Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Влияние "Науки". Как проблемы со стыковкой модуля сказались на земной космонавтике


3 августа 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Михаил Котов — о значении российского многофункционального лабораторного модуля и его роли в переносе старта американского космического корабля.

Последние 10 дней с момента старта российского модуля "Наука" стали одними из самых нервных и тревожных для всех любителей космонавтики. Минимум информации, проблемы с двигателями, успешная стыковка, а затем внезапное включение двигателей, когда модуль уже был пристыкован к станции. Пожалуй, что-то подобное можно вспомнить только во время старта американского космического корабля Starliner CST-100 от компании Boeing в 2019 году. Там тоже все пошло не так почти сразу, и статус миссии повис между неудачей и фатальностью.

Как это ни странно, но нынешнему запуску американской миссии могла помешать именно "Наука". Или дело было все-таки в погоде?

Волевым решением

Мало кто верил, что многофункциональный лабораторный модуль "Наука" будет запущен. После того как у него нашли загрязнение в топливной системе, судьба модуля повисла на волоске — шли года, а справиться с металлической стружкой все не получалось. Считалось, что так как модулю уже больше двух десятков лет, из которых более пяти лет он не мог выйти из цехов, то если однажды он выедет оттуда, то, скорее всего, сразу в музей.

Однако в августе 2020 года состоялась отправка многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) на Байконур, а в январе 2021 года стало известно о дате запуска — 15 июля этого же года. Увы, но запуск пришлось отложить, аппарат был возвращен в монтажно-испытательный корпус. Официально причины возвращения не были названы, в интернете же основной версией стало отсутствие термоизоляции на датчиках модуля. В результате дата запуска перенеслась на 21 июля, а стыковка с МКС была назначена на 29 июля.

Запуск "Науки" был очень ожидаемым событием — уже много лет, с момента создания Международной космической станции, Россия не запускала модулей таких габаритов. Поэтому МЛМ для некоторых стал своеобразным символом возвращения России в большую космонавтику. Правда, это не совсем так — два года назад в точку Лагранжа L2 системы Земля — Солнце Роскосмос запустил космическую обсерваторию "Спектр-РГ". Но именно "Наука" стала более близкой и понятной обществу.

Ракета "Протон-М", при помощи которой осуществлялась доставка модуля, отработала отлично, и очень многие поспешили обрадоваться и поздравить Роскосмос с успешным запуском. Увы, как оказалось, cразу после запуска появилось множество сообщений о проблемах. Причем определить, какие из них реальные, а какие нет, было невозможно, еще и Роскосмос хранил молчание.

Как стало известно, циклограмму полетов изменили, и первые сутки модуль не включал курсовые двигатели и не менял свою орбиту. Из-за возникших проблем Роскосмос отложил отстыковку модуля "Пирс" от МКС минимум на сутки. Ситуация становилась все более сложной и напряженной. Появились сообщения о том, что если двигатели не получится запустить, то "Наука" потеряет орбиту, начнет неконтролируемое снижение и упадет на Землю. Специалистам из Центра управления полетами удалось решить эту проблему — сначала изменили орбиту, использовав менее мощные двигатели причаливания и стыковки. Затем, еще спустя сутки, смогли запустить основные двигатели и провести требуемую коррекцию.

Внезапный поворот

В итоге стыковка, назначенная на 29 июля, произошла успешно. Но позднее, когда все уже расслабились, внезапно запустились двигатели ориентации "Науки" по оси тангажа. Это привело к тому, что станция начала медленно поворачиваться. Для того чтобы остановить вращение, были включены двигатели сначала модуля "Звезда", а потом и космического корабля "Прогресс".

Случившаяся нештатная ситуация стала причиной переноса открытия люков в модуль, еще какое-то время ушло на то, чтобы проверить возможные повреждения на станции. Пришли к выводу, что инцидент все же не представлял опасности для экипажа, а МКС не получила повреждений. Руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев сообщил, что инцидент 29 июля произошел из-за кратковременного сбоя программного обеспечения, в результате которого была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод. То есть "Наука" попыталась продолжить стыковаться в автоматическом режиме, что повлекло за собой вращение всей МКС.

В это же время NASA заявило о том, что в связи с ситуацией на Международной космической станции переносит на резервную дату тестовый запуск космического корабля Starliner CST-100, назначенный на 30 июля. И тут возникла очень странная ситуация.

С одной стороны, NASA и Boeing говорят о том, как российский модуль помешал запуску. А с другой — в это время на американском космодроме была очень плохая погода, сначала метеорологи давали лишь 40–50% на то, что полет состоится (это очень мало, в таких случаях, как правило, запуск переносят). Позже и вовсе пресс-служба Boeing опубликовала твит о том, что ракета спрятана в башне обслуживания от шторма.

В настоящее время все проблемы на МКС устранены, космонавты продолжают свою деятельность и уже начали подготовку модуля к работе. Впереди еще около 10 выходов в открытый космос для подключения роботизированной руки, установки шлюзовой камеры и множества иных важных операций. Шум от событий, как и обычно, схлынул. Впереди остается лишь работа.

Если посмотреть назад и попытаться ответить — стоил ли запуск "Науки" всех нервов и проблем? Да, ведь буря в прессе уляжется, о нештатных ситуациях будут помнить только профессионалы, а российский сегмент получил один из важнейших инструментов для проведения исследований.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Моменты
Авиакомпании вынуждены работать в убыток, чтобы удержать пассажиров
Максим Талавринов
Известия
Отправить в пролет: Минтранс призвали ограничить работу двух авиакомпаний
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
"Соната" для беспилотника
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Куда полетит Dark Eagle
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Пехоте — наводку: беспилотники получат целеуказание от мотострелков
Олег Поляков
EurAsia Daily
Минниханов на взлетном поле: зачем президент Татарстана стал первым лицом "Туполева"
Михаил Котов
ТАСС
Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Авиакомпании поймали радиопомехи



Антон Лавров, Анна Черепанова, Богдан Степовой
Известия
Командир Чукотки: под Анадырем возродят военную авиабазу
Дмитрий Беляев
ТАСС
Чартерный рейс к звездам. Впервые в космос отправились только туристы, кто они?
Максим Талавринов
Известия
На, летчик: авиакомпании РФ начали повышать зарплату пилотам
Сергей Машкин
Газета «Коммерсантъ»
Александр Рубцов рулил самолетами и автопарком
Ольга Коленцова
Известия
Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС
Вероника Кулакова, Максим Талавринов, Елена Балаян
Известия
Туманные обстоятельства: какие нарушения выявили у компании, выполнявшей рейс на L-410

ТАСС
Российские ученые разработали новый сверхпрочный сплав для авиапромышленности
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
Как первые русские военные летчики над кавалерией издевались
Олег Михайлов
Национальная служба новостей
Виноват автопилот или туман? L-410 продолжил тенденцию с крушением самолетов

ТАСС
Хронология катастроф самолетов L-410 в России
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Дальняя для авиации: ракете ЛМУР хотят расширить сферу применения
Максим Талавринов
Известия
Поезд оплачен: в РФ предложили реформу субсидирования авиа- и ж/д перевозок
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Дроны над Арктикой
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Крылья "Талибана"
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Несвоевременный форсаж
Олег Петров
Военно-промышленный курьер
Второе рождение "Белого лебедя"

ПолитПазл
Россия готова решить хроническую авиационную проблему
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Выше, быстрее и дальше всех: как Владимир Коккинаки ставил первые рекорды в небе
Максим Талавринов
Известия
Вам не Чита: в Госсовете указали на дискриминацию в субсидировании перелетов
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Эксперт: Альтернативы декарбонизации гражданской авиации нет
Ольга Коленцова
Известия
Лунный некамень: из чего космонавты смогут строить здания

Ростех
Sukhoi Business Jet: деловой интерес
Максим Талавринов
Известия
Вынужденная просадка: в Росавиации заявили о нехватке денег на подготовку пилотов
Эрнест Филипповский
КоммерсантЪ
Погибшего летчика-испытателя отправили под суд
Николай Морозов
Военно-промышленный курьер
Когда русские летчики впервые в бой вступили?
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
"Метеор" на воздушном ринге

Москва FM
Эксперты установили причину крушения новейшего Ил-112В

Business FM
"Коммерсантъ": российские авиакомпании изучают возможность перехода на биотопливо
Максим Талавринов
Известия
Летать не вредно: Росавиация начала проверку безопасности всех перевозчиков
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Сдалась сама машина, а не люди
Алексей Заквасин
RT
Прямое сообщение и замена кукурузнику: каковы перспективы развития региональной авиации России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Дрон среди ясного неба: у афганской границы учатся отражать налёты беспилотников
Константин Воронов
КоммерсантЪ
Авиатор налетел на штраф
Русский космос, Игорь Афанасьев
Роскосмос
ИСС Решетнева готовится к "Сфере"

Министерство оброны Российской Федерации
Международный военно-технический форум "АРМИЯ-2021" завершил свою работу
Екатерина Москвич
ТАСС
От создания кораблей до управления МКС. Как работает космическая корпорация "Энергия"
Наталья Пономарева 
Интерфакс
18 дней на дне
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
С чистого хвоста
Роман Крецул, Анна Черепанова, Антон Лавров
Известия
Присядут на дорогу: беспилотникам приготовят взлетно-посадочное шоссе

ТАСС
Хронология аварий и катастроф самолетов и вертолетов Минобороны в 2021 году

ТАСС
Аварии и катастрофы Су-24
Евгений Гайва
Российская Газета
Росавиация просит кабмин увеличить субсидии для перелетов на Дальний Восток

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer