Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С чистого хвоста


30 августа 2021 года Айгуль Абдуллина, КоммерсантЪ


Российские авиакомпании начинают готовиться к новым требованиям ICAO, предполагающим плату за выбросы СО2 на международных рейсах с 2027 года. Как выяснил “Ъ”, «Аэрофлот» и «Газпром нефть», обсуждают соглашение о поставках «зеленого авиатоплива». Исследует возможности в этом направлении и S7. Пока такое топливо в разы дороже обычного, но и расходы на выплаты ICAO будут немаленькими — по подсчетам аналитиков, объем выплат для российских перевозчиков может составить €250 млн в год, и почти половина придется на «Аэрофлот». «Аэрофлот» и «Газпром нефть» планируют договориться о поставках «зеленого авиатоплива» (sustainable aviation fuel; SAF), подписав меморандум в ходе Восточного экономического форума (пройдет во Владивостоке 2–4 сентября), рассказали источники “Ъ”. В компаниях отказались от комментариев.

Российские авиакомпании начинают готовиться к новым требованиям ICAO, предполагающим плату за выбросы СО2 на международных рейсах с 2027 года. Как выяснил “Ъ”, «Аэрофлот» и «Газпром нефть», обсуждают соглашение о поставках «зеленого авиатоплива». Исследует возможности в этом направлении и S7. Пока такое топливо в разы дороже обычного, но и расходы на выплаты ICAO будут немаленькими — по подсчетам аналитиков, объем выплат для российских перевозчиков может составить €250 млн в год, и почти половина придется на «Аэрофлот».

«Аэрофлот» и «Газпром нефть» планируют договориться о поставках «зеленого авиатоплива» (sustainable aviation fuel; SAF), подписав меморандум в ходе Восточного экономического форума (пройдет во Владивостоке 2–4 сентября), рассказали источники “Ъ”. В компаниях отказались от комментариев.

SAF — топливо, считающееся низкоуглеродным из-за своего происхождения. Синтетическое получают из СО2, уловленного из атмосферы, и водорода. Биотопливо производят из биомассы: животного жира, растительных и отработанных масел, отходов деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств. Международная организация гражданской авиации (ICAO) считает использование SAF одним из способов сократить выбросы СО2 от авиации. В РФ такое топливо не производится, хотя на МАКС-2021 представитель «Газпром нефти» Антон Дианов говорил о готовности «совместно с авиакомпаниями, производителями авиатехники и регуляторами» приступить к соответствующим исследованиям.

Интерес «Аэрофлота» к SAF связан с тем, что компания, на которую приходится половина международных рейсов из РФ, готовится к введению платы за выбросы СО2 в ходе таких полетов.

ICAO собирается взимать ее с 2027 года в обязательном порядке. Речь идет о программе CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation): в ее рамках авиаотрасль должна ограничить общий объем выбросов уровнем 2019 года. Если авиакомпания его превысит, то должна компенсировать выбросы, приобретя соответствующий объем квот у одобренных ICAO проектов по поглощению СО2 (так называемый офсет). Средства пойдут на инвестиции в зеленую энергетику, высадку лесов и закачку углерода в почву. Затраты всех авиакомпаний на компенсацию выбросов к 2025 году могут достичь $1,5–6 млрд в год в зависимости от цены СО2, подсчитали в Air Transport Action Group.

Согласно резолюции ICAO, c января 2019 года все авиакомпании, выполняющие международные рейсы, должны сообщать объем выбросов СО2 своим авиавластям. Те обязаны пересылать информацию в ICAO.

В РФ за сбор данных отвечает Минтранс. Однако, как говорят источники “Ъ”, министерство не предоставляет данные в ICAO и движения по присоединению к CORSIA нет. Минтранс и Росавиация на вопросы “Ъ” не ответили.

Вывод на рынок устойчивого топлива в РФ может занять три-четыре года, отмечает директор по исследованиям и разработкам Infomost Алексей Синицкий. Какая из лицензированных по стандартам ICAO технологий будет применяться — неизвестно, добавляет он, однако все они дорогостоящие и позволяют произвести сравнительно небольшие объемы SAF. По словам эксперта, в Европе сертифицировано добавление до 50% биотоплива в применяемый там авиакеросин Jet A-1. Самолеты в РФ заправляют топливом ТС-1, сертификации по его смешиванию с биотопливом нет, и процесс согласований «может быть достаточно долгим».

Стоимость типов SAF, по разным оценкам, превышает цену традиционного авиакеросина в полтора—пять раз.

В связи с этим оплата квот будет значительно выгоднее, считает младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко: «SAF продолжит быть наиболее дорогой мерой в среднесрочной перспективе, пока синтетические технологии производства не получат широкое распространение».

По оценкам аналитиков «ВТБ Капитала», покупка квот может обойтись «Аэрофлоту» в 2027 году в €120 млн, или 2–3% от EBITDA при цене на CO2 около €50 за тонну. Если оценивать углеродный след SAF как нулевой, «Аэрофлоту» придется заправлять им свои международные рейсы как минимум на 15% в 2027 году, чтобы держать выбросы на уровне 2019 года, считает Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». Все российские авиакомпании, по ее расчетам, в 2019 году выбросили 15 млн тонн CO2 на международных рейсах. «Выбросы в 2027-м не превысят 20 млн тонн, то есть придется компенсировать 5 млн тонн. По текущим ценам на CO2 это около €250 млн»,— полагает эксперт.

В то же время частичный переход на биотопливо кажется экспертам неизбежным. В июле власти ЕС представили законопроект, по которому к 2025 году все авиакомпании, приземляющиеся в европейских аэропортах, обязаны добавлять в керосин минимум 2% биотоплива, а в 2030 году — 5%. Эти требования обойдутся «Аэрофлоту» в те же 2–3% от EBITDA в течение всего периода, оценивали аналитики «ВТБ Капитала». Но «скорее всего, издержки окажутся меньше, так как цена SAF может снизиться по мере роста предложения. Также затраты могут быть переложены на клиентов», говорится в их отчете.

Еще один перевозчик, который говорит о возможности перехода на биотопливо,— S7. «Мы планируем активно работать в этом направлении, в первую очередь с нашим базовым аэропортом Домодедово»,— пояснили “Ъ” в S7. Там заверили, что авиакомпания ведет постоянный мониторинг уровней выбросов в атмосферу и по запросу предоставляет данные регулятору.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Моменты
Авиакомпании вынуждены работать в убыток, чтобы удержать пассажиров
Максим Талавринов
Известия
Отправить в пролет: Минтранс призвали ограничить работу двух авиакомпаний
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
"Соната" для беспилотника
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Куда полетит Dark Eagle
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Пехоте — наводку: беспилотники получат целеуказание от мотострелков
Олег Поляков
EurAsia Daily
Минниханов на взлетном поле: зачем президент Татарстана стал первым лицом "Туполева"
Михаил Котов
ТАСС
Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Авиакомпании поймали радиопомехи



Антон Лавров, Анна Черепанова, Богдан Степовой
Известия
Командир Чукотки: под Анадырем возродят военную авиабазу
Дмитрий Беляев
ТАСС
Чартерный рейс к звездам. Впервые в космос отправились только туристы, кто они?
Максим Талавринов
Известия
На, летчик: авиакомпании РФ начали повышать зарплату пилотам
Сергей Машкин
Газета «Коммерсантъ»
Александр Рубцов рулил самолетами и автопарком
Ольга Коленцова
Известия
Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС
Вероника Кулакова, Максим Талавринов, Елена Балаян
Известия
Туманные обстоятельства: какие нарушения выявили у компании, выполнявшей рейс на L-410

ТАСС
Российские ученые разработали новый сверхпрочный сплав для авиапромышленности
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
Как первые русские военные летчики над кавалерией издевались
Олег Михайлов
Национальная служба новостей
Виноват автопилот или туман? L-410 продолжил тенденцию с крушением самолетов

ТАСС
Хронология катастроф самолетов L-410 в России
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Дальняя для авиации: ракете ЛМУР хотят расширить сферу применения
Максим Талавринов
Известия
Поезд оплачен: в РФ предложили реформу субсидирования авиа- и ж/д перевозок
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Дроны над Арктикой
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Крылья "Талибана"
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Несвоевременный форсаж
Олег Петров
Военно-промышленный курьер
Второе рождение "Белого лебедя"

ПолитПазл
Россия готова решить хроническую авиационную проблему
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Выше, быстрее и дальше всех: как Владимир Коккинаки ставил первые рекорды в небе
Максим Талавринов
Известия
Вам не Чита: в Госсовете указали на дискриминацию в субсидировании перелетов
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Эксперт: Альтернативы декарбонизации гражданской авиации нет
Ольга Коленцова
Известия
Лунный некамень: из чего космонавты смогут строить здания

Ростех
Sukhoi Business Jet: деловой интерес
Максим Талавринов
Известия
Вынужденная просадка: в Росавиации заявили о нехватке денег на подготовку пилотов
Эрнест Филипповский
КоммерсантЪ
Погибшего летчика-испытателя отправили под суд
Николай Морозов
Военно-промышленный курьер
Когда русские летчики впервые в бой вступили?
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
"Метеор" на воздушном ринге

Москва FM
Эксперты установили причину крушения новейшего Ил-112В

Business FM
"Коммерсантъ": российские авиакомпании изучают возможность перехода на биотопливо
Максим Талавринов
Известия
Летать не вредно: Росавиация начала проверку безопасности всех перевозчиков
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Сдалась сама машина, а не люди
Алексей Заквасин
RT
Прямое сообщение и замена кукурузнику: каковы перспективы развития региональной авиации России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Дрон среди ясного неба: у афганской границы учатся отражать налёты беспилотников
Константин Воронов
КоммерсантЪ
Авиатор налетел на штраф
Русский космос, Игорь Афанасьев
Роскосмос
ИСС Решетнева готовится к "Сфере"

Министерство оброны Российской Федерации
Международный военно-технический форум "АРМИЯ-2021" завершил свою работу
Екатерина Москвич
ТАСС
От создания кораблей до управления МКС. Как работает космическая корпорация "Энергия"
Наталья Пономарева 
Интерфакс
18 дней на дне
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
С чистого хвоста
Роман Крецул, Анна Черепанова, Антон Лавров
Известия
Присядут на дорогу: беспилотникам приготовят взлетно-посадочное шоссе

ТАСС
Хронология аварий и катастроф самолетов и вертолетов Минобороны в 2021 году

ТАСС
Аварии и катастрофы Су-24
Евгений Гайва
Российская Газета
Росавиация просит кабмин увеличить субсидии для перелетов на Дальний Восток

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer