Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В ожидании тяжеловеса


10 августа 2021 года Виталий Орлов, Военно-промышленный курьер


В интервью от 30 июля текущего года Сергей Ярковой, занимающий должность первого заместителя генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», отметил, что характеристики создаваемого отечественными авиастроителями ПАК ТА претерпят кардинальные изменения в лучшую сторону. По его мнению, существенное расширение ключевых параметров предполагает наличие у перспективного авиационного комплекса транспортной авиации герметичной грузовой кабины, возможности десантирования груза и способности к приземлению на грунтовые ВПП. При этом Сергей Ярковой высказался о безусловной перспективности этого направления развития российской авиации, в том числе и для ее гражданского кластера.

В интервью от 30 июля текущего года Сергей Ярковой, занимающий должность первого заместителя генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», отметил, что характеристики создаваемого отечественными авиастроителями ПАК ТА претерпят кардинальные изменения в лучшую сторону. По его мнению, существенное расширение ключевых параметров предполагает наличие у перспективного авиационного комплекса транспортной авиации герметичной грузовой кабины, возможности десантирования груза и способности к приземлению на грунтовые ВПП. При этом Сергей Ярковой высказался о безусловной перспективности этого направления развития российской авиации, в том числе и для ее гражданского кластера.

Несколько лет назад в Российской Федерации стартовал проект по разработке и созданию «Перспективного авиационного комплекса транспортной авиации», ПАК ТА. В настоящее время проводятся научно-исследовательские работы по определению внешнего облика и ключевых летно-технических и эксплуатационных характеристик будущего самолета, способного стать полноценной заменой проверенным годами, но морально и технически устаревшим Ан-22 «Антей», Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Примечательно, что живой интерес к созданию перспективного тяжелого транспортника проявляет не только оборонное ведомство России, но и крупнейшие отечественные авиаперевозчики. Так, одна из российских грузовых авиакомпаний «Волга – Днепр» планирует потратить на приобретение двух десятков американских Boeing 747-8F несколько миллиардов долларов, которые при наличии соответствующего предложения от отечественного производителя с большой долей вероятности остались бы в России.

Как все начиналось

Впервые о создании перспективного авиационного комплекса в интересах командования военно-транспортной авиации Военно-воздушных сил Российской Федерации заговорили в 2014 году. Военно-промышленная комиссия, сформированная при правительстве России, запланировала в срок до 2024 года поставить в действующие части ВТА РФ 80 единиц тяжелых транспортных самолетов, созданных в рамках реализации проекта ПАК ТА. Вначале даже предполагалось, что эти машины будут летать на сверхзвуковых скоростях (до 2000 км/ч или 1,62 М), что позволит им достигать любой географической точки не более чем за семь часов. Кроме того, оборудование новых военно-транспортных самолетов многоуровневой палубой, оснащенной системой автоматической погрузки (разгрузки), обеспечило бы им возможность доставки и выброски десанта с любой техникой, стоящей на вооружении ВДВ Российской Федерации.

Весной 2015 года в средствах массовой информации стали появляться сообщения, содержащие несколько больше конкретики в отношении проекта ПАК ТА. Базой комплекса, призванного заменить Ил-76 и Ан-124 «Руслан», назвали Ил-106. В качестве основной характеристики тактико-технического задания на разработку этой машины определили ее грузоподъемность, которая должна будет достигать 80–100 тонн. Разработчиком перспективного военно-транспортного самолета было назначено ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», специалисты которого уже имели немалый опыт в разработке подобной авиатехники.

“Основными машинами, используемыми силовыми структурами, являются легкие транспортные самолеты Ан-26, Ан-74, средние Ан-12, тяжелые Ил-76 и сверхтяжелые Ан-124 «Руслан»”

В августе того же года Николай Таликов, занимающий должность генерального конструктора ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», сообщил о готовности технического проекта и передаче его на рассмотрение Министерству обороны России, выступающему в качестве заказчика. Он отметил, что в построении нового самолета будет использована традиционная схема, а не озвученная ранее главой «Ильюшина» концепция «несущего фюзеляжа».

Спустя четыре месяца Николай Таликов поделился подробностями развития проекта «Перспективного авиационного комплекса транспортной авиации». В частности, он сказал: «Предположительно, это будет широкофюзеляжный самолет взлетной массой около 250 тонн, оборудованный кормовой рампой. В роли силовой установки рассматриваются двигатели ПС-90А1. Тяга каждого из четырех силовых агрегатов не превышает 17,4 тс, поэтому в перспективе планируется их замена на двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД) нового поколения. Обсуждается вариант использования двух силовых агрегатов тягой 35–40 тс. Причем актуальность создания такого двигателя чрезвычайно высока – наряду с военно-транспортной в нем заинтересованы и представители гражданской дальнемагистральной авиации. Очевидно, что для создания подобной силовой установки необходимо объединение ресурсов ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и АО «Объединенная двигателестроительная корпорация». АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) и ПАО «ОДК-Кузнецов» (г. Самара) уже заявили о готовности к началу работ по этому проекту».

В апреле 2016 года на III Съезде авиапроизводителей России заместитель главы оборонного ведомства РФ Юрий Борисов заявил о необходимости в самое ближайшее время приступить к серьезной работе над «сверхтяжелым транспортным самолетом», обещающим быть востребованным как Минобороны, так и гражданским рынком авиатехники.

В этом же году на полях Международного военно-технического форума «Армия» Сергей Вельможкин, представлявший делегацию ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», сказал, что внешний облик, габариты и грузоподъемность ПАК ТА продолжают находиться в стадии определения, а научно-исследовательские работы по реализации данного проекта планируется начать не ранее 2017 года. Им были озвучены некоторые ключевые требования к новой машине, в частности неприхотливость в обслуживании, универсальность и способность к взлету с грунтовых взлетно-посадочных полос.

В июне 2019 года в преддверии V Международного военно-технического форума «Армия» была озвучена очередная информация о начале разработки проекта ПАК ТА.

Актуальность проекта

Сегодня главными эксплуатантами тяжелых грузовых самолетов являются командование военно-транспортной авиации Военно-воздушных сил и Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Основные машины, используемые силовыми структурами, - легкие транспортные самолеты Ан-26, Ан-74, средние Ан-12, тяжелые Ил-76 и сверхтяжелые Ан-124 «Руслан».

Основным разработчиком самолетов военно-транспортной авиации в советское время было предприятие, именуемое сейчас Государственное предприятие «Антонов» (г. Киев, Украина). Подавляющее большинство транспортных самолетов, использующихся в настоящее время Военно-воздушными силами и гражданскими авиаперевозчиками России, разработаны и построены в цехах этого предприятия. Распад Советского Союза негативно сказался на производительности «Антонова» – количество выпускаемых им машин уменьшилось в разы. Производство сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» полностью прекращено.

Крымская весна и последовавшие за ней события 2014 года привели к разрыву кооперационных связей предприятий Российской Федерации и Украины. В августе прошлого года руководство государственного предприятия «Антонов», следуя в русле необдуманных действий политического руководства Украины, запретило предприятиям российского авиапрома самостоятельно проводить техническое обслуживание «Русланов». Исчерпывается ресурс тех машин, которые сегодня еще могут подниматься в воздух. В перспективе возможен запрет самолетам этого типа пересекать воздушные границы России.

Каким его хотят видеть

Рассматривая в качестве одного из возможных вариантов Ил-106 как базу для создания перспективного авиационного комплекса в интересах военно-транспортной авиации Российской Федерации, можно сформулировать предположительный набор его летно-технических и эксплуатационных характеристик, а также некоторые особенности конструктивного исполнения. Прежде всего его грузоподъемность, а следовательно и объем грузового отсека (кабины), должен быть сопоставим с аналогичными показателями Ан-124 «Руслан», который он, в общем-то, и должен заменить. Напомним, что в соответствии с планами Военно-промышленной комиссии это должно произойти не позднее 2030 года. В качестве силовой установки планируется использовать четыре двухконтурных турбореактивных двигателя ПД-30 или два новых, созданных на базе ПД-14, силовых агрегата тягой не менее 20 тс каждый.

В качестве ключевых тактико-технических характеристик будущего ПАК ТА российские военные предпочитают видеть следующее:

Длина фюзеляжа 57,6 метра, высота 19,9 метра, размах крыла 68,5 метра, объем грузового отсека 1000 кубометров. При взлетной массе в 250 тонн самолет должен брать 80–120 тонн полезной нагрузки, иметь потолок 12 тысяч метров, вовсе не сверхзвуковую – 820–850 км/час – скорость и дальность порядка 12 тысяч километров.

Предполагаемый к использованию на перспективном военно-транспортном самолете комплекс бортового оборудования, несмотря на определенную специфику, достаточно традиционен для машин этого типа:

современный навигационный комплекс, включающий спутниковые системы;
«стеклянная кабина», имеющая несколько информационных дисплеев;
средства цифровой связи;
бортовая автоматизированная система контроля, обеспечивающая координацию работы двигателей, систем электроснабжения, кондиционирования и антиобледенения, гидросистем, шасси и так далее.

Десантно-транспортное оборудование ПАК ТА должно включать бортовые передвижные краны и системы погрузки-разгрузки. Ключевой задачей новой военно-транспортной машины разработчик определяет способность оперативной транспортировки тяжелой военной техники. Такой, как новые танки «Армата» и бронетехника, выполненная на ее платформе, самоходные артиллерийские орудия, установки пуска ракет тактического назначения, зенитные ракетные комплексы, реактивные системы залпового огня и противотанковые боевые машины типа «Спрут-СД».

Кроме того, заказчик в лице Министерства обороны Российской Федерации требует обеспечить возможность базирования перспективного авиационного комплекса транспортной авиации на снеговых и грунтовых аэродромах. Это тем более важно, поскольку такой способностью обладают все типы современных самолетов, используемых командованием военно-транспортной авиации ВВС РФ. Еще одним требованием, на неукоснительном исполнении которого настаивают военные, является возможность перевозки всего перечня вооружений, военной и специальной техники, предназначенной для транспортировки посредством авиации. Причем в техническом задании, кроме техники сухопутных войск, значатся радары радиотехнических войск, комплексы противовоздушной обороны, ударные и штурмовые вертолеты, а также самолеты, включая высотные всепогодные сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-31БМ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer