Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дроны над Арктикой


06 сентября 2021 Валерий Смирнов, Военно-промышленный курьер


Более 60 процентов территорий Российской Федерации относятся к регионам Арктической зоны и Крайнего Севера, где авиация зачастую является единственным средством транспортного обеспечения. Быстро развивающаяся беспилотная авиация может дополнить и даже частично заменить авиацию пилотируемую.

Более 60 процентов территорий Российской Федерации относятся к регионам Арктической зоны и Крайнего Севера, где авиация зачастую является единственным средством транспортного обеспечения. Быстро развивающаяся беспилотная авиация может дополнить и даже частично заменить авиацию пилотируемую.

В недрах Арктики находятся 20 процентов неразведанных месторождений нефти и газа. Объемы ресурсов на арктическом шельфе углеводородов варьируются по разным оценкам от 50–60 до 100 миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте.

Это площадка для создания новых отечественных технологий добычи, переработки и транспортировки углеводородов. В регионе возможно испытание инновационных «зеленых» технологий в промышленности и экономике. Постепенно Российская Арктика превращается в крупнейшую в мире экономическую зону.

Правительством приняты «Основы государственной политики в Арктике», определены национальные интересы и цели Российской Федерации в макрорегионе. 26 октября 2020 года президент РФ подписал указ «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Год спустя кабмин утвердил госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Севморпути нужна эволюция

Важными составляющими Программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ являются эволюция Северного морского пути (СМП) и обеспечение северного завоза.

В последние годы к СМП проявляют повышенный интерес международные организации и компании. Посол по особым поручениям МИДа РФ, старшее должностное лицо Арктического совета от России Николай Корчунов поясняет это следующими факторами: изменением климата, что приводит к увеличению срока навигации по СМП, проблемами в Суэцком канале и возможностью трансформации Северного морского пути в проект основного транзита грузов между Европой и Азией.

“Именно в Арктике применение дронов с новейшими системами обеспечения автономных и безопасных полетов может существенно ускорить и удешевить программы транспортного развития макрорегиона”

С развитием СМП остро стоит необходимость совершенствования всей транспортной системы региона для того, чтобы удовлетворить растущие потребности промышленности и экономики. С учетом климатических условий и географических особенностей очевидно, что комплексное решение задач, поставленных в стратегии и в госпрограмме развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), сегодня невозможно без активного применения авиации.

Полеты в Арктике сопряжены с трудностями: сложные, быстроменяющиеся погодные условия, недостаточно развитая инфраструктура обеспечения авиационной деятельности, ограниченное количество аэропортов и аэродромов, сложности в навигационно-метеорологическом сопровождении рейсов. Большинству аэродромов Крайнего Севера и Арктики требуются ремонт и реконструкция взлетных полос, замена радиотехнического оборудования, создание новых пассажирских и грузовых терминалов.

Дроны для Северного морского пути

Использование систем управления беспилотных воздушных систем (БВС) в интересах совершенствования функционирования Северного морского пути позволит значительно сократить расходы на ледовую и метеорологическую разведку при проводке караванов судов. Беспилотная авиация может стать значительным фактором развития северного пути, серьезным подспорьем для осуществления северного завоза и оперативного снабжения отдаленных поселений коренных народов Севера и вахтовых поселков промышленными и сельскохозяйственными товарами.

Например, внедрение концепции «Продвинутая аэромобильность» (Advanced Air Mobility) даст возможность судам каравана, местным администрациям и государственным службам получать оперативную двустороннюю грузопассажирскую связь с кораблями при необходимости эвакуации или доставки людей и срочных грузов.

Использование современных технологий даст дополнительную привлекательность Севморпути и региона для международного сообщества, бизнеса, инвестиционных проектов.

Комплексы всему голова

Комплексное применение БВС в регионе может дать мощный толчок социально-экономическому и инфраструктурному развитию, позволит повысить общественную и экологическую безопасность северных территорий. Будет стимулировать приток инвестиций и передовых технологий в создание компаний грузоперевозок и технического обеспечения полетов БВС, фирм по производству и ремонту беспилотных систем и систем связи, что в свою очередь позволит создать дополнительные рабочие места и улучшить демографическую ситуацию в регионе.

По мере развития централизованной инфраструктуры БВС беспилотная авиация наряду с пилотируемой сможет стать одним из важнейших звеньев транспортной сети Севера.

Именно в Арктике применение беспилотников с новейшими системами обеспечения автономных и безопасных полетов могло бы существенно ускорить, облегчить и удешевить программы транспортного развития макрорегиона. Беспилотные автоматические системы могли бы с успехом выполнять транспортно-логистические задачи без рисков, присущих пилотируемой авиации.

Создание единой технологической системы управления полетами и единого навигационно-информационного поля даст возможность использовать БВС комплексно и эффективно, дополнить и частично заменить пилотируемую авиацию.

Тормоза для рынка дронов

Сегодня основной преградой для полноценной интеграции БЛА в повседневную жизнь является отсутствие нормативно-правовых документов и федеральных авиационных правил в части, касающейся полетов и ограничения коммерческого использования БВС. Полностью запрещены автоматические полеты беспилотников, полеты вне видимости оператора, полеты над населенными пунктами, скоплением людей и так далее. Отсутствуют также проработанные решения, связанные с безопасностью полетов и взаимодействием с пилотируемой авиацией.

Одной из приоритетных задач является создание единого навигационно-информационного поля и инфраструктуры, обеспечивающей автоматическое управление БВС в регионе. Решение этих проблем позволит обеспечить аэронавигационной и метеорологической информацией все заинтересованные службы региона. В данном случае здесь, как нельзя лучше, подходят сертифицированные авиационные технологии, гарантирующие высокие показатели целостности и достоверности информации за счет дифференциальных поправок спутникового сигнала.

Четыре шага к рынку БЛА

Для успешного развития рынка беспилотной авиации и интеграции БВС в воздушное пространство страны необходимо:

  • создание и запуск инфраструктуры для системы управления полетами БВС, включая единое навигационное пространство в Арктической зоне;
  • государственно-правовое регулирование в сфере полетов БВС;
  • улучшение технологических возможностей для ключевых составляющих системы (систем навигации, связи и т. п.), улучшение технических параметров летательных аппаратов;
  • общественное принятие технологий БВС и основанных на них новых сервисов, в частности в аспектах безопасности, экологии;
  • создание экономически привлекательных условий для участников нового рынка.
  • Оптимальным решением подобных задач является создание национальной открытой технологической экосистемы, объединяющей всех участников рынка беспилотной авиации, что должно проходить при непосредственном участии государственных структур, авиационного регулятора, профильных министерств и ведомств, бизнеса, инвестиционных фондов и других заинтересованных игроков рынка.

Требуется системный интегратор

Для создания и развития беспилотной авиации в Арктическом макрорегионе необходимы системный подход и интегратор, способный на базе единой платформы объединить все заинтересованные стороны.

Учитывая международный опыт, необходимо выбрать отдельный регион или область, в котором «обкатать» технологии, технические, финансовые и организационные решения, связанные с особенностями применения БВС в арктических условиях.

Важно отметить, что единичное применение беспилотников не позволяет разрешить транспортно-логистические проблемы Арктического региона. Для широкого внедрения БВС необходимо создание системного комплекса по управлению полетами большого количества дронов в автоматическом или полуавтоматическом режиме вне пределов видимости оператора. Создание этого комплекса систем управления БВС в Арктической зоне Российской Федерации даст значительные экономические и политические преимущества и повысит авторитет страны как основного игрока в Арктическом макрорегионе.

Кроме того, современные решения в области экологии и защиты окружающей среды повысят авторитет РФ в глазах мировых общественных и экологических организаций и лишат их дополнительных аргументов для критики нашей страны.




комментарии (0):











Материалы рубрики


Моменты
Авиакомпании вынуждены работать в убыток, чтобы удержать пассажиров
Максим Талавринов
Известия
Отправить в пролет: Минтранс призвали ограничить работу двух авиакомпаний
Виталий Орлов
Военно-промышленный курьер
"Соната" для беспилотника
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Куда полетит Dark Eagle
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Пехоте — наводку: беспилотники получат целеуказание от мотострелков
Олег Поляков
EurAsia Daily
Минниханов на взлетном поле: зачем президент Татарстана стал первым лицом "Туполева"
Михаил Котов
ТАСС
Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Авиакомпании поймали радиопомехи



Антон Лавров, Анна Черепанова, Богдан Степовой
Известия
Командир Чукотки: под Анадырем возродят военную авиабазу
Дмитрий Беляев
ТАСС
Чартерный рейс к звездам. Впервые в космос отправились только туристы, кто они?
Максим Талавринов
Известия
На, летчик: авиакомпании РФ начали повышать зарплату пилотам
Сергей Машкин
Газета «Коммерсантъ»
Александр Рубцов рулил самолетами и автопарком
Ольга Коленцова
Известия
Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС
Вероника Кулакова, Максим Талавринов, Елена Балаян
Известия
Туманные обстоятельства: какие нарушения выявили у компании, выполнявшей рейс на L-410

ТАСС
Российские ученые разработали новый сверхпрочный сплав для авиапромышленности
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
Как первые русские военные летчики над кавалерией издевались
Олег Михайлов
Национальная служба новостей
Виноват автопилот или туман? L-410 продолжил тенденцию с крушением самолетов

ТАСС
Хронология катастроф самолетов L-410 в России
Антон Лавров, Анна Черепанова
Известия
Дальняя для авиации: ракете ЛМУР хотят расширить сферу применения
Максим Талавринов
Известия
Поезд оплачен: в РФ предложили реформу субсидирования авиа- и ж/д перевозок
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Дроны над Арктикой
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Крылья "Талибана"
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Несвоевременный форсаж
Олег Петров
Военно-промышленный курьер
Второе рождение "Белого лебедя"

ПолитПазл
Россия готова решить хроническую авиационную проблему
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Выше, быстрее и дальше всех: как Владимир Коккинаки ставил первые рекорды в небе
Максим Талавринов
Известия
Вам не Чита: в Госсовете указали на дискриминацию в субсидировании перелетов
Наталия Ячменникова
Российская Газета
Эксперт: Альтернативы декарбонизации гражданской авиации нет
Ольга Коленцова
Известия
Лунный некамень: из чего космонавты смогут строить здания

Ростех
Sukhoi Business Jet: деловой интерес
Максим Талавринов
Известия
Вынужденная просадка: в Росавиации заявили о нехватке денег на подготовку пилотов
Эрнест Филипповский
КоммерсантЪ
Погибшего летчика-испытателя отправили под суд
Николай Морозов
Военно-промышленный курьер
Когда русские летчики впервые в бой вступили?
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
"Метеор" на воздушном ринге

Москва FM
Эксперты установили причину крушения новейшего Ил-112В

Business FM
"Коммерсантъ": российские авиакомпании изучают возможность перехода на биотопливо
Максим Талавринов
Известия
Летать не вредно: Росавиация начала проверку безопасности всех перевозчиков
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Сдалась сама машина, а не люди
Алексей Заквасин
RT
Прямое сообщение и замена кукурузнику: каковы перспективы развития региональной авиации России
Роман Крецул, Анна Черепанова
Известия
Дрон среди ясного неба: у афганской границы учатся отражать налёты беспилотников
Константин Воронов
КоммерсантЪ
Авиатор налетел на штраф
Русский космос, Игорь Афанасьев
Роскосмос
ИСС Решетнева готовится к "Сфере"

Министерство оброны Российской Федерации
Международный военно-технический форум "АРМИЯ-2021" завершил свою работу
Екатерина Москвич
ТАСС
От создания кораблей до управления МКС. Как работает космическая корпорация "Энергия"
Наталья Пономарева 
Интерфакс
18 дней на дне
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
С чистого хвоста
Роман Крецул, Анна Черепанова, Антон Лавров
Известия
Присядут на дорогу: беспилотникам приготовят взлетно-посадочное шоссе

ТАСС
Хронология аварий и катастроф самолетов и вертолетов Минобороны в 2021 году

ТАСС
Аварии и катастрофы Су-24
Евгений Гайва
Российская Газета
Росавиация просит кабмин увеличить субсидии для перелетов на Дальний Восток

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer