Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тайны номера на металле: как на Камчатке ищут потерянные в войну самолеты


2 августа 2021 года Вера Костамо, ТАСС


Черный прибрежный песок, меняющий от бирюзового до темно-серого цвет океан, птичьи базары, дыхание китов — мелкой пылью над водой, сопки, вулканы — вертолет летит от Петропавловска-Камчатского в бухту Вестник. Здесь пройдет совместная экспедиция Русского географического общества и экспедиционного центра Минобороны России. Все бытовые вопросы решат военнослужащие Камчатской флотилии Тихоокеанского флота. Нам останется только искать.

Пропавшие самолеты

Три года назад во время работы российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести было решено провести экспедицию по поиску самолетов с американскими экипажами, пропавшими во время Второй мировой войны на Камчатке. Есть данные о потере на советском Дальнем Востоке в ходе Курильской операции нескольких десятков бомбардировщиков ВВС и ВМФ США.

— Немало самолетов здесь, на юге Камчатки, потеряно после бомбардировки японских островов Парамушир и Шумшу, когда экипажи были подбиты и вынуждены совершить посадку или упали, — рассказывает Сергей Катков, руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории.

Остатки одной из боевых машин найдены в бухте Вестник. Есть версия, что там совершил посадку именной самолет — Consolidated В-24 Liberator с надписью на фюзеляже: "Bugs Bunny: What’s up, Doc?". Члены экипажа остались живы, они были эвакуированы военнослужащими Красной армии и позже отправлены в США.

Сергей считает, что назначать имена экипажам только на основании географической привязки более чем 75-летней давности — это не современный уровень.

— Сейчас необходимо найти идентификационные номера. Если найдем костные останки — провести ДНК-экспертизу и использовать все методы, соответствующие нашему времени.

Первый

Самые утешительные звуки после поискового дня, пройденных 25 км — это тишина, треск дров в печке и прибой океана. Да, и еще — закипающий на газовой горелке чайник.

Кругом лагеря сопки, озера, реки, блуждающие по своим тропам медведи. Камчатка.

Поисковая группа небольшая, но каждый оказался здесь не случайно — это результат многих лет экспедиций, работы в архивах, размышлений. На вопрос, почему важно искать, находить, возвращать имена солдат и  экипажей самолетов — закрывать очередной неизвестный факт в истории, — отвечают: чтобы никогда не повторилась война. Чтобы не забыть.

— Искать и находить бойцов мы будем еще очень долго. Я не могу ответить, сколько для этого нужно времени. Последнего солдата, наверное, мы никогда не найдем. Нужны десятки лет. Поля ждут нас, — говорит Лусеген Хейгетов, командир поискового отряда "Родина". — Поиск нужен для того, чтобы знать, какова цена войны.

Дождь рухнул неожиданно, будто кто-то из нас от усталости опрокинул небесную чашку. Застучал по упругим бокам военной палатки. Сделал и без того черный прибрежный песок еще темнее. Погода здесь меняется непредсказуемо и постоянно. В шесть утра будит дежурный:

— Радуга. Вставайте.

Во все небо — от океана и до ближайшего вулкана — раскинулась многоцветная дорога. Четко видно и начало, и конец. Хоть сейчас ищи клад. Темное небо поделено радугой на части: от оранжевого до сиреневого. Спектакль заканчивается быстро — через 10 минут.

В лагере три палатки: две жилые, одна — полевая кухня. В семь подъем, в восемь завтрак, и — работать. Электричество от генератора включается на час в первой половине дня и вечером, чтобы успеть зарядить технику. Связи, кроме спутниковой, нет.

Вертолет садится, не глушит двигатели. Ветер от винтов прижимает траву, поднимает пыль и былинки, не придержишь рукой шапку — ищи. Пригибаемся, бежим.

Группа разделяется: кто-то будет работать с найденным инспекторами Кроноцкого заповедника самолетом. Возможно, тем самым — с фразой знаменитого мультипликационного кролика на фюзеляже.

Кто-то — искать следующий.

Все иллюминаторы заняты: смотрим с воздуха, где лежит среди высокой травы, нанесенного с океана песка оставшийся здесь навсегда В-24.

Практически одновременно несколько человек замечают торчащую из земли стойку шасси самолета и разбросанные в десятках метров от нее детали.

В поисках серого кролика

Медведи действительно косолапые. Недалеко от места поисков — звериная тропа, за много лет земля промялась, и видны отпечатки лап — носками друг к другу. Много лежек — ям, вырытых в земле для отдыха.

— Матуха! — Антон, занимающийся безопасностью группы, показывает вперед. Там, в травяном море, рыжее пятно — медведица с медвежонком.

Мать подгоняет малыша, который с любопытством оглядывается. Доверчивый, как все дети.

Стойку шасси видно издалека. Отсюда и начнется основной поиск. Под слоем песка и травы окажется крыло. Каждое утро вертолет будет забрасывать сюда группу. Постепенно, день за днем откроется вся найденная часть самолета. Впервые за 77 лет он снова увидит небо.

По основной версии, в ноябре 1944 года американский тяжелый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator был поврежден своими же боеприпасами. Но смог долететь до территории Советского Союза и совершить аварийную посадку.

В первый же день поиска будет найден воздухозаборник одного из двигателей, на нем напечатанный с помощью трафарета номер — 2070. К сожалению, он не совпадет с серийным номером ВВС США — 42-40993.

Как пояснит Сергей, самолет, выходящий с производства, имел заводской серийный номер. А ВВС или ВМФ позже давали свои. Если повезет, 2070 окажется заводским номером. Подтвердить это сможет Национальный архив США.

На двух найденных моторамах, радиаторах, других деталях — множество цифр, номеров. Но еще предстоит узнать, соответствуют ли они номерам самолета с фразой кролика на фюзеляже.

— Обычно мы работаем по идентификации советских экипажей, занимались огромным количеством мест падений самолетов Восточного фронта, от Крыма до Мурманска. Американские экипажи — особое направление авиапоиска, которым не принято заниматься. Но тем не менее американцы помогали нам бороться с нацизмом во время Второй мировой войны. По-человечески правильно помочь их потомкам узнать, где погибли их деды, — считает Сергей.

Сергей 25 лет занимается поиском красноармейцев, погибших во время Великой Отечественной войны. Идентифицировать солдата, у которого нет медальона или, например, подписанного котелка, практически невозможно. С авиацией все гораздо оптимистичнее: на самолете большое количество мест, где продублирован его заводской номер, номер мотора. Могут попасться подписанные фамилией или инициалами запчасти. Поэтому идентификация экипажа зависит от желания и профессионализма поисковой группы.

— На некоторые самолеты мы выезжаем от трех до пяти раз. Один мой товарищ, авиапоисковик из Сочи Александр Гартман, однажды только с 26-го выезда смог найти номер самолета.

Самолеты — это одновременно и полевой поиск, и знание теоретической части. На каких-то машинах номер выбивался на лючке, где-то был написан краской на броне, мог быть нацарапан иголкой на обшивке.

— Сейчас по документам отдела кадров главного управления ВВС очень многие летчики до сих пор значатся пропавшими без вести, как они были обозначены в 1941 году. Хотя большинство мест уже подвергалось раскопкам, многие пилоты похоронены на мемориалах с табличкой "Неизвестному летчику", — рассказывает Катков.

По его мнению, в прошлом было меньше возможностей для идентификации, не хватало нужных документов. Сейчас с помощью интернета, сообщества заинтересованных специалистов, архивов, документов противника можно собрать недостающие части пазла.

— Это не только изменение строчки в архивных документах, но это судьбы людей, потомков. Многие продолжают искать своих дедов, пропавших без вести, до сих пор.

Центром современной истории более 10 лет создается электронная база данных о погибших самолетах и летчиках Западного фронта (Московская, частично Тверская, Калужская, Смоленская области) на основании архивных материалов. В ней более 120 тыс. записей. Это или номер самолета, или номер мотора, с указанием фамилий экипажа.

— Совместно с экспедиционным центром Минобороны мы работали в Ельницком районе Смоленской области на месте падения самолета Ил-2. Считалось, что там все вывезено на металлолом. Но за первые 20 минут были найдены фрагменты бедренной кости одного из членов экипажа. Во второй день работ благодаря помощи военнослужащих найден идентификационный номер самолета. Еще через день был идентифицирован экипаж: пилот Торбенко и стрелок-радист Марутьян. Родной брат и потомки Торбенко приезжали на завершение раскопок, участвовали в захоронении. Родственников Марутьяна мы, к сожалению, не нашли, — рассказывает Катков.

Обретение останков погибшего родственника — важная точка в истории семьи. Несколько лет назад под Погорелым Городищем (Тверская область) нашли место падения самолета и останки летчика. Он был похоронен как неизвестный. В течение шести лет поисковики пытались вычислить по номеру мотора, что это за экипаж, и в итоге это удалось. Оказалось, что это экипаж будущего Героя Советского Союза Козлова.

— Летчик и штурман спаслись, а стрелок-радист погиб. Мы сейчас общаемся с семьей Козлова. Его дочь сказала, что наш звонок несколько лет назад сильно повлиял на всю семью.

Неуловимый Багз Банни

Нина Ким, инспектор Кроноцкого заповедника, сидит у крыла В-24, перед ней груда в разной степени сохранного железа — деталей от самолета. Помогает найти номера. Прошло уже несколько дней, но нужных цифр нет.

— Есть несколько точек, которые нам еще надо проверить, а времени очень мало, — Юрий Костькин, руководитель поискового направления Музея техники Вадима Задорожного, садится рядом.

За прошедшие дни мы несколько раз видели медведей. Здесь их территория.

Шумит океан. Очень везет с погодой. Аккуратно — лопатами, щетками, руками расчищается крыло. Перевернуть его так и не удастся, за десятилетия оно вросло в грунт. И действительно ли это именной самолет, возможно, помогут понять найденные десятки номеров. Дальнейшая кропотливая работа в архивах.

— Это все очень затягивает. Хочется найти истину — что же на самом деле было, — говорит Юрий. — Год за годом к поискам начинаешь подходить все серьезнее. Понимая, какая была война, что происходило. Перед глазами у нас что? Фильмы? А когда читаешь архивные документы, выходишь на поля сражений, то понимаешь, что ничего общего с фильмами нет.

Было страшнее.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer