Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МКС подправили орбиту


30 июля 2021 года Иван Якунин, КоммерсантЪ


Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Шел 1995 год. Борис Ельцин и Леонид Кучма разделяют черноморский флот, начинается первая чеченская война. Россия создает таможенный союз с Белоруссией, убивают Владислава Листьева. А Российское космическое агентство начинает строить модуль «Наука», который, даже по самым визионерским меркам, должны будут запустить в 2010-м. Изначально эта конструкция предполагалась как грузовой отсек, но со временем стало понятно, что такой малофункциональный фрагмент космонавтам не нужен. В итоге теперь, по заверениям Дмитрия Рогозина, на нем установлена современнейшая электроника. Но и из 90-х кое-что осталось, признался “Ъ FM” советник гендиректора РКК «Энергия» Александр Александров. Он занимался разработкой модуля и обучал пилотов обращаться с ним.

«Были, конечно, причины и экономического характера. Менялась концепция. Также у нас были отклонения от того, что мы хотели бы сделать, а получали другое. Были замечания и по двигательной установке.

Время шло, модуль стоял, прибавлялись задачи.

Они модернизировались, менялись. Но, тем не менее, мы все-таки пришли к финишу. Корпус был сделан действительно в те самые 90-е годы, и надо было его постоянно сертифицировать, если мы хотели, чтобы он летел в будущих 2000-х годах. Но система управления двигателями и вся математика были переделаны практически заново», — вспоминает Александров.

Но именно с двигателями и возникли главные проблемы. И об этом стало известно вовсе не от Роскосмоса. Дело в том, что на модуле находится роботизированная рука, сделанная в Европе: своей такой у России нет. Поэтому Европейское космическое агентство как регулятор следило за запуском «Науки» к МКС и отчитывалось о состоянии систем. Так публика, например, узнала о недостающих данных телеметрии.

Но модуль в итоге долетел, и тут началось самое интересное. Когда не надо, вдруг заработал двигатель. Космонавтам, чтобы компенсировать воздействие тяги, пришлось запускать два других модуля. В итоге станция осталась на нужной высоте, но не без последствий. NASA из-за инцидента пришлось отложить запуск своего корабля к МКС — видимо, нужно переделывать расчеты. Роскосмос сообщил, что специалисты просто работали с остатками топлива, но такие случаи чреваты серьезными последствиями, говорит инженер Космического центра Сколтеха Никита Велиев:

«Вообще, работа любых двигателей может быть опасна как минимум отклонением орбиты и ее последующей корректировкой.

И в целом это затратная история, потому что мы измеряем в количестве массы, которую нужно отправить на определенную высоту, и, естественно, любое движение, особенно незапланированное, измеряется в количестве потраченного топлива. Но сомнительно, что в подобных ситуациях что-то действительно угрожает жизни пилотов».

По итогу у россиян на МКС теперь есть новый модуль для экспериментов весом 20 т. Там имеются 14 рабочих мест, но на станции всего семь человек. Особенность «Науки» в том, что она — как конструктор: под каждое исследование можно устанавливать новое оборудование.

Это сильное подспорье, соглашается научный журналист Виталий Егоров:

«Сама “Наука” — не научный прибор, это средство для проведения научных экспериментов. На ней установлены современные рабочие места, которые можно менять. То есть привез на станцию, поставил, провел эксперимент, увез обратно. Раньше это тоже можно было делать, но, во-первых, в российском сегменте места не хватало, а, во-вторых, сейчас готовить эксперименты можно проще, дешевле и быстрее».

Парадокс в том, что Россия обещала вскоре выйти из проекта МКС, напоминает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Предыдущий модуль, который стоял на месте «Науки», затопили в Тихом океане. То же ждет и российскую установку, полагает ученый:

«На совещании президента в апреле был поставлен срок действия нашего участия в МКС — до 2024-2025 года. А это означает, что наш российский блок нужно отстыковывать и, видимо, затопить».

Но руководство Роскосмоса это не останавливает. Дмитрий Рогозин заявил, что уже осенью к МКС полетит еще один российский модуль, под названием «Причал». Он будет служить для приема космических кораблей. Выдержит ли станция новую стыковку — неизвестно. И поддержат ли в NASA Рогозина после инцидента с «Наукой», неясно. Но пока у России нет своей орбитальной станции, МКС — единственная цель.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру



Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer