Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Власти сменят схему управления крупнейшим покупателем самолетов из России


5 августа 2021 года Тимофей Дзядко, Артём Кореняко, РБК


Минтранс и Минпромторг к 1 сентября заключат соглашение о совместном развитии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Это следует из плана-графика («дорожной карты») по реализации основных подходов по повышению эффективности взаимодействия ГТЛК и предприятий промышленности. Документ 30 июля утвердил первый вице-премьер Андрей Белоусов, который курировал разработку новой модели развития ГТЛК по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.


Средства господдержки

В 2009–2021 годах инвестиции государства в капитал ГТЛК составили 119 млрд руб., указано в ее презентации по итогам первого квартала 2021 года. В 2020 году компания получила из бюджета 17 млрд руб., в 2021 году — 5 млрд руб.

За это время правительство также выделило 45,8 млрд руб. на закупку лизингодателем 46 самолетов Superjet 100, 26 млрд руб. на 156 вертолетов и еще 10 млрд руб. — на 7,6 тыс. единиц российской дорожной техники и автотранспорта.

Минтранс и Минпромторг к 1 сентября заключат соглашение о совместном развитии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Это следует из плана-графика («дорожной карты») по реализации основных подходов по повышению эффективности взаимодействия ГТЛК и предприятий промышленности. Документ 30 июля утвердил первый вице-премьер Андрей Белоусов, который курировал разработку новой модели развития ГТЛК по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.

РБК ознакомился с копией этого документа, его подлинность подтвердили в пресс-службе Минпромторга.

Минтранс останется единственным владельцем ГТЛК. Но ее новый совет директоров будет сформирован на паритетных началах из представителей Минтранса и Минпромторга совместно с «Ростехом», следует из «дорожной карты». К 15 октября ГТЛК также заключит с госкорпорацией соглашение, предусматривающее ее долгосрочные обязательства по закупке продукции российских предприятий (в «Ростех» входят такие производители, как Объединенная авиастроительная корпорация, «Вертолеты России», Уралвагонзавод и КамАЗ).

«Слаженная работа двух министерств окажет положительное влияние на дальнейшее развитие ГТЛК, что, в свою очередь, будет содействовать успешной реализации государственных задач и программ при соблюдении баланса интересов промышленной отрасли и транспортного сектора», — сообщили в пресс-службе ГТЛК. Представитель «Ростеха» напомнил, что ГТЛК — давний партнер его предприятий, а сотрудничество с лизинговыми компаниями является дополнительным способом реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках.

РБК направил запросы представителям Белоусова и вице-премьера Юрия Борисова (курирует промышленность), а также в пресс-службу Минтранса.

ГТЛК — крупнейшая лизинговая компания России по объему лизингового портфеля (1,286 трлн руб. на 1 января 2021 года), указано в ее годовой отчетности. Второе место занимает «СберЛизинг» (817 млрд руб.).

Минтранс с 2009 года является единственным акционером и куратором ГТЛК. Но неоднократно обсуждалась ее передача в ведение Минпромторга, по линии которого компания получает 80% бюджетных средств. Последний раз с таким предложением в конце мая выступил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, написав письмо президенту Владимиру Путину, сообщала газета «Коммерсантъ». Он также предложил включить представителей госкорпорации в совет директоров лизинговой компании. Чемезов подчеркнул, что лизинговые программы ГТЛК обеспечивают значительную часть спроса на продукцию предприятий «Ростеха».

«Вопросы отраслевых интересов очевидны, тем не менее прошу поддержать», — говорилось в резолюции Путина, который переадресовал письмо Чемезова премьер-министру Михаилу Мишустину. Премьер поручил его проработать Андрею Белоусову и главе Минтранса Виталию Савельеву, возглавляющему совет директоров ГТЛК.

В итоге была выбрана другая форма сотрудничества с Минпромторгом — передачи компании в его ведение не произойдет, но усилится роль этого ведомства и «Ростеха» в управлении. До сих пор у них было по одному представителю в совете директоров ГТЛК, в котором 11 мест (их занимают замминистра Олег Бочаров и советник гендиректора ОАК по гражданской авиации Валерий Окулов). Минтранс и Минпромторг совместно занимались разработкой плана-графика, отмечает представитель Минпромторга. Проект соглашения о совместном развитии ГТЛК должен быть согласован уже к четвергу, 5 августа. «Он формализует процедурные моменты в части управления и развития лизингодателя», — добавил собеседник РБК. По его словам, речи о передаче акций ГТЛК Минпромторгу не идет.

К этому же сроку ведомства должны были подготовить согласованный список кандидатов для включения в новый совет директоров ГТЛК. Этот список «находится на финальной стадии согласования», — говорит представитель Минпромторга. Несмотря на то что в новом совете у Минтранса и Минпромторга с «Ростехом» будет равное количество представителей, Савельев, скорее всего, сохранит пост председателя, сказали РБК два собеседника — в правительстве и знакомый одного из членов совета.

Какие проекты может получить госкомпания

Усиление роли Минпромторга и «Ростеха» в управлении ГТЛК происходит на фоне планов правительства заказать авиатехнику на сумму 2,5 трлн руб. до 2030 года, в первую очередь у предприятий ОАК. Это обсуждалось на совещании у Путина по вопросу реализации ключевых проектов гражданского авиастроения, которое прошло 20 июля в рамках Международного авиационно-космического салона (МАКС-2021).

Основной пакет заказов на российские самолеты и вертолеты в рамках госзаказа пойдет через ГТЛК, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РБК 2 августа. «[У ГТЛК] есть и капитал собственный, есть опыт привлечения внебюджетных средств через еврооблигации, а коммерческие кредиты [выдаются] по ставкам существенно ниже, чем у других частных лизинговых компаний», — добавил он.

Но партнерство ГТЛК с предприятиями «Ростеха» не ограничивается авиационной техникой, оно также касается железнодорожного подвижного состава (Уралвагонзавод) и автомобильного транспорта (КамАЗ), отмечает представитель «Ростеха». «В условиях тренда на импортозамещение это открывает новые возможности для модернизации транспортных предприятий России, для этого ГТЛК и создавалась», — добавил он.

К 1 ноября в лизинговой компании также будут созданы консультативно-совещательные органы (комитеты) для рассмотрения вопросов с закупками различных видов техники, в работе которых будут участвовать производители и потребители техники, говорится в «дорожной карте». «Мы рассчитываем, что деятельность комитетов будет максимально полно охватывать номенклатуру авиатехники и транспортных средств российского производства», — отмечает представитель «Ростеха».

Как это повлияет на сделку с ВЭБом

В рамках реформы институтов развития, объявленной в конце 2020 года, предполагалось, что ГТЛК может быть объединена с активами «ВЭБ-лизинга» в Единую лизинговую компанию. Ее акционером в этом случае стал бы ВЭБ. В итоге ГТЛК получила бы 79 самолетов и вертолетов, фондирование под эти активы и дополнительный капитал, говорил на брифинге 16 апреля гендиректор компании Евгений Дитрих, отвечая на вопрос РБК.

Но против этой сделки выступил Чемезов в том же письме Путину в конце мая. По его мнению, участие ВЭБа, находящегося под санкциями США, в капитале ГТЛК грозит распространением на нее таких ограничений. Санкционные риски подтвердил РБК и источник, знакомый с ходом переговоров ГТЛК и ВЭБа.

У лизинговой компании были прецеденты, когда на фоне переговоров с ВЭБом иностранные банки отказывались ее кредитовать — например, так поступил весной китайский ICBC, утверждает собеседник РБК (ранее об этом сообщал источник «Коммерсанта»).

Теперь сделка вряд ли случится в таком виде (активы «ВЭБ-лизинга» в обмен на акции ГТЛК), но ГТЛК еще может приобрести авиационные активы госкорпорации, считает источник, знакомый с ходом переговоров. Представители ГТЛК и ВЭБа отказались от комментариев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer