← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Шарик в небе


24 сентября 2021 года Кирилл Янков, Известия


Юрист Кирилл Янков — о том, что при провозе животных в салоне самолета в первую очередь должны соблюдаться интересы людей

На днях одна из российских авиакомпаний объявила о готовности перевозить кошек и собак, которые весят не более 20 кг, на пассажирских креслах. Мы регулярно слышим о печальных инцидентах с домашними питомцами, которых хозяева берут с собой в полет: то переносная клетка сломалась, то собака сбежала в аэропорту, да и случаи гибели животных при авиаперелете не единичны. Можно представить, какой стресс испытывают кот или пес, путешествуя в багажном отсеке авиалайнера. После каждого такого случая пользователи соцсетей обычно взрываются негодованием — и вот уже авиакомпании идут на уступки.

Но, несмотря на симпатии к братьям нашим меньшим, не надо забывать, что пассажирский транспорт призван перевозить прежде всего людей. Количество пассажиров, которым нужно взять с собой домашнего питомца, существенно меньше, чем, например, тех, кто страдает от аллергии на шерсть животных или некоторые виды кормов. Есть люди, которые просто боятся животных. И вряд ли даже не испытывающий проблем со здоровьем пассажир будет радоваться лаю пса на соседнем с ним кресле на протяжении многочасового полета.

Поэтому решение просто взять и позволить провозить животных в салоне самолета, да еще и на пассажирском кресле, — слишком рискованное. Оно может не только нанести ущерб здоровью пассажиров, но и нарушить спокойствие в салоне во время путешествия.

При этом авиакомпании могут применить более взвешенный подход. На стадии покупки билета имеет смысл заранее спрашивать пассажира, не возражает ли он против присутствия собаки или кошки в радиусе, скажем, полутора-двух метров от своего кресла (оптимальное расстояние следует определить, основываясь на рекомендациях врачей-аллергологов). И только после того как наберется достаточное количество лояльных граждан, можно будет продать кресло домашнему питомцу. Перевозимое животное со всех сторон должно быть окружено людьми, не возражающими против такого соседства.

Кроме того, позволяя транспортировать питомцев таким способом, авиакомпания должна заранее определить, каких именно животных это касается, а каких нет. Если можно возить в пассажирском кресле кота, то почему нельзя кролика? А если можно кролика, почему нельзя, скажем, петуха? Или пресмыкающееся? Пассажиры рейса должны заранее знать, какой зверь окажется в соседнем кресле или ряду.

Сейчас федеральные авиационные правила говорят о том, что «в качестве багажа могут перевозиться комнатные животные (птицы) и служебные собаки» и, кроме того, «комнатные животные (птицы) и служебные собаки могут перевозиться в салоне воздушного судна с согласия перевозчика». То есть правила дают авиакомпании возможность самой решить, можно оставить питомца в салоне или нет. Такая опция, как перевозка животных в салоне, в том числе в пассажирском кресле, может оказаться конкурентным преимуществом — а может, наоборот, обернуться лишними сложностями для системы бронирования.

С тем, каких собак нужно считать служебными, ясность есть. Но примененный в правилах термин «комнатное животное» не конкретен. Ни в законодательстве, ни в зоологии такого понятия нет. Некоторые авиакомпании устанавливают правила для отдельных экзотических видов животных: грызунов, змей, ящериц. Но для кого-то и змеи — «комнатные животные». Споры о том, является питомец «комнатным» или нет, зачастую возникают по поводу кроликов: они относятся к сельскохозяйственным животным, но их нередко содержат в городских квартирах. То же касается и декоративных свиней, которые одно время были в большой моде. Все эти тонкости насчет категорий животных, перевозимых воздушным путем, хорошо бы урегулировать на уровне федеральных авиационных правил.

К решению авиакомпании Utair позволить провоз кошек и собак в пассажирском кресле нужно отнестись как к хорошей экспериментальной идее. Если, конечно, компании удастся учесть интересы всех пассажиров. А ход и итоги эксперимента обязательно нужно обсудить со специалистами и общественностью.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2021/9/27/32493/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.