Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Куда ты, "Наука"? Почему российский модуль пытался улететь с МКС


30 июля 2021 года Сергей Кузнецов, N+1


История путешествия российского модуля «Наука» к Международной космической станции заканчивается драматично: вчера вечером, через несколько часов после успешной стыковки, модуль внезапно включил двигатели и начал поворачивать МКС. Модуль удалось укротить, ориентация станции восстановлена, повреждений не обнаружено, экипаж в безопасности. Рассказываем, что известно на этот час.


Такое уже было

Вчерашний инцидент — не первый подобный в истории МКС. Вечером 9 июня 2015 года, во время рутинной проверки систем связи между станцией и пристыкованным к ней кораблем «Союз ТМА-15М» двигатели корабля неожиданно включились, из-за чего ориентация МКС в пространстве начала меняться. Двигатели тогда быстро заглушили и ориентацию станции восстановили. О причинах инцидента официально не сообщалось, но ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники сообщал, что двигатели ориентации «Союза» включились во время тестирования системы автоматической системы «Курс», а причина случившегося — ошибка в программе.

История путешествия российского модуля «Наука» к Международной космической станции заканчивается драматично: вчера вечером, через несколько часов после успешной стыковки, модуль внезапно включил двигатели и начал поворачивать МКС. Модуль удалось укротить, ориентация станции восстановлена, повреждений не обнаружено, экипаж в безопасности. Рассказываем, что известно на этот час.

Как это было?

Модуль «Наука» пристыковался к надирному стыковочному узлу в переходном отсеке (ПхО) служебного модуля «Звезда» в 16:29 по московскому времени.

Стыковка прошла благополучно, хотя и не без драмы: когда до станции оставалось примерно 10 метров, крен МЛМ достиг 7 градусов — больше расчетного, и руководитель полета Владимир Соловьев сказал космонавту Олегу Новицкому, чтобы он перешел на ручной режим стыковки. Однако в этот момент автоматика начала сама выправлять крен, и Соловьев остановил Новицкого. В итоге вся процедура прошла без переключения на телеоператорный режим управления.

На этом путешествие «Науки», стартовавшей с Байконура 21 июля, закончилось. Открыть люки модуля планировалось вечером — до этого момента космонавтам предстояло еще многое сделать. И вот когда они наконец перешли к люкам, (по одним данным, открывали внутренний люк переходного отсека, по другим — занимались подключением компьютерной системы МЛМ к системе станции), «Наука» включила двигатели.

События, как рассказал на пресс-конференции через четыре часа представитель NASA Джоэл Монталбано, развивались так: в 19:34 по московскому времени системы МКС зафиксировали отклонение станции от нормального положения. По всей видимости, именно в этот момент «Наука» запустила двигатели, но ни экипаж, ни операторы еще не заметили этого.

Ориентацию станции поддерживают гиродины — гироскопы, установленные на американском сегменте. Но они не смогли перебороть силу, отклоняющую МКС от заданного положения.

В 19:42 отклонение превысило допустимый порог и автоматика выдала сигнал тревоги. Гиродины отключились, управление станцией взял на себя российский сегмент и модуль «Звезда» запустил двигатели, чтобы противодействовать «Науке». В течение следующих 45 минут российский ЦУП пытался отключить двигатели МЛМ. В некоторые моменты угловая скорость движения станции достигала 0,5 градуса в секунду.

В 20:29 двигатели «Науки» наконец замолкли, и российский ЦУП с помощью грузового корабля «Прогресс МС-17», пристыкованного к ПхО с противоположной стороны от «Науки», привел станцию в исходную ориентацию. 
   
По словам Монталбано, никаких видимых повреждений конструкции станции не замечено, а экипаж не был в опасности. Более того, на МКС о «дуэли» между «Звездой» и «Наукой» вообще узнали от ЦУПа в Хьюстоне — сами обитатели станции ничего подозрительного не заметили.
Роскосмос утром в пятницу сообщил, что специалисты главной оперативной группы управления (ГОГУ) «завершают комплекс процедур с двигательной установкой модуля „Наука“ в интересах безусловного обеспечения безопасности как Международной космической станции, так и всего экипажа», а открытие люков в переходный отсек (а потом и в МЛМ) запланированы на этот вечер. 

Что это было?

Причины самопроизвольного включения двигателей «Науки» пока официально не названы.

Согласно материалам российского ЦУПа, имеющимся в распоряжении N + 1, после стыковки была «зафиксирована некорректная работа программного обеспечения МЛМ».

Именно в результате этой некорректной работы «произошел несанкционированный запуск двигателей» модуля "Наука"». Как сказано в документе, самопроизвольно включились не главные двигатели (ДКС, двигатели коррекции и сближения) модуля тягой 4,09 килоньютона каждый, а значительно менее мощные двигатели причаливания и стабилизации (ДПС), тяга каждого из которых — 392 ньютона (подробнее о двигателях «Науки» читайте в нашем блоге). Сколько именно двигателей ДПС из 24 имеющихся включилось — не уточняется.
   
Двигатели работали на отвод — то есть пытались оттянуть МЛМ от стыковочного узла. Модуль пристыкован к станции «снизу» (относительно Земли), поэтому можно предположить, что МКС начала поворачиваться в вертикальной плоскости (по тангажу). По российским данным, скорость вращения станции была даже выше, чем по информации NASA — 0,6 градуса в секунду. NASA считает, что отклонение МКС от нормальной ориентации составило 45 градусов, в материалах ЦУПа говорится о развороте на 160 градусов (без уточнения в какой плоскости).
МЛМ выключил двигатели самостоятельно, а не по команде с Земли — у модуля просто закончилось все топливо в баках высокого давления. (Всего на борту МЛМ шесть баков для горючего и окислителя — четыре низкого давления, из них топливо поступает в ДКС, и два — высокого, оттуда топливо поступает в ДПС, которые и включились вечером в четверг).

Сколько точно топлива оставалось в баках «Науки» на момент стыковки неизвестно, но можно сделать предположение. На экране системы управления модулем слева, в пятой строчке сверху после буквы P есть число, значение которого меняется только тогда, когда включаются двигатели. Причем оно всегда меняется только в сторону уменьшения.
   
Момент включения определить очень легко — в центре экрана в этот момент загорается надпись ДПО ВКЛ. Можно предположить, что это число означает именно остаток топлива (убедиться, что это происходит не только в случае «Науки», можно, посмотрев вот это видео). Так что «Наука» могла сжечь около 500 килограммов топлива — в момент стыковки именно это значение было на экране.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Моменты
Авиакомпании вынуждены работать в убыток, чтобы удержать пассажиров
Максим Талавринов
Известия
Отправить в пролет: Минтранс призвали ограничить работу двух авиакомпаний
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
"Соната" для беспилотника
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Куда полетит Dark Eagle
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Пехоте — наводку: беспилотники получат целеуказание от мотострелков
Олег Поляков
EurAsia Daily
Минниханов на взлетном поле: зачем президент Татарстана стал первым лицом "Туполева"
Михаил Котов
ТАСС
Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Авиакомпании поймали радиопомехи



Антон Лавров, Анна Черепанова, Богдан Степовой
Известия
Командир Чукотки: под Анадырем возродят военную авиабазу
Дмитрий Беляев
ТАСС
Чартерный рейс к звездам. Впервые в космос отправились только туристы, кто они?
Максим Талавринов
Известия
На, летчик: авиакомпании РФ начали повышать зарплату пилотам
Сергей Машкин
Газета «Коммерсантъ»
Александр Рубцов рулил самолетами и автопарком
Ольга Коленцова
Известия
Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС
Вероника Кулакова, Максим Талавринов, Елена Балаян
Известия
Туманные обстоятельства: какие нарушения выявили у компании, выполнявшей рейс на L-410

ТАСС
Российские ученые разработали новый сверхпрочный сплав для авиапромышленности
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
Как первые русские военные летчики над кавалерией издевались
Олег Михайлов
Национальная служба новостей
Виноват автопилот или туман? L-410 продолжил тенденцию с крушением самолетов

ТАСС
Хронология катастроф самолетов L-410 в России
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Дальняя для авиации: ракете ЛМУР хотят расширить сферу применения
Максим Талавринов
Известия
Поезд оплачен: в РФ предложили реформу субсидирования авиа- и ж/д перевозок
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Дроны над Арктикой
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Крылья "Талибана"
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Несвоевременный форсаж
Олег Петров
Военно-промышленный курьер
Второе рождение "Белого лебедя"

ПолитПазл
Россия готова решить хроническую авиационную проблему
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Выше, быстрее и дальше всех: как Владимир Коккинаки ставил первые рекорды в небе
Максим Талавринов
Известия
Вам не Чита: в Госсовете указали на дискриминацию в субсидировании перелетов
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Эксперт: Альтернативы декарбонизации гражданской авиации нет
Ольга Коленцова
Известия
Лунный некамень: из чего космонавты смогут строить здания

Ростех
Sukhoi Business Jet: деловой интерес
Максим Талавринов
Известия
Вынужденная просадка: в Росавиации заявили о нехватке денег на подготовку пилотов
Эрнест Филипповский
КоммерсантЪ
Погибшего летчика-испытателя отправили под суд
Николай Морозов
Военно-промышленный курьер
Когда русские летчики впервые в бой вступили?
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
"Метеор" на воздушном ринге

Москва FM
Эксперты установили причину крушения новейшего Ил-112В

Business FM
"Коммерсантъ": российские авиакомпании изучают возможность перехода на биотопливо
Максим Талавринов
Известия
Летать не вредно: Росавиация начала проверку безопасности всех перевозчиков
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Сдалась сама машина, а не люди
Алексей Заквасин
RT
Прямое сообщение и замена кукурузнику: каковы перспективы развития региональной авиации России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Дрон среди ясного неба: у афганской границы учатся отражать налёты беспилотников
Константин Воронов
КоммерсантЪ
Авиатор налетел на штраф
Русский космос, Игорь Афанасьев
Роскосмос
ИСС Решетнева готовится к "Сфере"

Министерство оброны Российской Федерации
Международный военно-технический форум "АРМИЯ-2021" завершил свою работу
Екатерина Москвич
ТАСС
От создания кораблей до управления МКС. Как работает космическая корпорация "Энергия"
Наталья Пономарева 
Интерфакс
18 дней на дне
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
С чистого хвоста
Роман Крецул, Анна Черепанова, Антон Лавров
Известия
Присядут на дорогу: беспилотникам приготовят взлетно-посадочное шоссе

ТАСС
Хронология аварий и катастроф самолетов и вертолетов Минобороны в 2021 году

ТАСС
Аварии и катастрофы Су-24
Евгений Гайва
Российская Газета
Росавиация просит кабмин увеличить субсидии для перелетов на Дальний Восток

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer