Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лунный некамень: из чего космонавты смогут строить здания


5 сентября 2021 Ольга Коленцова, Известия


Порошок базальта, смешанный с небольшим количеством полимера, позволяет отработать на Земле технологии возведения жилого модуля на Луне, рассказали «Известиям» ученые из Московского авиационного института. По их мнению, базальт больше всего похож на лунный грунт — реголит, из которого предполагается строить на поверхности спутника Земли. Массовая доля базальта в получившемся материале составляет 90%, а полимера — всего 10%, что позволит в будущем сэкономить на доставке полимеров на Луну. Эксперты считают проект перспективным, хотя к материалу, который сделали исследователи, есть и нарекания.

Порошок базальта, смешанный с небольшим количеством полимера, позволяет отработать на Земле технологии возведения жилого модуля на Луне, рассказали «Известиям» ученые из Московского авиационного института. По их мнению, базальт больше всего похож на лунный грунт — реголит, из которого предполагается строить на поверхности спутника Земли. Массовая доля базальта в получившемся материале составляет 90%, а полимера — всего 10%, что позволит в будущем сэкономить на доставке полимеров на Луну. Эксперты считают проект перспективным, хотя к материалу, который сделали исследователи, есть и нарекания.

Базальт и полимеры

Россия планирует осваивать Луну: полгода назад гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что корпорация отправит корабль с космонавтами на облет Луны в 2028 году, а высадка людей на поверхность спутника Земли намечена на 2030 год. Однако уже сейчас понятно, что масштабное исследование Луны станет реальностью только тогда, когда будет возможно создавать там жилые помещения.

Учитывая значительное расстояние между Землей и ее спутником, выгоднее всего, чтобы основным строительным материалом был тот, который не нужно специально доставлять на Луну, то есть лунный грунт — реголит. Однако, чтобы справиться со стройками на Луне, сначала нужно отработать эти технологии на Земле.

В Московском авиационном институте нашли земной аналог лунного грунта и на его основе создали материал, с помощью которого можно возводить здания. Этому посвящена работа, подготовленная на кафедре технологий композиционных материалов, конструкций и микросистем МАИ. В качестве имитатора лунного грунта был взят базальт. По мнению ученых, он больше всего похож на реголит. Его порошок был связан с помощью особо плотного полимера.

Один из авторов работы, выпускник МАИ Серафим Дегтярев, рассказал «Известиям», как будет происходить процесс работы с реголитом на Луне:

— Чтобы придать реголиту нужную форму и монолитность, его предварительно необходимо сплавлять или спекать. Для этого мы предлагаем использовать композицию из порошка реголита и порошкообразного полимера (полистирола), доставляемого с Земли. Полистирол обеспечивает материалу монолитность, герметичность, делает его относительно прочным, хотя сам по себе этот полимер хрупкий. Но он выдерживает низкие температуры, до минус 50 градусов по Цельсию, а максимальная его рабочая температура — 100 градусов. Кроме того, он не разрушается при радиоактивном воздействии, и получившийся материал в итоге обретет стойкость к космической радиации, от которой Луна никак не защищена.

Серафим Дегтярев подчеркнул, что аналог такого материала на Земле — это бетон. Он хрупкий на изгиб, зато прочный на сжатие.

По предположению авторов работы, из образовавшегося материала для начала можно будет построить рабочий модуль в кратере Луны. Там смогут жить и проводить исследования несколько человек.

Пока же ученые из МАИ, как уже было сказано, используют вместо лунного грунта базальт — и получают материал в виде брикетов шириной в сантиметр, толщиной в 4 мм и разной длины. Они темно-серого цвета — такие же, как реголит.

Считается, что вскоре большая часть ресурсов, необходимых человечеству, будет добываться из космоса.

— Основой служит порошок базальта, а полимер скрепляет его частички воедино, — рассказал «Известиям» Серафим Дегтярев. — Между крупными частицами базальта располагаются более маленькие, а полистирол, попадающий в поры гранул порошка, держит всё это вместе.

Исследователи плавили вещества при температуре 200 градусов по Цельсию и прессовали в цилиндрической пресс-форме, а далее установили прочностные характеристики образцов. Один из лучших по соотношению прочности и массовой доли базальта образцов выдерживал давление 70 МПа на сжатие и 15–17 МПа на изгиб. По характеристикам полученный материал аналогичен полимербетону — так называют бетоны, в которых цемент (связующее вещество) заменен полимерами. Полимербетон применяют для создания наливных полов, шпатлевок и грунтовок, а также декораций.

Предположим, что площадь модуля на Луне будет составлять 36 кв. м — примерно как размер большой квартиры-студии. Если исходить из имеющихся данных о скорости печати 3D-принтеров, то на создание такого модуля уйдет месяц-полтора.

Легче легкого

Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценили проделанную работу. Профессор НИТУ «МИСиС» Александр Громов подтвердил, что базальт действительно похож на реголит, поэтому использовать его в качестве имитатора лунного грунта вполне правомерно.

— Но в качестве связующего вещества можно было бы взять неорганическое вещество, например цемент, — отметил эксперт. — Он более радиационно стойкий, а это важно для построек на Луне. Полимер же при воздействии солнечных лучей все-таки становится более хрупким. Однако он легче цемента, поэтому авторы разработки балансировали между ценой доставки материала на Луну и свойствами.

— Выбор конкретного состава материала будет зависеть от целей, которые будут стоять перед строителями, и технологий, которые они решат применять, — пояснил профессор кафедры технологий композиционных материалов, конструкций и микросистем МАИ Николай Козлов. — Например, если из него станут делать кирпичи и строить из них — это одна технология. Если будут сразу возводить стену — другая. На мой взгляд, оптимально было бы применить 3D-принтер для возведения здания, так как на Луне будет не серийное производство, а разовая стройка.

По мнению ведущего научного сотрудника Института космических исследований РАН Натана Эйсмонта, проект довольно перспективный, и к нему стоит присмотреться при реализации лунной программы.

— Конечно, если сравнивать с другими материалами, использующимися в строительстве, смесь базальта и полимера им проигрывает, — отметил эксперт. — Она примерно в два раза менее плотная, чем бетон, и в сотни раз «слабее» стали. Однако характеристики всё равно очень неплохие, и в условиях необходимости экономии массы подобный материал как минимум представляет собой интерес для такой цели, как возведение построек на Луне.

Массовая доля базальта в получившемся материале составляет 90%. Соответственно, полимеров в нем всего 10%, что позволит в будущем сэкономить на доставке компонентов на спутник Земли. Ученые планируют изучить возможность создания нового материала с еще более низким содержанием полимера — до 3–5% от массы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer