← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Туманные обстоятельства: какие нарушения выявили у компании, выполнявшей рейс на L-410


14 сентября 2021 года Вероника Кулакова, Максим Талавринов, Елена Балаян, Известия


Роструд и Ространснадзор выявили нарушения у авиакомпании «СиЛА». Она эксплуатировала самолет L-410, совершивший жесткую посадку 12 сентября в Иркутской области. В частности, пилоты компании неоднократно превышали допустимую высоту полетов. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали эти нарушения грубыми. Основными версиями трагедии, произошедшей 12 сентября с самолетом компании, следствие считает ошибку пилотирования и отказ техники. В подробностях случившегося разбирались «Известия».

Роструд и Ространснадзор выявили нарушения у авиакомпании «СиЛА». Она эксплуатировала самолет L-410, совершивший жесткую посадку 12 сентября в Иркутской области. В частности, пилоты компании неоднократно превышали допустимую высоту полетов. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали эти нарушения грубыми. Основными версиями трагедии, произошедшей 12 сентября с самолетом компании, следствие считает ошибку пилотирования и отказ техники. В подробностях случившегося разбирались «Известия».

Летали с нарушениями

По данным «Спарк», которые изучили «Известия», в январе 2021 года Роструд и Ространснадзор выявили несколько нарушений у авиакомпании «СиЛА», которая выполняла рейс на самолете L-410, совершившем жесткую посадку 12 сентября в Иркутской области.

Как указано в представленных в базе результатах проверок, среди нарушений значатся невыполнение проверки свободного хода управления самолетом перед взлетом, неточное выдерживание заданных высот полета, а также полет на высотах, превышающих допустимые. Кроме того, используемая компанией система управления безопасностью полетов не обеспечивала выявления потенциальных угроз, свидетельствуют данные в базе «Спарк».

Все эти нарушения — грубые, считает генеральный директор компании «Альянс авиационных технологий «Авинтел» Виктор Прядка.

— Отклонение от воздушного коридора может стать причиной столкновения двух бортов в воздухе. А проверка самолета перед вылетом — вообще святая святых всех пилотов. Нужно полностью следовать регламенту эксплуатации воздушного судна. Его нарушение грозит разрушением самолета, — отметил эксперт.

«Известия» направили запросы в авиакомпанию, Ространснадзор и Роструд с просьбой сообщить, были ли устранены эти нарушения.

Люди или техника

Пассажирский самолет L-410 совершил жесткую посадку в тайге Иркутской области вечером 12 сентября. Трагедия случилась при заходе на посадку у села Казачинское. На борту находилось 16 человек. В результате происшествия погибли четверо, в том числе пилот, еще 10 человек были госпитализированы.

Работы по освобождению людей, оставшихся зажатыми в корпусе воздушного судна, завершились 13 сентября, сообщается на сайте местного управления МЧС. По данным Минздрава, трое из госпитализированных находятся в тяжелом состоянии, а семеро — в состоянии средней тяжести. Оставшимся двум пассажирам медики оказывали помощь амбулаторно.

Вечером 12 сентября Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту крушения самолета L-410 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил эксплуатации и движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц»). Глава СК Александр Бастрыкин взял расследование аварии на контроль.

Сейчас следствие рассматривает две версии произошедшего: ошибка пилотирования при выполнении маневрирования на посадке и отказ техники. Об этом сказано на сайте Следственного комитета РФ.

— Это надежный самолет. Трудно точно определить, что могло произойти, но я склоняюсь к тому, что это отказ техники. Учитывая, что он совершил вынужденную аварийную посадку вне аэродрома, что-то могло произойти как с двигателем, так и с топливом. То есть, видимо, возможности продолжить полет не было, — считает заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

К этой же версии склоняется и Виктор Прядка. Впрочем, по мнению эксперта, трагедия могла произойти и из-за совокупности факторов — отказа двигателей и ошибки пилотов.

— По статистике, причиной порядка 80% всех авиапроисшествий является человеческий фактор, — отметил гендиректор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев. — Отказ техники маловероятен, но на этот случай пилоты проходят обучение посадке в условиях неполадок с электроникой. Другой вопрос, что на подготовке экипажа иногда экономят. Более того, зарплата пилотов зависит от регулярности рейсов, экономии топлива и других факторов, поэтому они могли решиться на посадку в опасных условиях, руководствуясь именно материальным фактором.

«Известия» направили запрос в авиакомпанию «СиЛА». На момент выхода материала там не ответили.

Под чешским крылом

Совершивший жесткую посадку в Иркутской области 12 сентября двухдвигательный турбовинтовой региональный самолет L-410 UVP-E20 с бортовым номером RA-67042 принадлежит ООО «Аэросервис». «Сибирская легкая авиация» («СиЛА») приобрела эту компанию в 2019 году. Ространснадзор начал внеплановую проверку «Аэросервиса», сказано на сайте службы.

Гендиректор обеих компаний — Андрей Богданов, которому принадлежит 36% акций «СиЛА». Другими владельцами авиакомпании, по данным «Спарк-Интерфакс», в равной степени являются гендиректор авиакомпании «ИрАэро» Юрий Лапин (32%) и совладелец аэропорта Мама в Иркутской области Владимир Миронов (32%).

По данным Росавиации, во флоте двух авиакомпаний эксплуатируется десять L-410: три у «Аэросервиса» и семь — у «СиЛА». Машина предназначена для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Самолет рассчитан на перевозку до 19 пассажиров или 1,8 т груза на расстояние до 1,5 тыс. км. «Аэросервис» на этих бортах летает из Читы в Краснокаменск, Иркутск и Мензу через Красный Чикой, следует из опубликованного расписания рейсов на официальном сайте перевозчика. В отчетности «Аэросервиса» за 2020 год сказано, что маршруты и частота полетов определяется министерством территориального развития Забайкальского края, а расписание рейсов согласовывается ежемесячно.

Производство чешских самолетов L-410 в 2016 году было локализовано «Уральским заводом гражданской авиации» (УЗГА) в России, в «Титановой долине» Свердловской области. Весной этого года российские авиакомпании эксплуатировали 35 таких самолетов, из них 21 — производства УЗГА.

По словам представителя УЗГА Олега Богомолова, завод в 2014-м не производил эти самолеты и не располагает сведениями, какая навигационная система может быть установлена на самолет L-410 этого года выпуска.

— Но можно с уверенностью сказать, что на самолетах L-410 2014 года выпуска устанавливалась навигационная система, сертифицированная и допущенная к эксплуатации в установленном порядке, — сказал он «Известиям».

По данным СМИ, пострадавший при жесткой посадке самолет с бортовым номером RA-67042 был собран в 2014 году на заводе чешского производителя Aircraft Industries, принадлежащего российской «Уральской горно-металлургической компании» (УГМК). Машина начала выполнять коммерческие полеты в 2015 году. Этот борт был приобретен в финансовый лизинг через «Государственную транспортную лизинговую компанию» (ГТЛК, 100% принадлежит Минтрансу) при помощи «Норильского никеля» и правительства Забайкальского края. Летом 2014 года они подписали соглашение о совместном финансировании покупки самолета L-410UVP-E20 общей стоимостью 206 млн рублей по схеме «50 на 50».




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/9/14/32476/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.