Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС


14 сентября 2021 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые впервые выяснили, откуда берется пыль на космических орбитальных аппаратах, в том числе на МКС. Согласно данным, полученным специалистами Объединенного института ядерных исследований, у этой пыли три источника: метеориты, корпуса самих аппаратов и вулканические частицы, поднимающиеся с Земли. Опрошенные «Известиями» эксперты согласились с упомянутыми выводами. При этом они считают, что такая пыль практически безвредна для стенок космической техники. Защищать от нее необходимо только оптические приборы, но их уже и так ограждают с помощью специальных экранов.

Российские ученые впервые выяснили, откуда берется пыль на космических орбитальных аппаратах, в том числе на МКС. Согласно данным, полученным специалистами Объединенного института ядерных исследований, у этой пыли три источника: метеориты, корпуса самих аппаратов и вулканические частицы, поднимающиеся с Земли. Опрошенные «Известиями» эксперты согласились с упомянутыми выводами. При этом они считают, что такая пыль практически безвредна для стенок космической техники. Защищать от нее необходимо только оптические приборы, но их уже и так ограждают с помощью специальных экранов.

В космосе не чисто

Со временем на космических аппаратах, находящихся на орбите, появляется осадок. Загрязнена и поверхность международной космической станции (МКС).

Сотрудники лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) провели работу с целью выяснить, что это за пыль и чем она может быть опасна. Ученые провели анализ состава пыли и на основе этой информации выявили основные источники происхождения субстанции. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ОИЯИ.

Чтобы собрать пыль, обитатели МКС осуществили космический эксперимент. 10 марта 2009 года на внешней поверхности МКС был размещен рулон хлопчатобумажной ткани (полотенце) — россиянин Юрий Лончаков и американец Майкл Финк закрепили его на одном из кронштейнов. Спустя 10 лет, 29 мая 2019-го, уже другие космонавты — Олег Кононенко и Алексей Овчинин — сняли его и прямо в открытом космосе поместили в герметичный пакет. В сентябре того же года сверток вернулся на Землю, где его начали исследовать, в том числе и в лаборатории нейтронной физики ОИЯИ.

Ученые сравнивали внешний и внутренний фрагменты свернутой ткани. Они отличались даже визуально: внешний был желтым, а внутренний сохранил белый цвет. Исследователям удалось определить, что загрязненная часть полотенца содержит 20 элементов, которых нет в чистой.

Три источника пыли

Исходя из состава пыли, ученые пришли к выводу, что источников ее может быть несколько. Первый — это частицы космических тел, главным образом метеоритов.

— Большая часть метеоритов — это хондриты (то есть содержащие хондры — сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава. — «Известия»). Они составляют до 85% от общего числа метеоритов, — рассказала начальник сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Инга Зиньковская. — У них особый состав и соотношение элементов. Изучив количественное соотношение элементов на загрязненной ткани и сравнив их с тем, что характерно для хондритов, мы сделали вывод, что магний, кремний, железо, уран и торий на ткани имеют космическое происхождение.

Второй источник — это сам корпус станции. Поскольку МКС в основном построена из алюминия, а трубопроводы изготовлены из коррозионно-стойких сталей и титановых сплавов, станцию сочли основным источником данных элементов на изучаемой ткани.

Третьим источником попадания чужеродных элементов на полотенце ученые назвали частицы, поднимающиеся с Земли, а именно вулканический пепел. В нем содержатся металлы барий, цирконий, рений, стронций, рубидий и редкоземельные элементы. Основную роль в переносе частиц на высоту орбиты МКС играет грозовая активность в период развития тайфунов и вулканических извержений — то есть молнии.

— Пыль от разных источников находится в космосе и оседает на поверхности космических аппаратов точно так же, как на поверхностях на Земле, — резюмировала Инга Зиньковская.

Уборка не требуется

Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценили проведенную работу и согласились со сделанными выводами.

— В космосе пыли действительно очень много, и в этом нет ничего удивительного, — сообщил профессор НИТУ «МИСиС» Александр Громов. — Однако сама работа ученых очень интересная, так как точный элементный состав такой пыли ранее был неизвестен. Кстати, одна из теорий глобального потепления говорит о том, что оно произошло из-за выхода Солнечной системы из пояса пыли. В итоге выросло количество радиации, которая попадает на нашу планету.

Ученые из ОИЯИ отметили, что пыль может причинять вред стенкам космических аппаратов. Мелкие частицы, движущиеся с космической скоростью, способны взаимодействовать с алюминиевыми корпусами модулей станции и другими конструктивными элементами. И если пыль на Земле легко протереть тряпкой, применительно к космической технике уборку осуществить намного сложнее.

Однако эксперты считают, что особой опасности такая пыль ни для МКС, ни для спутников не представляет и защищаться от нее не нужно.

— Защитить от пыли космические аппараты невозможно — примерно так же, как и автомобиль, на который налипает пыль из воздуха, — отметил Александр Громов. — Однако размер этих частиц очень маленький — они нано- и микромасштаба. Более крупные будут просто слетать с поверхности аппарата при его движении. А мелкая пыль особого вреда наносить не будет (скажем, трещины на МКС — точно не следствие ее существования). Она просто немного «изнашивает» поверхность.

Доцент кафедры космических систем и ракетостроения Московского авиационного института Алена Моржухина добавила, что концентрация пыли очень мала: на кубометр пространства попадаются одна-две частички.

— Учитывая такое малое количество пыли, надо, чтобы аппарат десятки лет находился на орбите, и только тогда пыль как-то может повлиять на состояние его поверхности, — сообщила эксперт. — Единственное, для чего она может представлять опасность, — это оптические приборы. Пылинки хоть и микроскопические, но движутся с высокой скоростью и могут поцарапать оптику. Но на нее в связи с этой проблемой уже и так ставят специальные защитные экраны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer