Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С чистого хвоста


30 августа 2021 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Российские авиакомпании начинают готовиться к новым требованиям ICAO, предполагающим плату за выбросы СО2 на международных рейсах с 2027 года. Как выяснил “Ъ”, «Аэрофлот» и «Газпром нефть», обсуждают соглашение о поставках «зеленого авиатоплива». Исследует возможности в этом направлении и S7. Пока такое топливо в разы дороже обычного, но и расходы на выплаты ICAO будут немаленькими — по подсчетам аналитиков, объем выплат для российских перевозчиков может составить €250 млн в год, и почти половина придется на «Аэрофлот». «Аэрофлот» и «Газпром нефть» планируют договориться о поставках «зеленого авиатоплива» (sustainable aviation fuel; SAF), подписав меморандум в ходе Восточного экономического форума (пройдет во Владивостоке 2–4 сентября), рассказали источники “Ъ”. В компаниях отказались от комментариев.

Российские авиакомпании начинают готовиться к новым требованиям ICAO, предполагающим плату за выбросы СО2 на международных рейсах с 2027 года. Как выяснил “Ъ”, «Аэрофлот» и «Газпром нефть», обсуждают соглашение о поставках «зеленого авиатоплива». Исследует возможности в этом направлении и S7. Пока такое топливо в разы дороже обычного, но и расходы на выплаты ICAO будут немаленькими — по подсчетам аналитиков, объем выплат для российских перевозчиков может составить €250 млн в год, и почти половина придется на «Аэрофлот».

«Аэрофлот» и «Газпром нефть» планируют договориться о поставках «зеленого авиатоплива» (sustainable aviation fuel; SAF), подписав меморандум в ходе Восточного экономического форума (пройдет во Владивостоке 2–4 сентября), рассказали источники “Ъ”. В компаниях отказались от комментариев.

SAF — топливо, считающееся низкоуглеродным из-за своего происхождения. Синтетическое получают из СО2, уловленного из атмосферы, и водорода. Биотопливо производят из биомассы: животного жира, растительных и отработанных масел, отходов деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств. Международная организация гражданской авиации (ICAO) считает использование SAF одним из способов сократить выбросы СО2 от авиации. В РФ такое топливо не производится, хотя на МАКС-2021 представитель «Газпром нефти» Антон Дианов говорил о готовности «совместно с авиакомпаниями, производителями авиатехники и регуляторами» приступить к соответствующим исследованиям.

Интерес «Аэрофлота» к SAF связан с тем, что компания, на которую приходится половина международных рейсов из РФ, готовится к введению платы за выбросы СО2 в ходе таких полетов.

ICAO собирается взимать ее с 2027 года в обязательном порядке. Речь идет о программе CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation): в ее рамках авиаотрасль должна ограничить общий объем выбросов уровнем 2019 года. Если авиакомпания его превысит, то должна компенсировать выбросы, приобретя соответствующий объем квот у одобренных ICAO проектов по поглощению СО2 (так называемый офсет). Средства пойдут на инвестиции в зеленую энергетику, высадку лесов и закачку углерода в почву. Затраты всех авиакомпаний на компенсацию выбросов к 2025 году могут достичь $1,5–6 млрд в год в зависимости от цены СО2, подсчитали в Air Transport Action Group.

Согласно резолюции ICAO, c января 2019 года все авиакомпании, выполняющие международные рейсы, должны сообщать объем выбросов СО2 своим авиавластям. Те обязаны пересылать информацию в ICAO.

В РФ за сбор данных отвечает Минтранс. Однако, как говорят источники “Ъ”, министерство не предоставляет данные в ICAO и движения по присоединению к CORSIA нет. Минтранс и Росавиация на вопросы “Ъ” не ответили.

Вывод на рынок устойчивого топлива в РФ может занять три-четыре года, отмечает директор по исследованиям и разработкам Infomost Алексей Синицкий. Какая из лицензированных по стандартам ICAO технологий будет применяться — неизвестно, добавляет он, однако все они дорогостоящие и позволяют произвести сравнительно небольшие объемы SAF. По словам эксперта, в Европе сертифицировано добавление до 50% биотоплива в применяемый там авиакеросин Jet A-1. Самолеты в РФ заправляют топливом ТС-1, сертификации по его смешиванию с биотопливом нет, и процесс согласований «может быть достаточно долгим».

Стоимость типов SAF, по разным оценкам, превышает цену традиционного авиакеросина в полтора—пять раз.

В связи с этим оплата квот будет значительно выгоднее, считает младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко: «SAF продолжит быть наиболее дорогой мерой в среднесрочной перспективе, пока синтетические технологии производства не получат широкое распространение».

По оценкам аналитиков «ВТБ Капитала», покупка квот может обойтись «Аэрофлоту» в 2027 году в €120 млн, или 2–3% от EBITDA при цене на CO2 около €50 за тонну. Если оценивать углеродный след SAF как нулевой, «Аэрофлоту» придется заправлять им свои международные рейсы как минимум на 15% в 2027 году, чтобы держать выбросы на уровне 2019 года, считает Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». Все российские авиакомпании, по ее расчетам, в 2019 году выбросили 15 млн тонн CO2 на международных рейсах. «Выбросы в 2027-м не превысят 20 млн тонн, то есть придется компенсировать 5 млн тонн. По текущим ценам на CO2 это около €250 млн»,— полагает эксперт.

В то же время частичный переход на биотопливо кажется экспертам неизбежным. В июле власти ЕС представили законопроект, по которому к 2025 году все авиакомпании, приземляющиеся в европейских аэропортах, обязаны добавлять в керосин минимум 2% биотоплива, а в 2030 году — 5%. Эти требования обойдутся «Аэрофлоту» в те же 2–3% от EBITDA в течение всего периода, оценивали аналитики «ВТБ Капитала». Но «скорее всего, издержки окажутся меньше, так как цена SAF может снизиться по мере роста предложения. Также затраты могут быть переложены на клиентов», говорится в их отчете.

Еще один перевозчик, который говорит о возможности перехода на биотопливо,— S7. «Мы планируем активно работать в этом направлении, в первую очередь с нашим базовым аэропортом Домодедово»,— пояснили “Ъ” в S7. Там заверили, что авиакомпания ведет постоянный мониторинг уровней выбросов в атмосферу и по запросу предоставляет данные регулятору.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer