Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Когда русские летчики впервые в бой вступили?


27 августа 2021 Николай Морозов, Военно-промышленный курьер


Когда наши летчики приняли боевое крещение, когда поднялись в воздух для борьбы с врагом в первый раз? Многие считают, что в 1914 году, в начале Первой мировой войны. Между тем произошло это на Первой Балканская войне (1912-1913 гг.)

В этой войне Греция, Черногория, Болгария и Сербия наголову разгромили войска Османской империи. Участвовали в ней и русские добровольцы-летчики. По просьбе командования болгарской армии в Петербурге сформировался добровольный отряд русских пилотов. Но это были летчики гражданские, не состоявшие на военной службе. Официально Российская империя не участвовала в этой войне, соблюдая нейтралитет.

Болгарская авиация

Первое боевое подразделение воздушных сил Болгарии было организовано в конце июля 1912 года. Его костяк составляли три летчика: Христофор Топаркевич, Симеон Петров, Никифор Богданов, обучавшиеся в летной школе Блерио в Париже. До начала мобилизации 12 сентября авиационное подразделение успело принять участие в больших армейских маневрах. К началу войны с Турцией 18 октября Болгария располагала всего одним самолетом, однако уже через несколько дней из Германии прибыло три «Альбатроса». Сразу же в воюющие государства стали прибывать добровольцы из различных стран мира.

В Болгарию направились русские, а в Турцию – немцы и представители других государств. Первый отряд был сформирован директором Первого российского товарищества воздухоплавания Щетининым.

В итоге к концу октября 1912 года в распоряжении болгарского командования были 22 подготовленных авиатора. Первое регулярное подразделение ВВС Болгарии было отправлено на фронт в самом начале войны. Командовал им поручик Радул Милков. Вскоре в боевом составе ВВС Болгарии насчитывался 21 летательный аппарат.

Естественно, что первоначально аппараты использовались исключительно для разведки и бомбардировок позиций противника путем сбрасывания ему на головы ручных гранат. Правда, в Софии было произведено и 80 бомб специально для вооружения летательных аппаратов. Самолеты — и болгарские, и турецкие — не имели бортового вооружения, в связи с чем до схваток в воздухе дело не дошло. Основной задачей тогдашней авиации были прежде всего разведывательные полеты.

Как вспоминали впоследствии русские добровольцы, жить приходилось в весьма тяжелых условиях: ночевали в ящиках от самолетов.

Первые бомбежки

Боевое крещение отряд принял в ноябре, когда по заданию болгарского командования он вылетал для разбрасывания листовок с требованием капитуляции турок в осажденной крепости Адрианополе. Затем русские летчики главным образом вели разведку и наносили по врагу бомбовые удары. Тогда летчики сбрасывали бомбы сами, а для этого необходимо было снизиться, чтобы не промахнуться. Сам же самолет при этом становился удобной мишенью для стрелков противника.

Эффективных способов уничтожения аэропланов противника тогда просто не существовало. Пробовали стрелять из пистолетов или ружей, кидать бомбы, поднявшись над вражеской машиной или, опять-таки сверху, поражать неприятеля гирей на тросе. Пытались даже подлетать к вражескому аэроплану и «сваливать» его в штопор воздушным потоком от своего винта. Но толку от этих экзотических методов было мало.

26 ноября летчик Иван Евсюков, возвращаясь с боевого задания, обнаружил турецкую колонну в районе Чаталжи и прошел над ней на высоте 100 метров. Такая невиданная доселе штурмовка вызвала в рядах османов панику, и они, побросав оружие, разбежались в разные стороны. А на следующий день Евсюков совершил три вылета для связи между 2-й и 3-й болгарскими армиями.

Во время одного из них его самолет был обстрелян из орудий, приспособленных для вертикальной стрельбы. В телеграмме, направленной с театра военных действий в Россию, отмечалось: «Поручение было выполнено летчиком Евсюковым в течение двух часов двадцати минут, причем он пролетел расстояние в 200 километров». В конце 1912 года за успешное выполнение ряда заданий приказом по болгарской армии Иван Евсюков был награжден орденом «За военные заслуги 5-й степени с мечами». Болгарское командование высоко оценило действия всех наших летчиков. Кроме орденов, все они получили офицерские звания.

У нас иногда пишут, что именно на балканской войне состоялись первые бомбежки с аэроплана. Это не так, верно лишь то, что первыми целями для бомбежки в самом деле были турки.

Первая в мировой истории бомбардировка с самолета произошла 1 ноября 1911 г. в ходе итало-турецкой войны. В этот день лейтенант Гавотти сбросил 4 гранаты весом по 4,4 фунта (1,8 кг) на турецкие войска в Ливии. В последующие дни итальянцы стали сбрасывать 10-килограммовые бомбы, снаряженные шариками от картечи. Турки не растерялись и заявили, что бомбардировки с воздуха — негуманный способ ведения боевых действий и что итальянцы разбомбили турецкий госпиталь.

Сто долларов воздушного наемника

У турок тоже была своя авиация. Им удалось нанять на службу несколько иностранных летчиков. Но надежным контингент воздушных наемников назвать было никак нельзя. Показательна в этом отношении история американца Берта Холла. Когда началась война, он сразу же предложил свои услуги туркам. Здесь он летал на моноплане французского производства, да и механиком у него был француз — Андре Пьерс. Его услуги стоили по тем временам чрезвычайно дорого — 100 долларов в день. При этом Холл специально оговорил, что единственной его задачей является исключительно разведка. Турецкое командование требовало от него еще и сбрасывать бомбы на неприятеля, но безуспешно.

Когда турки задержали выплату причитающихся ему денег, американец вместе с механиком перелетел на сторону болгар. Болгары платили ему те же самые сто долларов в сутки. Когда же болгары, в свою очередь, задержали на месяц выплату причитающегося ему вознаграждения, то он решил, что скорее всего поступил опрометчиво, и стал готовиться к перелету на другую сторону фронта. Однако болгары тоже не дремали, и его сразу же арестовали, обвинив в пособничестве туркам. Буквально за несколько часов до предполагаемого расстрела неудачливого «солдата удачи» отпустили…




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer