Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ту-134: небесный "стиляга"


29 июля 2021 года Ростех


58 лет назад, в июле 1963 года, состоялся первый испытательный полет реактивного самолета Ту-134. Созданный по новой схеме, с двигателями в хвостовой части, он задал новый уровень комфорта гражданской авиации в СССР. Ту-134 стал одним из самых массовых и самых удачных проектов советского авиапрома. И хотя его полеты на регулярных авиарейсах завершены в 2019 году, «сто тридцать четвертый» все еще служит в подразделениях Минобороны РФ. Рассказываем об истории создания самолета и причинах его популярности.

58 лет назад, в июле 1963 года, состоялся первый испытательный полет реактивного самолета Ту-134. Созданный по новой схеме, с двигателями в хвостовой части, он задал новый уровень комфорта гражданской авиации в СССР. Ту-134 стал одним из самых массовых и самых удачных проектов советского авиапрома. И хотя его полеты на регулярных авиарейсах завершены в 2019 году, «сто тридцать четвертый» все еще служит в подразделениях Минобороны РФ. Рассказываем об истории создания самолета и причинах его популярности.

Наследник бомбардировщика и «Каравеллы»

К началу 1960-х годов в Советском Союзе возникла потребность в новом самолете для региональных авиалиний. Очень удачный поршневой Ил-14, летавший тогда между городами, брал на борт всего 36 пассажиров, а появившийся недавно реактивный Ту-104, созданный на основе бомбардировщика Ту-16, трудился в основном на международных авиалиниях и был наоборот великоват для этих целей. На одном из совещаний Андрей Николаевич Туполев ставит перед своим КБ задачу обеспечить авиасвязь между областными центрами. Так появился на свет региональный Ту-124, уменьшенная модификация Ту-104 на 56 пассажиров.

Практически одновременно с Ту-104 во Франции создается авиалайнер SE 210 Caravelle с необычной схемой: его двигатели располагались не на крыльях, а в хвостовой части. Весной 1960-го года Никита Хрущев побывал во Франции и прокатился на «Каравелле». Лидер СССР отметил низкий уровень шума и вибрации самолета, особенно ощутимый в сравнении с шумным Ту-104, на котором прибыла советская делегации. Вернувшись домой, Хрущев обратился к Туполеву с пожеланием сделать самолет, сопоставимый по уровню комфорта с французским.

Базой для новой машины повышенной комфортности стал Ту-124, который в это время как раз вставал в серию. 1 августа 1960 года вышло постановление о создании модификации Ту-124А с двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Работами по проекту сначала руководил Д.С. Марков, затем его сменил Л.Л. Селяков. На проектирование самолета ушло 3 года. Опытная машина была собрана в начале 1963 года. 29 июля 1963 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР А.Д. Калиной совершил первый полет на опытном Ту-124А. Начались заводские испытания самолета.

В октябре 1963 года английский лайнер ВАС111, разрабатывавшийся параллельно с Ту-124А и по той же схеме, попадает в катастрофу. Он подтолкнула ОКБ Туполева к установке горизонтального оперения увеличенной площади. Возросшие характеристики самолета требовали новой силовой установки. Ей стал разработанный ОКБ П.А. Соловьева  (сегодня «ОДК-Авиадвигатель», входит в Ростех) двигатель Д-30 с взлетной тягой 6800 кг.

С ноября 1963 года самолет получает новое имя − Ту-124А (Ту-134). Ведущий конструктор проекта Александр Шенгардт объяснял изменения в названии так: «Пошла речь о премии, а старый индекс (124) «не тянул». Поэтому, зная особенности делопроизводства, мы во всех бумагах стали писать Ту-124А (Ту-134). Громоздко и неудобно, но деловые люди довольно быстро привыкли к индексу 134, и мы стали писать Ту-134».

Испытания и доводка самолета заняли еще 4 года и 3 месяца. В сентябре 1967 года Ту-134 совершает первый пассажирский авиарейс по маршруту Москва – Адлер.

Больше полувека в небе

Новый самолет полюбился и летчикам, и руководству страны, и простым пассажирам. Для того времени он отличался высоким уровнем комфорта. За длинный и узкий фюзеляж Ту-134 прозвали «стилягой», а за характерный высокий звук двигателей − «свистком». Одним из отличий первых модификаций была стеклянная носовая кабина штурмана, от которой позже отказались.

Сначала самолет обслуживал в основном международные линии и связывал Москву с крупными городами, однако с начала 1970-х Ту-134 становится главной «рабочей лошадкой» региональных рейсов. Важным преимуществом «сто тридцать четвертого» стала его возможность пользоваться короткими взлетными полосами низкого качества, которые часто встречались в региональных аэропортах.

Первым в отечественном авиастроении Ту-134 и все его модификации получили сертификацию международного уровня. Из 852 машин, построенных до закрытия программы в 1984 году, 134 машины было поставлено на экспорт соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны. К началу 1990-х только в СССР «сто тридцать четвертые» перевезли около 500 млн. пассажиров.

За первой моделью последовали улучшенные модификации и специальные версии. Например, Ту-134УБЛ для обучения летчиков дальней авиации, vip-модификация Ту-134А-3М, Ту-134БВ для доставки космических челноков, летающая лаборатория Ту-134ЛК, сельскохозяственный Ту134СХ и другие.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 подтвердил свою надежность и экономичность. Интересно, что в начале 1990-х годов случилась волна «репатриации» самолета: еще не выработавшие ресурс Ту-134 выкупались Россией у бывших соцстран для местного использования. К 2000-м годам полностью амортизировавшиеся по стоимости Ту-134 оказались очень выгодными в экономическом плане.

Основной эксплуатант «небесного стиляги», компания «Аэрофлот», продолжала поднимать его в небо до конца 2007 года. Путь в Европу для Ту-134 был закрыт еще в 2002 году – самолет не проходил по новым шумовым требованиям Евросюза. Коммерческая эксплуатация самолета на российских регулярных линиях закончилась 20 мая 2019 года – после полета из якутского Мирного в Иркутск Ту-134 отправился в музей истории авиации. Однако «сто тридцать четвертый» еще можно увидеть в небе – несколько десятков этих самолетов продолжает использовать Министерство обороны РФ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer