Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе


12 января 2022 года Михаил Котов, ТАСС


12 января 1907 года, 115 лет назад, родился Сергей Королев, человек, который, без преувеличения, создал основу советской, а теперь и российской космонавтики. 56 лет его уже нет, а кажется, что и сейчас мало тех людей, с которыми столько дискутируют, пусть и заочно. Регулярно появляются рассуждения и обсуждения в стиле "а что бы сделал Королев" в нынешней космической ситуации, "а как бы Королев отнесся" к многоразовым ракетам, "что бы сказал Королев", узнав, что уже полвека люди не могут вновь высадиться на Луну? Почему после его ухода из жизни космическая программа замедлилась?

12 января 1907 года, 115 лет назад, родился Сергей Королев, человек, который, без преувеличения, создал основу советской, а теперь и российской космонавтики. 56 лет его уже нет, а кажется, что и сейчас мало тех людей, с которыми столько дискутируют, пусть и заочно. Регулярно появляются рассуждения и обсуждения в стиле "а что бы сделал Королев" в нынешней космической ситуации, "а как бы Королев отнесся" к многоразовым ракетам, "что бы сказал Королев", узнав, что уже полвека люди не могут вновь высадиться на Луну? Почему после его ухода из жизни космическая программа замедлилась?

Идя на риск

Гений Сергея Королева как конструктора максимально раскрылся именно в годы становления мировой космонавтики. Я твердо убежден, что если бы не он, то первые космические шаги Советского Союза совершались бы гораздо позднее и были бы они не такими уверенными. Он много рисковал, но делал это оправданно, понимая, что терять время недопустимо, что в постоянных сражениях с военной и гражданской бюрократией все же можно победить, но только опережая представления, как конкурентов, так и единомышленников внутри страны, на месяцы, а то и года.

Одним из примеров этого я считаю заблаговременные планы по выводу искусственного спутника Земли (ИСЗ) в космос при помощи ракеты Р-7. В 1955 году еще оставалось два года до испытаний этой ракеты, а Королев уже вместе с Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым описали правительству предложения о космическом и гражданском применении новой технологии. Сейчас это равносильно разве что предположениям Илона Маска об использовании еще не совершившей ни одного орбитального полета многоразовой двухступенчатой сверхтяжелой ракеты-носителя Starship в качестве посадочного лунного модуля. Но ведь сработало, хотя скепсиса в оценках предложения Королева и его команды было с избытком.

Несмотря на критическое и во многом недоверчивое отношение, он продолжал творить и руководить реализацией задумок. Первый полет человека, межпланетные зонды, изучение Венеры и Марса, посадка на Луну — Сергей Королев предлагал, пробовал и реализовывал практически все, до чего мог дотянуться. Идеи, которые казались фантастикой, через несколько лет серьезной работы обретали реальные формы — создавались космические аппараты, тестировались новые ракеты, системы жизнеобеспечения и мягкой посадки. Сейчас Королев кажется гениальным дирижером, успевающим точно в срок "взмахнуть палочкой" и дать старт новому проекту, заранее подсказать, когда нужно будет вступать очередному НИИ. Но это во многом результат редкого чутья и скрупулезной работы. Это и помогло СССР установить столько рекордов: первый спутник; первый человек в космосе; первый выход человека в открытый космос; первый космический аппарат, который долетел до Луны; первая фотография обратной стороны Луны; первая мягкая посадка на Луне. Все это предложения и мечты Сергея Королева, реализованные в железе.

История о твердой Луне

При этом, реализуя любое, даже самое фантастическое начинание, Королев всегда брал все риски и возможные проблемы на себя. Одним из самых характерных эпизодов в этом ключе была ситуация с проектом о посадке на Луну. В 1964 году, во время технического обсуждения будущего советского лунного спускаемого аппарата ЛК, главной проблемой было непонимание ученых и конструкторов, на что похожа лунная поверхность.

Среди множества версий выделялись две: Луна — это практически пылевой океан, в котором любой посадочный модуль может попросту утонуть, или лунная поверхность твердая и лишь присыпана мелкодисперсной пылью. Соответственно, в зависимости от того, какая у Луны поверхность, нужно было создавать совершенно разные космические аппараты.

Во время совещания никто не мог поручиться ни за один из вариантов и принять окончательное решение. Тогда ответственность взял на себя Сергей Королев и написал от руки карандашом на листке бумаги некую справку: "Посадку ЛК следует рассчитывать на достаточно твердый грунт типа пемзы". Так поверхность Луны стали считать твердой, и аппарат разрабатывался согласно этой гипотезе, хотя четырехлепестковая автоматическая межпланетная станция (АМС) "Луна-9" по программе "Е-6" во многом и отображала характеристики "пылевой" гипотезы. 31 января 1966 года космический аппарат "Луна-9" (Е-6М №202) совершил мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь и прислал фотографии местных панорам.

Правда, есть мнение, что эта история о создании конструкции для межпланетной станции серии "Е-6" всего лишь легенда, а аппарат к тому времени уже летал (в советской историографии ЛК был секретным). 

До документального подтверждения своей "справки" Сергей Королев, увы, не дожил всего две недели. Он не узнал, как завершился проект, за который поручился. Согласно медицинскому заключению, смерть наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда) спустя 30 минут после окончания операции по удалению опухоли.    

История не терпит сослагательного наклонения, и мы так никогда и не узнаем, к чему бы пришла космонавтика, будь линия жизни Сергея Королева длиннее, смог бы СССР первым высадить космонавта на Луну, осуществлялись бы эти полеты сейчас на постоянной основе... Но, думаю, все получится, хоть и не так быстро, как бы нам хотелось, ведь, как сказал Королев: "Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!"




комментарии (0):











Материалы рубрики

Иван Богатырев
ФедералПресс
Малая авиация в России: взлетит ли "Байкал" в небо?
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
Трафик работы: "Аэрофлот" и S7 вышли на рекордные перевозки в России
Артём Кореняко
РБК
Крупнейшая грузовая авиагруппа России сократит почти всех пилотов Boeing
Александр Астахов
Business FM
Reuters: российские авиакомпании разбирают борты на запчасти. Останется ли страна без самолетов?

Business FM
Nordwind недополучит 5 млрд рублей господдержки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
NordWind налетел на деньги
Ольга Коленцова
Известия
Жар не сломит: создан материал для космических самолетов будущего

Ростех
Космический "Ил"



Анастасия Львова
Известия
Воздушная подмога: в России могут обнулить региональные налоги на самолеты
Валерий Кодачигов
Известия
По доле случая: российское госпредприятие может стать акционером OneWeb

Business FM
Санкционное смягчение: Великобритания отменила запрет на страхование и перестрахование транспорта из России

Комсомольская правда
Эксперт рассказал, чем интересна "авиасделка" Ирана и России
Михаил Котов
Известия
Если очень захотеть: какой будет российская космонавтика после выхода из проекта МКС
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Аэропорт не делится по-братски
Сергей Калашников, Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Нелетная конъюнктура
Кристина Федичкина
Коммерсантъ
«Самолет Судного дня» приземлил в колонии
Анастасия Львова
Известия
Если на то пошлины: в РФ могут отменить льготы для авиации и авиапрома
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
От общего к запчастному
Ольга Божьева
МК
Снятие ЕС ограничений с российской авиаотрасли стало маленькой победой
Владислав Викторов
Радио «Ъ FM»
Авиации дали немного свободы
Аглая Сидорова
Коммерсантъ
Лизинг не в пролете
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Авиакомпаниям напомнили о родине
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Boeing в облет России
Максим Талавринов, Анастасия Львова
Известия
По осени рассчитают: в РФ появится рейтинг пунктуальности авиакомпаний

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор в вертолетостроении
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК закупит дроны на 5,5 млрд для новой авиакомпании

Report
Эксперт о причинах глобального авиакризиса

Роскосмос
1096 дней в космосе: результаты трёх лет работы астрофизической обсерватории "Спектр-РГ"

Ростех
Су-27: пять фактов об истребителе

Business FM
"Очень конкурентоспособная машина": российский МС-21 заменит Boeing и Airbus
Илья Вайсберг
АвиаСоюз
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Ростех
Ми-12: рекордсмен в тяжелом весе
Елена Гончарова
Вести
Строить долго, содержать дорого. Почему власти не дали денег на выпуск воронежских самолётов

Ростех
"Авиалесоохрана": почти век на страже леса
Артём Кореняко, Полина Химшиашвили
РБК
Сотрудники "Аэрофлота" пожаловались на реформу техобслуживания самолетов
Роман Солдатов, Ирина Чефанова
Известия
Жесткая посадка: топ-менеджеры "Аэрофлота" могут получить до 10 лет
Александр Зосимов
Вечерняя Москва
Полеты сквозь мрачные санкционные тучи: что ждет российскую авиацию
Аврусин Роман
Обозрение
В Самаре готовятся  развернуть выпуск новых авиалайнеров
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткое приземление: эпоха дешевой авиации в мире заканчивается
Анастасия Платонова
Известия
Прямая зависимость: туристы ждут открытия рейсов в Азию без пересадок
Дмитрий Корнев
Известия
Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS

Ростех
Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет

НТВ
Титановая зависимость: Boeing и Airbus для производства самолетов необходим металл из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Приграничное расстройство
Артём Кореняко
РБК
ГТЛК заявила о риске срыва поставок самолетов для авиакомпании "Аврора"

Ростех
Профессии Ростеха: инженер-конструктор авиадвигателей
Артём Кореняко
РБК
На спутники по контролю за погодой в Арктике потребуется почти 45 млрд
Александр Тимохин
Взгляд
Какие беспилотники нужны ВМФ России
Даниил Бабкин
КоммерсантЪ
Duty free открывает двери

Известия
Авиаэксперт сравнил характеристики МС-21 с Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer