Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МКС подправили орбиту


30 июля 2021 года Иван Якунин, КоммерсантЪ


Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Шел 1995 год. Борис Ельцин и Леонид Кучма разделяют черноморский флот, начинается первая чеченская война. Россия создает таможенный союз с Белоруссией, убивают Владислава Листьева. А Российское космическое агентство начинает строить модуль «Наука», который, даже по самым визионерским меркам, должны будут запустить в 2010-м. Изначально эта конструкция предполагалась как грузовой отсек, но со временем стало понятно, что такой малофункциональный фрагмент космонавтам не нужен. В итоге теперь, по заверениям Дмитрия Рогозина, на нем установлена современнейшая электроника. Но и из 90-х кое-что осталось, признался “Ъ FM” советник гендиректора РКК «Энергия» Александр Александров. Он занимался разработкой модуля и обучал пилотов обращаться с ним.

«Были, конечно, причины и экономического характера. Менялась концепция. Также у нас были отклонения от того, что мы хотели бы сделать, а получали другое. Были замечания и по двигательной установке.

Время шло, модуль стоял, прибавлялись задачи.

Они модернизировались, менялись. Но, тем не менее, мы все-таки пришли к финишу. Корпус был сделан действительно в те самые 90-е годы, и надо было его постоянно сертифицировать, если мы хотели, чтобы он летел в будущих 2000-х годах. Но система управления двигателями и вся математика были переделаны практически заново», — вспоминает Александров.

Но именно с двигателями и возникли главные проблемы. И об этом стало известно вовсе не от Роскосмоса. Дело в том, что на модуле находится роботизированная рука, сделанная в Европе: своей такой у России нет. Поэтому Европейское космическое агентство как регулятор следило за запуском «Науки» к МКС и отчитывалось о состоянии систем. Так публика, например, узнала о недостающих данных телеметрии.

Но модуль в итоге долетел, и тут началось самое интересное. Когда не надо, вдруг заработал двигатель. Космонавтам, чтобы компенсировать воздействие тяги, пришлось запускать два других модуля. В итоге станция осталась на нужной высоте, но не без последствий. NASA из-за инцидента пришлось отложить запуск своего корабля к МКС — видимо, нужно переделывать расчеты. Роскосмос сообщил, что специалисты просто работали с остатками топлива, но такие случаи чреваты серьезными последствиями, говорит инженер Космического центра Сколтеха Никита Велиев:

«Вообще, работа любых двигателей может быть опасна как минимум отклонением орбиты и ее последующей корректировкой.

И в целом это затратная история, потому что мы измеряем в количестве массы, которую нужно отправить на определенную высоту, и, естественно, любое движение, особенно незапланированное, измеряется в количестве потраченного топлива. Но сомнительно, что в подобных ситуациях что-то действительно угрожает жизни пилотов».

По итогу у россиян на МКС теперь есть новый модуль для экспериментов весом 20 т. Там имеются 14 рабочих мест, но на станции всего семь человек. Особенность «Науки» в том, что она — как конструктор: под каждое исследование можно устанавливать новое оборудование.

Это сильное подспорье, соглашается научный журналист Виталий Егоров:

«Сама “Наука” — не научный прибор, это средство для проведения научных экспериментов. На ней установлены современные рабочие места, которые можно менять. То есть привез на станцию, поставил, провел эксперимент, увез обратно. Раньше это тоже можно было делать, но, во-первых, в российском сегменте места не хватало, а, во-вторых, сейчас готовить эксперименты можно проще, дешевле и быстрее».

Парадокс в том, что Россия обещала вскоре выйти из проекта МКС, напоминает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Предыдущий модуль, который стоял на месте «Науки», затопили в Тихом океане. То же ждет и российскую установку, полагает ученый:

«На совещании президента в апреле был поставлен срок действия нашего участия в МКС — до 2024-2025 года. А это означает, что наш российский блок нужно отстыковывать и, видимо, затопить».

Но руководство Роскосмоса это не останавливает. Дмитрий Рогозин заявил, что уже осенью к МКС полетит еще один российский модуль, под названием «Причал». Он будет служить для приема космических кораблей. Выдержит ли станция новую стыковку — неизвестно. И поддержат ли в NASA Рогозина после инцидента с «Наукой», неясно. Но пока у России нет своей орбитальной станции, МКС — единственная цель.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer