Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей


20 сентября 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC) призвал ученых присоединиться к пятилетнему проекту по изучению механики "сверхбольшого космического корабля, простирающегося на километры". В настоящее время это только проект, и пока даже не совсем понятно, как можно подступиться к его выполнению. Но умы уже терзают вопросы: насколько вообще реально построить столь крупный комический корабль, для каких целей он нужен и когда можно ожидать начала его строительства.

Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC) призвал ученых присоединиться к пятилетнему проекту по изучению механики "сверхбольшого космического корабля, простирающегося на километры". В настоящее время это только проект, и пока даже не совсем понятно, как можно подступиться к его выполнению. Но умы уже терзают вопросы: насколько вообще реально построить столь крупный комический корабль, для каких целей он нужен и когда можно ожидать начала его строительства.

Ограничение сверху

В настоящее время на орбите Земли работает две многомодульных орбитальных станции — международная и китайская. МКС имеет размеры 110 на 75 метров — до километровых размеров ей еще очень и очень далеко, даже если добавлять какие-либо модули. Китайская станция и того меньше — в настоящее время она состоит всего из двух частей.

При этом стоимость доставки одного килограмма груза на орбитальную станцию для большинства миссий составляет более $2 тыс. за килограмм полезной нагрузки. Поэтому любой новый модуль — это десятки миллионов долларов только за вывод его на орбиту, не считая разработки, создания и тестирования аппарата.

Так, на производство и поддержание работоспособности Международной космической станции с 1995 года было потрачено более $200 млрд, что потребовало совместной работы и вложения денег 15 государств — участников проекта. Причем почти все из них уже не раз говорили о том, насколько сложно нести финансовые обязательства по этому объекту. В такой ситуации говорить о многокилометровом космическом корабле очень сложно. Во всяком случае, пока не будет решена эта проблема.

Вторая сложность является чисто физической. Пока у человечества нет иного способа выводить полезную нагрузку в космос, кроме как с помощью ракет-носителей. При этом полезная нагрузка составляет очень небольшую часть от массы всей ракеты, и по своим габаритам она должна помещаться под головной обтекатель ракеты-носителя. То есть модули космической станции имеют сейчас четкое ограничение по размеру.

Например, если выводить модуль на низкую опорную орбиту при помощи российской ракеты тяжелого класса "Протон", то будущий "блок" корабля не может быть больше 4,1 метра в диаметре, длиной 6,06 метра и не тяжелее 22 тонн. Таким образом, строить многокилометровую структуру в космосе придется очень долго.

Подходы к снаряду

Тем не менее о создании больших орбитальных станций люди грезят уже очень давно. Еще во времена лунной программы "Аполлон" (принята в 1961 году) американские инженеры предлагали создать целую космическую фабрику на орбите Земли. Доставлять туда и обратно грузы и персонал должны были многоразовые транспортные шаттлы.

После успешных полетов на Луну (1969 год) казалось, что построить многомодульную орбитальную станцию будет очень просто. Это было время оптимизма. Увы, задача оказалась гораздо сложнее — финансирование закончилось, а в деле построения орбитальных станций еще долго лидировал Советский Союз, сумевший в одиночку построить комплекс "Мир". Позже вершиной создания орбитальных космических конструкций стала международная МКС.

Время от времени NASA проводит конкурсы на разработку новых способов орбитального строительства, но пока в создание многокилометровых конструкций это не вылилось.

Надежды на изменение

Тем не менее сейчас есть несколько перспективных технологий, которые могут изменить ситуацию с орбитальным строительством в будущем. В первую очередь это космическая система Starship, разрабатываемая компанией SpaceX. Если она будет реализована в том виде, который заявлен, то это довольно сильно повлияет на ситуацию с выводом на орбиту полезной нагрузки.

Предполагается, что Starship сможет доставлять в космос до 150 тонн грузов за рейс. При чем многоразовость использования одних и тех же кораблей существенно снизит цену на такой вывод — она будет немногим выше стоимости топлива и может составить лишь $1,5–$2 млн.

Однако пока что это только "предполагается" — идут испытания, и далеко не факт, что создатели смогут достичь заявленных характеристик. Впрочем, ждать остается не так и долго, уже в ближайшие месяцы, а то и недели ожидается первый тестовый полет системы Starship.

Вторая любопытная технология для создания больших космических структур — это надувные модули, увеличивающие свои размеры прямо на орбите. Один такой модуль Beam, производства компании Bigelow Aerospace, уже находится в составе Международной космической станции. Он представляет собой небольшую конструкцию шарообразной формы размером всего 16 кубических метров.

С другой стороны, его разработчикам удалось добиться увеличения линейных размеров модуля почти в два раза — серьезное достижение. Эта технология в ближайшем будущем позволит частично обходить ограничения, заданные размерами головного обтекателя ракеты и "раскладывать" конструкции прямо на орбите.

Еще можно вспомнить о задумках по строительству космических станций прямо на орбите, но это гораздо более отдаленная перспектива, чем реализация проекта Starship и надувных конструкций.

Пока же многокилометровые орбитальные станции и космические корабли остаются элементами фантастических игр, книг и фильмов. Возможно, при дальнейшем развитии космонавтики первые сверхкорабли и станции появятся через 20–30 лет, но сейчас время теоретических разработок, конференций и проб. Впрочем, к моменту открытия окна возможностей орбитального строительства нужно подойти во всеоружии.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer