Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС


14 сентября 2021 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые впервые выяснили, откуда берется пыль на космических орбитальных аппаратах, в том числе на МКС. Согласно данным, полученным специалистами Объединенного института ядерных исследований, у этой пыли три источника: метеориты, корпуса самих аппаратов и вулканические частицы, поднимающиеся с Земли. Опрошенные «Известиями» эксперты согласились с упомянутыми выводами. При этом они считают, что такая пыль практически безвредна для стенок космической техники. Защищать от нее необходимо только оптические приборы, но их уже и так ограждают с помощью специальных экранов.

Российские ученые впервые выяснили, откуда берется пыль на космических орбитальных аппаратах, в том числе на МКС. Согласно данным, полученным специалистами Объединенного института ядерных исследований, у этой пыли три источника: метеориты, корпуса самих аппаратов и вулканические частицы, поднимающиеся с Земли. Опрошенные «Известиями» эксперты согласились с упомянутыми выводами. При этом они считают, что такая пыль практически безвредна для стенок космической техники. Защищать от нее необходимо только оптические приборы, но их уже и так ограждают с помощью специальных экранов.

В космосе не чисто

Со временем на космических аппаратах, находящихся на орбите, появляется осадок. Загрязнена и поверхность международной космической станции (МКС).

Сотрудники лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) провели работу с целью выяснить, что это за пыль и чем она может быть опасна. Ученые провели анализ состава пыли и на основе этой информации выявили основные источники происхождения субстанции. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ОИЯИ.

Чтобы собрать пыль, обитатели МКС осуществили космический эксперимент. 10 марта 2009 года на внешней поверхности МКС был размещен рулон хлопчатобумажной ткани (полотенце) — россиянин Юрий Лончаков и американец Майкл Финк закрепили его на одном из кронштейнов. Спустя 10 лет, 29 мая 2019-го, уже другие космонавты — Олег Кононенко и Алексей Овчинин — сняли его и прямо в открытом космосе поместили в герметичный пакет. В сентябре того же года сверток вернулся на Землю, где его начали исследовать, в том числе и в лаборатории нейтронной физики ОИЯИ.

Ученые сравнивали внешний и внутренний фрагменты свернутой ткани. Они отличались даже визуально: внешний был желтым, а внутренний сохранил белый цвет. Исследователям удалось определить, что загрязненная часть полотенца содержит 20 элементов, которых нет в чистой.

Три источника пыли

Исходя из состава пыли, ученые пришли к выводу, что источников ее может быть несколько. Первый — это частицы космических тел, главным образом метеоритов.

— Большая часть метеоритов — это хондриты (то есть содержащие хондры — сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава. — «Известия»). Они составляют до 85% от общего числа метеоритов, — рассказала начальник сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Инга Зиньковская. — У них особый состав и соотношение элементов. Изучив количественное соотношение элементов на загрязненной ткани и сравнив их с тем, что характерно для хондритов, мы сделали вывод, что магний, кремний, железо, уран и торий на ткани имеют космическое происхождение.

Второй источник — это сам корпус станции. Поскольку МКС в основном построена из алюминия, а трубопроводы изготовлены из коррозионно-стойких сталей и титановых сплавов, станцию сочли основным источником данных элементов на изучаемой ткани.

Третьим источником попадания чужеродных элементов на полотенце ученые назвали частицы, поднимающиеся с Земли, а именно вулканический пепел. В нем содержатся металлы барий, цирконий, рений, стронций, рубидий и редкоземельные элементы. Основную роль в переносе частиц на высоту орбиты МКС играет грозовая активность в период развития тайфунов и вулканических извержений — то есть молнии.

— Пыль от разных источников находится в космосе и оседает на поверхности космических аппаратов точно так же, как на поверхностях на Земле, — резюмировала Инга Зиньковская.

Уборка не требуется

Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценили проведенную работу и согласились со сделанными выводами.

— В космосе пыли действительно очень много, и в этом нет ничего удивительного, — сообщил профессор НИТУ «МИСиС» Александр Громов. — Однако сама работа ученых очень интересная, так как точный элементный состав такой пыли ранее был неизвестен. Кстати, одна из теорий глобального потепления говорит о том, что оно произошло из-за выхода Солнечной системы из пояса пыли. В итоге выросло количество радиации, которая попадает на нашу планету.

Ученые из ОИЯИ отметили, что пыль может причинять вред стенкам космических аппаратов. Мелкие частицы, движущиеся с космической скоростью, способны взаимодействовать с алюминиевыми корпусами модулей станции и другими конструктивными элементами. И если пыль на Земле легко протереть тряпкой, применительно к космической технике уборку осуществить намного сложнее.

Однако эксперты считают, что особой опасности такая пыль ни для МКС, ни для спутников не представляет и защищаться от нее не нужно.

— Защитить от пыли космические аппараты невозможно — примерно так же, как и автомобиль, на который налипает пыль из воздуха, — отметил Александр Громов. — Однако размер этих частиц очень маленький — они нано- и микромасштаба. Более крупные будут просто слетать с поверхности аппарата при его движении. А мелкая пыль особого вреда наносить не будет (скажем, трещины на МКС — точно не следствие ее существования). Она просто немного «изнашивает» поверхность.

Доцент кафедры космических систем и ракетостроения Московского авиационного института Алена Моржухина добавила, что концентрация пыли очень мала: на кубометр пространства попадаются одна-две частички.

— Учитывая такое малое количество пыли, надо, чтобы аппарат десятки лет находился на орбите, и только тогда пыль как-то может повлиять на состояние его поверхности, — сообщила эксперт. — Единственное, для чего она может представлять опасность, — это оптические приборы. Пылинки хоть и микроскопические, но движутся с высокой скоростью и могут поцарапать оптику. Но на нее в связи с этой проблемой уже и так ставят специальные защитные экраны.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Михаил Котов
ТАСС
Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Авиакомпании поймали радиопомехи
Антон Лавров, Анна Черепанова, Богдан Степовой
Известия
Командир Чукотки: под Анадырем возродят военную авиабазу
Дмитрий Беляев
ТАСС
Чартерный рейс к звездам. Впервые в космос отправились только туристы, кто они?
Максим Талавринов
Известия
На, летчик: авиакомпании РФ начали повышать зарплату пилотам
Сергей Машкин
Газета «Коммерсантъ»
Александр Рубцов рулил самолетами и автопарком
Ольга Коленцова
Известия
Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС
Вероника Кулакова, Максим Талавринов, Елена Балаян
Известия
Туманные обстоятельства: какие нарушения выявили у компании, выполнявшей рейс на L-410




ТАСС
Российские ученые разработали новый сверхпрочный сплав для авиапромышленности
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
Как первые русские военные летчики над кавалерией издевались
Олег Михайлов
Национальная служба новостей
Виноват автопилот или туман? L-410 продолжил тенденцию с крушением самолетов

ТАСС
Хронология катастроф самолетов L-410 в России
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Дальняя для авиации: ракете ЛМУР хотят расширить сферу применения
Максим Талавринов
Известия
Поезд оплачен: в РФ предложили реформу субсидирования авиа- и ж/д перевозок
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Дроны над Арктикой
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Крылья "Талибана"
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Несвоевременный форсаж
Олег Петров
Военно-промышленный курьер
Второе рождение "Белого лебедя"

ПолитПазл
Россия готова решить хроническую авиационную проблему
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Выше, быстрее и дальше всех: как Владимир Коккинаки ставил первые рекорды в небе
Максим Талавринов
Известия
Вам не Чита: в Госсовете указали на дискриминацию в субсидировании перелетов
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Эксперт: Альтернативы декарбонизации гражданской авиации нет
Ольга Коленцова
Известия
Лунный некамень: из чего космонавты смогут строить здания

Ростех
Sukhoi Business Jet: деловой интерес
Максим Талавринов
Известия
Вынужденная просадка: в Росавиации заявили о нехватке денег на подготовку пилотов
Эрнест Филипповский
КоммерсантЪ
Погибшего летчика-испытателя отправили под суд
Николай Морозов
Военно-промышленный курьер
Когда русские летчики впервые в бой вступили?
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
"Метеор" на воздушном ринге

Москва FM
Эксперты установили причину крушения новейшего Ил-112В

Business FM
"Коммерсантъ": российские авиакомпании изучают возможность перехода на биотопливо
Максим Талавринов
Известия
Летать не вредно: Росавиация начала проверку безопасности всех перевозчиков
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Сдалась сама машина, а не люди
Алексей Заквасин
RT
Прямое сообщение и замена кукурузнику: каковы перспективы развития региональной авиации России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Дрон среди ясного неба: у афганской границы учатся отражать налёты беспилотников
Константин Воронов
КоммерсантЪ
Авиатор налетел на штраф
Русский космос, Игорь Афанасьев
Роскосмос
ИСС Решетнева готовится к "Сфере"

Министерство оброны Российской Федерации
Международный военно-технический форум "АРМИЯ-2021" завершил свою работу
Екатерина Москвич
ТАСС
От создания кораблей до управления МКС. Как работает космическая корпорация "Энергия"
Наталья Пономарева 
Интерфакс
18 дней на дне
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
С чистого хвоста
Роман Крецул, Анна Черепанова, Антон Лавров
Известия
Присядут на дорогу: беспилотникам приготовят взлетно-посадочное шоссе

ТАСС
Хронология аварий и катастроф самолетов и вертолетов Минобороны в 2021 году

ТАСС
Аварии и катастрофы Су-24
Евгений Гайва
Российская Газета
Росавиация просит кабмин увеличить субсидии для перелетов на Дальний Восток
Елена Тофанюк, Анастасия Насонова
Forbes
Компания российского физика ZeroAvia планирует выйти на биржу с оценкой в $1 млрд
Вера Кузьмина
Известия
Горячее предложение: группа "Аэрофлот" запустит продажи еды в микромаркетах
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Небесные точки: "Кинжальные" МиГи переходят в автоматический режим
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Первым делом — в самолеты: из Кабула вывезли россиян и союзников
Марина Стрижкова
Известия
Шутки плохи: что случилось в аэропорту Кабула с украинским бортом

РАПСИ
УПК не ограничивает в праве на защиту осужденных по делу о крушении самолета - КС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer