Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Влияние "Науки". Как проблемы со стыковкой модуля сказались на земной космонавтике


3 августа 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Михаил Котов — о значении российского многофункционального лабораторного модуля и его роли в переносе старта американского космического корабля.

Последние 10 дней с момента старта российского модуля "Наука" стали одними из самых нервных и тревожных для всех любителей космонавтики. Минимум информации, проблемы с двигателями, успешная стыковка, а затем внезапное включение двигателей, когда модуль уже был пристыкован к станции. Пожалуй, что-то подобное можно вспомнить только во время старта американского космического корабля Starliner CST-100 от компании Boeing в 2019 году. Там тоже все пошло не так почти сразу, и статус миссии повис между неудачей и фатальностью.

Как это ни странно, но нынешнему запуску американской миссии могла помешать именно "Наука". Или дело было все-таки в погоде?

Волевым решением

Мало кто верил, что многофункциональный лабораторный модуль "Наука" будет запущен. После того как у него нашли загрязнение в топливной системе, судьба модуля повисла на волоске — шли года, а справиться с металлической стружкой все не получалось. Считалось, что так как модулю уже больше двух десятков лет, из которых более пяти лет он не мог выйти из цехов, то если однажды он выедет оттуда, то, скорее всего, сразу в музей.

Однако в августе 2020 года состоялась отправка многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) на Байконур, а в январе 2021 года стало известно о дате запуска — 15 июля этого же года. Увы, но запуск пришлось отложить, аппарат был возвращен в монтажно-испытательный корпус. Официально причины возвращения не были названы, в интернете же основной версией стало отсутствие термоизоляции на датчиках модуля. В результате дата запуска перенеслась на 21 июля, а стыковка с МКС была назначена на 29 июля.

Запуск "Науки" был очень ожидаемым событием — уже много лет, с момента создания Международной космической станции, Россия не запускала модулей таких габаритов. Поэтому МЛМ для некоторых стал своеобразным символом возвращения России в большую космонавтику. Правда, это не совсем так — два года назад в точку Лагранжа L2 системы Земля — Солнце Роскосмос запустил космическую обсерваторию "Спектр-РГ". Но именно "Наука" стала более близкой и понятной обществу.

Ракета "Протон-М", при помощи которой осуществлялась доставка модуля, отработала отлично, и очень многие поспешили обрадоваться и поздравить Роскосмос с успешным запуском. Увы, как оказалось, cразу после запуска появилось множество сообщений о проблемах. Причем определить, какие из них реальные, а какие нет, было невозможно, еще и Роскосмос хранил молчание.

Как стало известно, циклограмму полетов изменили, и первые сутки модуль не включал курсовые двигатели и не менял свою орбиту. Из-за возникших проблем Роскосмос отложил отстыковку модуля "Пирс" от МКС минимум на сутки. Ситуация становилась все более сложной и напряженной. Появились сообщения о том, что если двигатели не получится запустить, то "Наука" потеряет орбиту, начнет неконтролируемое снижение и упадет на Землю. Специалистам из Центра управления полетами удалось решить эту проблему — сначала изменили орбиту, использовав менее мощные двигатели причаливания и стыковки. Затем, еще спустя сутки, смогли запустить основные двигатели и провести требуемую коррекцию.

Внезапный поворот

В итоге стыковка, назначенная на 29 июля, произошла успешно. Но позднее, когда все уже расслабились, внезапно запустились двигатели ориентации "Науки" по оси тангажа. Это привело к тому, что станция начала медленно поворачиваться. Для того чтобы остановить вращение, были включены двигатели сначала модуля "Звезда", а потом и космического корабля "Прогресс".

Случившаяся нештатная ситуация стала причиной переноса открытия люков в модуль, еще какое-то время ушло на то, чтобы проверить возможные повреждения на станции. Пришли к выводу, что инцидент все же не представлял опасности для экипажа, а МКС не получила повреждений. Руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев сообщил, что инцидент 29 июля произошел из-за кратковременного сбоя программного обеспечения, в результате которого была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод. То есть "Наука" попыталась продолжить стыковаться в автоматическом режиме, что повлекло за собой вращение всей МКС.

В это же время NASA заявило о том, что в связи с ситуацией на Международной космической станции переносит на резервную дату тестовый запуск космического корабля Starliner CST-100, назначенный на 30 июля. И тут возникла очень странная ситуация.

С одной стороны, NASA и Boeing говорят о том, как российский модуль помешал запуску. А с другой — в это время на американском космодроме была очень плохая погода, сначала метеорологи давали лишь 40–50% на то, что полет состоится (это очень мало, в таких случаях, как правило, запуск переносят). Позже и вовсе пресс-служба Boeing опубликовала твит о том, что ракета спрятана в башне обслуживания от шторма.

В настоящее время все проблемы на МКС устранены, космонавты продолжают свою деятельность и уже начали подготовку модуля к работе. Впереди еще около 10 выходов в открытый космос для подключения роботизированной руки, установки шлюзовой камеры и множества иных важных операций. Шум от событий, как и обычно, схлынул. Впереди остается лишь работа.

Если посмотреть назад и попытаться ответить — стоил ли запуск "Науки" всех нервов и проблем? Да, ведь буря в прессе уляжется, о нештатных ситуациях будут помнить только профессионалы, а российский сегмент получил один из важнейших инструментов для проведения исследований.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer