинуться в решении экологической проблемы загрязнения атмосферы. Помимо этого, нельзя не принимать во внимание и рост цен на энергоносители, которые и вынуждают разработчиков обратить свой взор на другие виды топлива.

При этом чисто технологически задача полета на водородном топливе была решена еще в 80-е годы прошлого века. В Советском Союзе был экспериментальный самолет Ту-155. Работы по его созданию начались еще в 1970-е годы. Тогда в мировой энергетике назревал кризис – газовое топливо стало цениться дороже, чем нефтяное, в результате чего потребление нефти продолжало снижаться. Именно тогда советские инженеры и решили использовать в качестве авиационного топлива жидкий водород – почти идеальное экологически чистое топливо выделяет при сгорании в основном воду и незначительное количество окислов азота. А по теплотворной способности водород и вовсе втрое превосходит традиционный авиационный керосин. Но в то же время водород взрывоопасен, хранить и транспортировать его можно только в жидком состоянии при очень низких температурах, близких к абсолютному нулю. И это представляет собой серьезную проблему.

«Эта технология при всех плюсах проявила и определенного рода неготовность внедрения водородного топлива на тот момент. Потому что это и банально большая выработка водорода, и транспортировка, и хранение. Ему нужны были специальные условия, специальные баки и так далее. То есть с экономической точки зрения это было нецелесообразно. На сегодняшний день, понятное дело, тоже эти задачи до конца не решены. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, и иметь технологический научный задел и идти в ногу со временем, конечно же, всегда хорошо. Поэтому Ростех вполне обоснованно ведет разработки в этом направлении», – уверен Роман Гусаров.

Безусловно, пока еще о готовом образце говорить рано. И даже в Ростехе пока не спешат называть хотя бы примерные сроки появления нового двигателя. В то же время нельзя не вспомнить, как ранее глава Минпромторга Денис Мантуров неоднократно заявлял, что именно водород станет главным топливом едва ли не для всех видов транспорта. И новая разработка Ростеха позволит России идти в ногу со временем в этом вопросе.

«В любом случае, никаких ограничений нет. Такой двигатель может быть создан как для большого самолета, так и для малого. Например, это может быть небольшой бизнес-джет,  что позволит быстрее окупить все затраты на него. А может быть и большой пассажирский лайнер, которым и был Ту-155.  Здесь все чисто технические вопросы, в общем-то, давно уже решены. И понятно, что сейчас эти двигатели будут существенно отличаться от того, что мы видели в прошлом веке. Сейчас на дворе XXI век, а это значит, что нам доступен другой технологический уровень, другие возможности и другие технически и экономически обоснованные решения», – резюмирует Роман Гусаров.

Ранее «ПолитРоссия» рассказывала своим читателям о том, что Военно-­кос­ми­чес­кая академия имени А. Ф. Можайского и Санкт-Петер­бург­ский политехнический университет Петра Великого создали творческий коллектив, который будет заниматься разработкой ионного электрического ракетного двигателя нового поколения.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/7/22/32284/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.