Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Соната" для беспилотника


20 сентября 2021 года Виталий Орлов, Военно-промышленный курьер


ОАО «Летные испытания и производство им. В. С. Гризодубовой» в рамках ОКР «Соната» по заказу Министерства обороны РФ разрабатывает комплекс воздушной мишени, которая предназначена для имитации широкого круга воздушных средств нападения, летающих на высотах до 12 километров и в диапазоне скоростей от 250 до 850 киломметров в час. Тактико-техническим заданием предусмотрена имитация массового налета в виде строя из шести летательных аппаратов.

ОАО «Летные испытания и производство им. В. С. Гризодубовой» в рамках ОКР «Соната» по заказу Министерства обороны РФ разрабатывает комплекс воздушной мишени, которая предназначена для имитации широкого круга воздушных средств нападения, летающих на высотах до 12 километров и в диапазоне скоростей от 250 до 850 киломметров в час. Тактико-техническим заданием предусмотрена имитация массового налета в виде строя из шести летательных аппаратов.

Катапульта, проверенная веками

В рамках ОКР была разработана воздушная мишень 128У6, которая представляет собой небольшую крылатую ракету с турбореактивным двигателем. Старт должен характеризоваться малыми затратами и при этом обеспечивать массовый запуск мишеней.

Для взлета с земли летательных аппаратов (ЛА), построенных по самолетной схеме, требуется первоначальный разгон их до так называемой эволютивной скорости, когда аппарат может оторваться от земли и лететь самостоятельно. Для ЛА, имеющих большие дозвуковые скорости полета в интервале от 600 до 1000 км/час, а это все современные реактивные самолеты, крылатые ракеты или БЛА с турбореактивными двигателями, эволютивная скорость достаточно велика – для современных пассажирских самолетов она находится в пределах 200–230 км/час. При этом гражданские лайнеры имеют возможность трансформировать крыло с помощью различных закрылков, предкрылков, снижая таким образом взлетную и посадочную скорости.

Беспилотные летательные аппараты, крылатые ракеты такую механизацию не имеют, поэтому проблема разгона их до эволютивной скорости стоит весьма остро. Существует несколько способов наземного старта:

  • взлет по самолетному путем разгона на взлетной полосе;
  • взлет за счет создания избыточной тяги, превышающей вес БЛА с помощью пороховых ускорителей;
  • разгон летательного аппарата с помощью катапульты.

Для крылатых ракет применяется в основном пороховые ускорители, и это оправданно благодаря простоте и постоянной готовности к запуску. К недостатку можно отнести демаскирование места старта из-за дымового следа. Для БЛА, особенно многоразовых, применение пороховых двигателей для старта – дорогое удовольствие. Так, на воздушной мишени «Дань» твердотопливный ускоритель стоит около 700 тысяч рублей.

Поэтому получили широкое применение различные катапульты – на упругих элементах, пневматические, паровые, электромагнитные (рельсотроны). Все приведенные выше виды катапульт имеют внешние источники энергии и рельсовые направляющие, по которым движется разгоняемый аппарат.

Катапульты на упругих элементах используют чаще всего в качестве накопителя энергии резиновые шнуры. Имея достаточно простую конструкцию, данные катапульты используются только для разгона очень легких БЛА, имеющих малую эволютивную скорость. Это связано с малой энергоемкостью упругих элементов катапульты.

Пневматические катапульты достаточно эффективны для разгона БЛА и широко применяются в различных беспилотных комплексах. Однако они используют для разгона энергию сжатого газа, закаченную в баллоны высокого давления с помощью высоконапорных компрессоров, что само по себе небезопасно. Конструкция катапульты достаточно громоздкая и имеет малый ресурс агрегатов.

Паровые катапульты применяются на авианосцах. По сути это пневматические катапульты, использующие имеющуюся на борту энергию, вырабатываемую ходовыми паровыми котлами. Для запуска БЛА в сухопутных условиях их применение нецелесообразно.

Набирающие в настоящее время популярность электромагнитные катапульты имеют возможность управления ускорением ЛА, что очень важно для плавного и равномерного разгона пилотируемых самолетов. Для БЛА не столь критично изменение ускорения при разгоне, поэтому применение сложных и дорогих рельсотронов в комплексах беспилотных летательных аппаратов не оправдано. Все приведенные выше катапульты не приспособлены для группового запуска БЛА. Поэтому в мировой практике запуск беспилотников с турбореактивными двигателями осуществляется путем воздушного старта с авиационного носителя.

Примером могут послужить различного рода одноразовые радиолокационные ловушки (MALD, TALD и т. п.), широко применяемые в США с 90-х годов прошлого века. Но и желание использовать рой многоразовых беспилотников, имеющих большие дозвуковые скорости, имеет место. Известно, что в США активно развивается концепция так называемого летающего авианосца, который должен, по замыслу разработчиков, запускать с транспортных самолетов типа С-130 большие стаи беспилотников Х-61 «Гремлин», а после выполнения задания забирать их обратно на борт этого же самолета.

Роем беспилотников из миномета Пономаренко

Не вдаваясь в сомнительные стороны данной концепции, следует отметить, что пока в мировой практике доминирует воздушный способ запуска скоростных БЛА. В ОАО «ЛИИП» создан принципиально новый, не имеющий мировых аналогов способ запуска БЛА, использующих в качестве силовой установки турбореактивный двигатель.

Разгон летательного аппарата до скорости, достаточной для взлета, производится пусковой установкой, работающей по принципу миномета. Как любой классический миномет, пусковая установка не имеет никаких внешних источников энергии. Давление, необходимое для разгона аппарата по стволу, создается самим турбореактивным двигателем. Крылатая ракета устанавливается в стволе на уплотнительном пыже и фиксируется спусковым механизмом.

После запуска двигателя и вывода его на максимальные обороты газогенератор ТРД летательного аппарата через систему клапанов накачивает ресивер до давления около 1,7 атмосферы, после чего освобождается спусковой механизм и ракета разгоняется по стволу с перегрузкой до 30 g. После выхода из ствола пыж и пенопластовые ложементы отделяются, раскрывается крыло, и аппарат отправляется в полет.

Количество стволов, работающих на один ресивер, ограничивается допустимыми габаритами установки. На автомобильном шасси удалось разместить шесть стволов, и среди создателей он получил название «Орган».

Такой запуск имеет ряд заметных преимуществ по сравнению существующими способами. Во-первых, он малобюджетный. Стоимость расходных материалов, необходимых для запуска, не превышает 10 тысяч рублей.

Во-вторых, позволяет легко запускать группировки БЛА. Основное время занимает запуск шести двигателей дронов, которое составляет 3–4 минуты. После этого интервал между выстрелами не превышает 10 секунд. Поэтому шестиствольный миномет может за 4–5 минут выпустить рой из шести беспилотников.

В-третьих, способ и сама пусковая установка практически безопасны. Нет ни баллонов высокого давления, ни рвущихся тросов и тем более пороховых зарядов. Взрываться там просто нечему.

В-четвертых, запуск не создает демаскирующих признаков. Звук выстрела слышен как хлопок, а из ствола после выстрела в течение долей секунды выходят газы с температурой до 300о С.

Миномет имеет очень большой ресурс. В нем практически нет деталей, подвергающихся износу. В артиллеристских системах самым изнашиваемым элементом является ствол. В данном миномете по стволам разгоняются пенопластовые ложементы и пыжи, не наносящие серьезного урона внутренней поверхности. Время, когда на ствол действуют раскаленные газы, не превышает долей секунды. Поэтому ресурс даже трудно прогнозировать.

К недостаткам можно отнести большие габариты пусковой установки и особенно ее длину. Это обусловлено тем, что как во всякой пушке, начальная скорость определяется длиной ствола. Второй недостаток – это большое ускорение в стволе, доходящее до 300 м/с2. Под действие продольной перегрузки 30 g приходится рассчитывать всю начинку крылатой ракеты и турбореактивный двигатель. Но цена вопроса – простота запуска и другие преимущества данного способа – перевешивает все недостатки.

В настоящее время устройство прошло предварительные испытания в рамках ОКР. Проведено 8 успешных пусков крылатых ракет-мишеней 128У6 «Соната», подтвердивших простоту и безотказность способа.

Сеятель дронов

Концепция «летающего авианосца» вызывает сомнения

Создание стаи околозвуковых БЛА предполагается осуществлять с помощью воздушного старта из транспортного самолета С-130. Программа анонсируется как «Летающий авианосец». Процесс возврата должен осуществляться путем стыковки БПЛА с конусом, выдвигаемым из самолета-матки с последующим втягиванием аппарата в грузовой отсек транспортника специальным манипулятором.

Блестящая на первый взгляд концепция кажется идеальной с точки зрения создания стаи на неограниченном удалении от аэродрома и возврата их на самолет-матку в любом месте. Однако ближайшее рассмотрение приводит к удручающим выводам.

Во-первых, это уязвимость самого «Летающего авианосца». Транспортник в зоне боевых действий, даже без болтающихся на тросе конусов и манипуляторов, является отличной целью, а с гибелью самолета носителя вся стая БЛА обречена.

Ключевой слоган здесь – «вне зоны действия ПВО». При запуске беспилотников с высоты 3000 метров авиаматка должна находиться за 200 километров от ближайшего комплекса С-400. Таким образом, запущенные вне зоны действия средств ПВО беспилотники должны будут отмотать 200 километров до линии соприкосновения, прежде чем приступят к выполнению задания. А потом пролететь столько же назад до встречи с «летающим авианосцем». То есть реальная дальность полета «Гремлина» уже на 400 километров меньше заявленной.

Кстати, в различных источниках приводятся достаточно противоречивые сведения о ТТХ летательного аппарата «Гремлин». Указывается дальность полета от 500 до 1000 километров. Понятно, что если вычесть из этих данных 400 километров на обеспечение «вне зоны действия ПВО», то картина складывается не столь блестящая.

И последнее. Главная изюминка концепции «Летающего авианосца» – возврат летательных аппаратов на борт транспортного самолета на проверку оказывается фейком.

Сообщается, что за 0,5 часа будет возвращено на борт четыре БЛА. Во-первых, те, кто, когда-либо сталкивался с дозаправкой в воздухе, понимают, насколько это сложно даже для пилота, имеющего человеческий интеллект. Для бездушного автомата с «искусственным интеллектом» эта эквилибристика выглядит весьма сомнительно.

По сообщениям прессы, попытки пристыковаться к конусу на практике пока не удались. Но даже если стыковка будет отработана безукоризненно и заявленный темп возврата (4 ЛА за 0,5 часа) будет неукоснительно выдерживаться, легко подсчитать, что для затаскивания 20 БЛА потребуется 2,5 часа. Учитывая, что продолжительность полета дронов до 3 часов, сразу после запуска всей стаи нужно тут же забирать их по очереди обратно. И никакого намека на рой и выполнение задания где-то в отдалении. Просто запустил 20 штук и тут же начал их собирать назад. Иначе у последнего просто не хватит топлива на блестящий маневр возврата на матку. Реально на матку можно затащить 8 летательных аппаратов. Тогда на выполнение задания у «Гремлинов» останется хотя бы 2 часа. Но гонять большущий самолет из-за роя в 8 летательных аппаратов абсурдно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer