Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетать охота: в РФ предложили отменить госрегулирование в малой авиации


29 сентября 2021 года Максим Талавринов, Евгения Перцева, Известия


В России предложили реформировать коммерческие перевозки на легких самолетах, отменив их госрегулирование. С такой инициативой выступила Ассоциация малых авиапредприятий (МалАП). Организация предложила провести эксперимент и на три года отменить дорогостоящие для таких перевозок требования, а регуляторные полномочия сконцентрировать у одной саморегулируемой организации. Действующие требования избыточны и привели к деградации малой авиации, считают в ассоциации. Интернет-торговля и турбизнес поддержали инициативу, а Росавиация, напротив, раскритиковала. 29 сентября предложение отрасли будет рассматриваться на комиссии при президенте России по вопросам авиации общего назначения.

В России предложили реформировать коммерческие перевозки на легких самолетах, отменив их госрегулирование. С такой инициативой выступила Ассоциация малых авиапредприятий (МалАП). Организация предложила провести эксперимент и на три года отменить дорогостоящие для таких перевозок требования, а регуляторные полномочия сконцентрировать у одной саморегулируемой организации. Действующие требования избыточны и привели к деградации малой авиации, считают в ассоциации. Интернет-торговля и турбизнес поддержали инициативу, а Росавиация, напротив, раскритиковала. 29 сентября предложение отрасли будет рассматриваться на комиссии при президенте России по вопросам авиации общего назначения.

Запустить эксперимент

На заседании совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля Владимир Путин поручил правительству не позднее 1 января 2022 года начать реализацию единой комплексной программы, направленной на модернизацию пассажирского транспорта общего пользования в субъектах России. Ассоциация МалАП заявила о необходимости включить в нее и коммерческие перевозки на легких воздушных судах (ВС) в качестве одного из видов общественного транспорта, требующего глубокой модернизации. Это следует из письма директора МалАП Дмитрия Куликова заместителю министра транспорта Игорю Чалику, курирующему авиаотрасль (есть у «Известий»).

Инициатива МалАП предполагает создание саморегулируемой организации (СРО), у которой будут сконцентрированы разные регуляторные полномочия. В частности, по сертификации эксплуатантов легких воздушных судов (ЛВС), операторов малых аэродромов, разработке и внедрению цифровых инновационных технологий телеметрии и телемедицины, организации рейсов, автоматизации полетов, контроля квалификации пилотов, их состояния здоровья, утверждение программ обучения и других, следует из презентации пилотного проекта (есть у «Известий»). Эти полномочия предлагается закрепить за ООО «Цисма» (учредитель МалАП). Проект предполагает, что сама ассоциация займется регулированием коммерческой деятельности игроков, включая создание компенсационных фондов для покрытия ущерба, коллективного страхования, фильтрацию пилотов и отраслевого самонадзора за всеми участниками рынка.

Надзорные функции авторы инициативы предлагают сохранить за Ространснадзором, а сертификацию самолетов, разработчиков и производителей ЛВС, центров технического обслуживания, выдачу и продление сертификатов летной годности ЛВС, аттестацию пилотов — за Росавиацией.

Перечисленные меры могут позволить решить имеющиеся проблемы отсутствия коммерческих эксплуатантов ЛВС, низкой безопасности полетов, дефицита коммерческих пилотов и малых аэродромов, следует из презентации.

Пилотный проект по созданию системы пассажирских и грузовых перевозок на легких самолетах МалАП предлагается реализовать в Центральном федеральном округе. Во время эксперимента можно будет разработать и апробировать систему коллективной ответственности на основе цифровизации отрасли и правовых механизмов саморегулирования, считают в ассоциации.

Возможность запуска пилота будет рассмотрена на заседании комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе спутниковой системы ГЛОНАСС 29 сентября, следует из повестки совещания, с которой ознакомились «Известия».

Местная деградация

Сегодня к малой авиации предъявляются те же требования, что и к эксплуатантам и операторам любых категорий самолетов и классов аэродромов. Стоимость их выполнения составляет до 50% в цене билета, сказано в презентации.

По словам представителей ассоциации, избыточные требования, например, касаются обязательного наличия в руководстве всех авиакомпаний как минимум шести директоров: по организации летной работы, авиабезопасности, поддержанию летной годности самолетов, управлению безопасности полетов, наземному обслуживанию, реализации системы управления качеством. Также МалАП считают излишними часть норм по ведению документации.

Ассоциация указала, что действующие сегодня жесткие требования к малой авиации привели к ее деградации. Так, в РФ осталось всего 48 российских легких самолетов Ан-2, 10 иностранных малых воздушных судов и 210 аэродромов. При этом в СССР было произведено 22 тыс. ЛВС (17 тыс. Ан-2 и 5 тыс. Як-12) и функционировало около 1,5 тыс. аэродромов, следует из презентации. Коэфициент авиационной подвижности населения в 1990 году на местных маршрутах составлял 0,16, в 2019 году — 0,01. Доля местных авиаперевозок в 2019 году не превышала 1,5%, в 2010 году — 2,8%.

Пилотный проект предложено запустить в 2022–2024 годах, а с 2025 года перевести его в общее федеральное регулирование. Согласно представленному прогнозу спроса, реализация проекта позволит к концу 2024 года достичь годового пассажиропотока на местных маршрутах до 4,4 млн человек (в 2019 году — 1,7 млн пассажиров), кратно снизить расходы коммерческих эксплуатантов ЛВС и стоимость авиабилетов, нарастить парк легких самолетов до 3 тыс. единиц.

Позиция против

Росавиация не поддержала инициативу ассоциации, пояснив, что предложение по исключению госрегулирования и надзора в отношении эксплуатантов, выполняющих воздушные перевозки на легких воздушных судах, и передаче этих функций СРО противоречит стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Об этом сказано в письме руководителя Росавиации Александра Нерадьки (есть у «Известий»).

Чиновник отметил: для решения проблем развития легкой авиации Росавиация с Минтрансом проводят работу по внесению поправок в федеральные авиационные правила. Они направлены на дифференцирование требований к юрлицам, осуществляющим коммерческие перевозки на ЛВС.

В МалАП считают, что новые нормы недостаточно сбалансированы и всё равно создают предпосылки для деградации качества услуг и снижения уровня безопасности полетов, сказано в письме директора ассоциации Дмитрия Куликова.

Из письма Александра Нерадьки следует, что сейчас авиапроисшествия с легкими самолетами в РФ происходят в среднем раз в две недели.

В Минтрансе сочли преждевременным давать какую-либо оценку инициативы, сказано в письме директора департамента госполитики в области гражданской авиации Светланы Петровой директору МалАП Дмитрию Куликову (есть у «Известий»).

Снижение цены

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) поддержала инициативу по развитию рынка коммерческих воздушных перевозок на легких судах. Ритейлеры готовы использовать их для доставки продукции в труднодоступные регионы, дороги в которые могут практически отсутствовать, сказал «Известиям» президент ассоциации Артем Соколов.

Сейчас крупные онлайн-ритейлеры используют авиаперевозки для скоростной доставки товаров в качестве премиум-опции или же в случаях, когда это единственный способ привезти товар в труднодоступные места. Об этом сказано в письме АКИТ министру транспорта Виталию Савельеву от 28 сентября (есть у «Известий»). Нынешняя ситуация негативно влияет на стоимость и сроки доставки в труднодоступные регионы и сокращает спрос в условиях низкой покупательской способности, отмечено в документе.

В АКИТ считают, что работа малой авиации в экспериментальном режиме позволит снизить цену доставки этим способом — ее стоимость будет сопоставима с транспортировкой фурами. В ассоциации подчеркнули: если розница сможет активно использовать малую авиацию, то потребителям станут более доступны некоторые категории товаров, например лекарства.

Инициативу поддержали и в ассоциации туроператоров (АТОР). Организация заинтересована в развитии рынка коммерческих перевозок на легких самолетах и готова обеспечить взаимодействие эксплуатантов малой авиации с российскими туроператорами в рамках пилотного проекта. Это следует из письма вице-президента АТОР Дмитрия Горина председателю правления МалАП Сергею Детёнышеву (есть у «Известий»).

В документе указано, что развитие рынка коммерческих перевозок пассажиров на ЛВС позволит туроператорам открыть сотни новых направлений в субъектах РФ, ранее имевших ограниченную транспортную доступность и потому не пользовавшихся популярностью среди путешественников. В связи с этим в ассоциации ожидают многократного роста внутреннего турпотока, указал Дмитрий Горин.

Предлагаемый пилотный проект — правовой эксперимент, цель которого — на примере ограниченного круга участников доказать применимость принципов саморегулирования на основе тотальной цифровизации отрасли, сказал «Известиям» Сергей Детёнышев. По его словам, в задачи инициатора проекта могут войти разработка и внедрение единой цифровой платформы, которая позволит минимизировать негативное влияние человеческого фактора на безопасность полетов, а также проверка всех участников рынка на соответствие установленным критериям эксперимента.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer