Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новая игрушка для Пентагона


16 августа 2021 Виталий Орлов, Военно-промышленный курьер


Перспективность ударной авиации как вида военной техники большинством военных экспертов принята, что называется, по умолчанию. Постоянное изменение тенденций ведения боевых действий смещает привычные акценты. В настоящее время основным направлением стали ракеты воздушного базирования, что логично инициировало качественное обновление имеющихся образцов ударной авиации. Россия и США – признанные лидеры в этом сегменте вооружений. Американцы первыми создали истребитель пятого поколения и получили прекрасный технический и технологический задел для разработки самолета следующего, шестого поколения, получившего название F/A-XX.

Перспективность ударной авиации как вида военной техники большинством военных экспертов принята, что называется, по умолчанию. Постоянное изменение тенденций ведения боевых действий смещает привычные акценты. В настоящее время основным направлением стали ракеты воздушного базирования, что логично инициировало качественное обновление имеющихся образцов ударной авиации. Россия и США – признанные лидеры в этом сегменте вооружений. Американцы первыми создали истребитель пятого поколения и получили прекрасный технический и технологический задел для разработки самолета следующего, шестого поколения, получившего название F/A-XX.

О проекте

Руководство ВВС США рассматривает истребитель шестого поколения в качестве эффективной замены устаревших самолетов F/A-18E/F «Супер Хорнет» палубного базирования. В планах американских военных получение к 2037 году не просто нового самолета, а полноценного модельного ряда, в котором основными проектами станут FX, предназначенный для ВВС, и F/A-XX – для ВМС. Кроме того, поставка истребителей будет осуществляться в двух вариантах – пилотном и беспилотном.

Учитывая неожиданно большие сроки, отводимые на разработку проекта, а о нем впервые заговорили еще в 2012 году, можно утверждать, что американцы создают самолет, претендующий на неоспоримое доминирование в небе. Именно такое мнение высказывал Дэйв Маджумдар – эксперт аналитического издания National Interest.

По словам аналитика, стремительно ворвавшиеся в элитный американский клуб «пятого поколения» Россия и Китай представили образцы, объективно превосходящие американские аналоги. В разработке своего Су-57 Россия сделала акцент на высокую технологичность, сверхманевренность и мощное вооружение. Поэтому проект F/A-XX не что иное, как попытка Соединенных Штатов догнать Россию.

На сегодня новому проекту роздано немало авансов. Ему отводится роль революционера в боевом авиастроении. Ключевой особенностью будущего истребителя считают инновационную систему вооружения смешанного типа, управляемую искусственным интеллектом.

“Поражение средств ПВО противника будет происходить не силами ударного вооружения, а путем отключений этих средств при помощи вируса, внедренного с очень большого расстояния”

В планах американских конструкторов – оружие, функционирующее на абсолютно новых физических принципах, например, лазерных установок, задачей которых станет поражение средств радиоэлектронного подавления. С лазером, считают разработчики, истребитель получит возможность вывода из строя ракетных головок самонаведения всех существующих типов ракет.

Постоянная эволюция технологий инициировала у США желание разработать и ввести в действие систему дистанционного внедрения компьютерных вирусов, сыграв таким образом на опережение. То есть поражение средств ПВО противника будет происходить не силами ударного вооружения, а путем отключений этих средств при помощи вируса, внедренного с очень большого расстояния.

Тем не менее самолет планируется вооружить ракетами, оснащенными инновационными системами наведения, для ведения воздушного боя. По заверениям производителей, такие ракеты будут абсолютно неуязвимы.

В сравнении с истребителем пятого поколения серьезные изменения претерпела и силовая установка. Большое количество электроники в сочетании с лазерной установкой потребовало наличие мощных энергонакопителей. Планируется, что при полете на высоких скоростях и форсаже F/A-XX будет задействовать традиционный силовой агрегат реактивного типа, а перемещение на малых и крейсерских скоростях обеспечат электрогенераторы. Они же станут источником питания лазерной установки.

Предварительно озвученные тактико-технические характеристики американского истребителя шестого поколения выглядят следующим образом. Скорость F/A-XX превысит 5 Махов (1 Мах соответствует скорости звука на определенной высоте полета) и составит примерно 5600 километров в час. Конструктивная схема – «бесхвостка». Продолжительность нахождения в воздухе – 50 часов (для беспилотной версии). Боевые возможности – совмещение функций самолета-разведчика и ударного истребителя. По заявлениям американских разработчиков, новый самолет по своим характеристикам будет превосходить все существующие типы ударных истребителей.

Интересным представляется тот факт, что выход F/A-XX в серию планируется на 2040-е годы. Это полностью соответствует проектным данным нового бомбардировщика LRS-B. Таким образом, мировое военное авиастроение в период 30–40-х годов XXI века ожидают масштабные революционные изменения, в ходе которых придут представители новой боевой авиации с новыми видами вооружения и искусственным интеллектом.

Летные испытания

Итак, в рамках совместной программы NGAD (Next Generation Air Dominance), осуществляемой авиастроительными корпорациями и ВВС США, проведены летные испытания нового самолета, получившего индекс «X». Излишне говорить, что мероприятие прошло в условиях строжайшей секретности.

По результатам проведенного испытания директор по закупкам ВВС США Уилл Ропер сделал заявление, в котором, в частности, сказал: «Мы не только построили и реально подняли в воздух полномасштабный демонстрационный образец, но и побили все существующие в этом деле рекорды. Разработчики полностью готовы к созданию истребителей следующего поколения. И эта готовность высока, как никогда раньше».

Издание Defence News отметило, что проект NGAD имеет гриф «Секретно», а восторженный спич одного из руководителей ВВС США относился к летным испытаниям образца, демонстрирующего возможности авиационных технологий шестого поколения. В качестве такого образца мог выступать прототип летательного аппарата шестого поколения как в пилотируемой, так и в беспилотной версии.

Но вернемся к Роперу. Он утверждает о возможности существенного влияния решения, принятого по программе, на бюджет текущего финансового года. Он уверен, что работы по программе NGAD способны встряхнуть ВПК США и инициировать образование новой аэрокосмической компании.

Онлайн-издание The Drive считает, что на самом деле директор по закупкам имел в виду развитие цифровой инженерии. И тут же напоминает, что последними поднявшимися в воздух прототипами истребителей США стали Lockheed Martin X-35 и Boeing X-32 – участники программы начала 2000-х годов Joint Strike Fighte.

В сентябре прошлого года все тот же Ропер заявлял о подготовке ВВС США к кардинальному изменению стратегии приобретения перспективных самолетов истребительного крыла. Согласно ей на создание новых образцов летательных аппаратов авиационной промышленности должно отводиться не более пяти лет. Он заявил о том, что анонсируемые изменения программы NGAD вступят в силу уже в октябре 2019 года.

Такой подход, по мнению Ропера, идентичен ситуации, возникшей при разработке самолетов семейства Century Series. Тогда за относительно краткий период времени была создана линейка истребителей от F-100 до F-106. Примерно в то же время директор ВВС США по закупкам обозначил три принципа, которые, по его мнению, лягут в основу программы NGAD:

  • открытая архитектура;
  • цифровая инженерия;
  • гибкость разработок программного обеспечения.

К этому Ропер добавил: ускоренное обновление авиапарка однотипных боевых самолетов создает атмосферу неопределенности у потенциальных противников Соединенных Штатов, к которым он в первую очередь причисляет Россию и Китай. В настоящее время в ВС США на вооружении состоят два истребителя пятого поколения – F-35 Lightning II (представленный тремя вариантами) и F-22 Raptor.

Что об этом думают в Москве

Новость о проведении летных испытаний американского истребителя шестого поколения и последующем «шоке оборонного сообщества» оценил российский военный эксперт Алексей Леонков. В частности, он сказал: «Когда слышишь американские заявления о разработке истребителя нового поколения, возникает логичный вопрос: «А где он?». Очевидно, что виртуальное пространство позволяет построить практически любую модель и заявлять о создании самолета, который вот-вот полетит». Он глубоко убежден в том, что появление летательных аппаратов шестого поколения возможно лишь тогда, когда предыдущее (пятое) поколение себя технически, технологически и функционально исчерпает.

Эксперт считает, что подобные заявления американской стороны следует воспринимать с известной долей скепсиса. Он акцентировал внимание на том, что разговоры об инновационной разработке ходят давно, но в реальности даже истребители пятого поколения продолжают выпускаться с недостатками.

«Поэтому такое заявление должностных лиц Соединенных Штатов необходимо расценивать как пропаганду», – подытожил Леонков.

Какой из всего сказанного следует вывод? Очевидно, что современная американская действительность напоминает детские и не совсем здоровые фантазии. Американцы на генетическом уровне неспособны признать присутствие в мировом пространстве великого множества стран, обладающих своим мнением и реализующих собственные проекты.

Более чем странное заявление Ропера в очередной раз это подтвердило. Любование своими военными игрушками в сочетании с бряцаньем оружием – это так по-американски, что к этому все уже привыкли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer