Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пассажир без паспорта


23 июля 2021 года Михаил Козачков, Время


Серьезный скандал назревает в гражданской авиации Казахстана. Как стало известно нашему корреспонденту, в главной транспортной прокуратуре начали проверку инцидента, случившегося в начале июля. Выяснилось, что пассажир авиакомпании “Эйр Астана” приобрел билет на рейс Актобе - Алматы в бизнес-классе, но пропустил время вылета. Когда же мужчина связался с авиа­компанией, чтобы перебронировать билет, ему ответили, что он… уже воспользовался услугой! При более детальном разбирательстве стало ясно: вместо этого человека в Алматы улетел кто-то другой.

Серьезный скандал назревает в гражданской авиации Казахстана. Как стало известно нашему корреспонденту, в главной транспортной прокуратуре начали проверку инцидента, случившегося в начале июля. Выяснилось, что пассажир авиакомпании “Эйр Астана” приобрел билет на рейс Актобе - Алматы в бизнес-классе, но пропустил время вылета. Когда же мужчина связался с авиа­компанией, чтобы перебронировать билет, ему ответили, что он… уже воспользовался услугой! При более детальном разбирательстве стало ясно: вместо этого человека в Алматы улетел кто-то другой.

В тот день из Актобе в Алматы должен был вылететь довольно известный в стране человек - экс-депутат мажилиса, бывший аким Актобе, заместитель акима области, госинспектор администрации президента, заместитель гендиректора “Казаэронавигации” и первый руководитель РГП “Казахавтодор” Серикжан МУКАШЕВ.

Его трудовая биография впечатляющая. Более десяти лет назад он влип в неприятную ситуацию с бортпроводницей “Эйр Астаны”. Прямо на борту у них случился конфликт, авиакомпания заявила об этом публично, и Мукашев сразу же покинул мажилис. А в 2018 году Серикжан Шайзадаевич оказался фигурантом уголовного дела о взятке и получил три года лишения свободы. Чем сейчас занимается господин Мукашев, точно не известно. Но, как говорят в Актобе, человек с таким послужным списком не может остаться на улице, поэтому трудится внештатным советником акима Актюбинской области Ондасына УРАЗАЛИНА.

И вот как-то Серикжан Шайзадаевич собрался в Алматы, купил билет, но на вылет опоздал. Ничего другого не оставалось, как позвонить в call-центр, чтобы зарегистрироваться на другой рейс. Особенность тарифа бизнес-класса заключается в том, что такой билет можно сдать без штрафов либо улететь по нему в другой раз. Именно так и хотел поступить Мукашев, но ему в авиакомпании объяснили, что его билет уже использован. Мужчина возмутился: как же так, он ведь никуда не летал, что вообще у них там за бардак? И вот тогда в “Эйр Астане” решили разобраться во всех обстоятельствах.

Как оказалось, официально пассажир Мукашев действительно прошел регистрацию в VIP-зале аэропорта Актобе, ему выдали посадочный талон и проводили на борт. Наверняка пожелали мягкой посадки. Вот только если настоящий Мукашев в аэропорт не приехал, кто же улетел в Алматы вместо него?

На этот вопрос тоже удалось найти ответ. По данным авиакомпании, из Актобе в тот день вылетел некий Бауржан МЕНДЕБАЕВ. Если поискать это имя в интернете, то можно сразу же наткнуться на человека с точно такими же данными. В 2019 году господин Мендебаев был назначен на долж­ность заместителя прокурора Актюбинской области, даже комментировал в СМИ громкие дела. Правда, сейчас на сайте прокуратуры области в числе руководителей Бауржана Батырхановича уже нет.

Итак, что же получается? Вместо очень серьезного в прошлом человека, депутата, высокопоставленного чиновника на рейс проник предположительно экс-заместитель прокурора области. Но мог ли он осуществить такое в одиночку?

Напрашивается неприятное предположение: на рейс по чужому посадочному талону Мендебаева проводили сотрудники аэропорта. Причем вряд ли это смогла бы провернуть девочка со стойки регистрации - тут нужен уровень повыше. Как минимум руководитель VIP-зала, а быть может, сам председатель правления аэропорта Дастан МАЛИЕВ дал команду либо кто-то из его замов.

Конечно, кому-то может показаться, что вся эта ситуация яйца выеденного не стоит. Ну сел вместо одного пассажира другой. Может, при регистрации ошиблись, случайно напечатали посадочный талон с другой фамилией, все ошибаются.

Но дело в том, что любой аэропорт, тем более международный, - это стратегический объект, за которым осуществляется особый надзор со стороны правоохранительных органов и спецслужб. Хорошо, что зайцем прокатился сотрудник правоохранительной системы, а ведь там мог оказаться находящийся в розыске граж­данин или вообще террорист. Учитывая, что он сел в самолет по чужому документу, его удостоверение или паспорт никем не проверялись. Вообще, проходил ли Мендебаев досмотр, пропускали ли его вещи через рентген?

Кроме того, попадание на рейс незарегистрированного пассажира - это еще и серьезное нарушение, например, закона о противодействии терроризму. Есть даже статья такая, правда, не в Уголовном, а в Административном кодексе - “неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении”. За это нарушение можно схлопотать штраф до 500 МРП.

Но это если в главной транспортной прокуратуре решат, что такого наказания достаточно. А может, в надзорном органе сочтут, что имело место превышение или злоупотребление должностными полномочиями кем-то из руководителей воздушной гавани Актобе. Это ведь ненормально, когда человека провожают на борт без досмотра, а потом еще и сажают в самолет по чужому посадочному талону. И если сегодня не отреагировать адекватно, то завтра подобные случаи начнут происходить по всей стране. Заплатил 500 МРП - и никаких проблем. И это будет ровно до тех пор, пока с помощью какого-нибудь топ-менеджера аэропорта не пронесут бомбу на борт самолета.

Редакция попыталась выяс­нить, что о случившемся думают невольные участники этих событий. В авиакомпании “Эйр Астана” комментировать ситуацию отказались, указав, что регистрацию и досмотр пассажиров проводят наземные службы аэропорта. В воздушной гавани обещали сообщить свою официальную позицию до конца недели, но к моменту выхода публикации мы еще не получили ответа на наш запрос.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer