Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе


12 января 2022 года Михаил Котов, ТАСС


12 января 1907 года, 115 лет назад, родился Сергей Королев, человек, который, без преувеличения, создал основу советской, а теперь и российской космонавтики. 56 лет его уже нет, а кажется, что и сейчас мало тех людей, с которыми столько дискутируют, пусть и заочно. Регулярно появляются рассуждения и обсуждения в стиле "а что бы сделал Королев" в нынешней космической ситуации, "а как бы Королев отнесся" к многоразовым ракетам, "что бы сказал Королев", узнав, что уже полвека люди не могут вновь высадиться на Луну? Почему после его ухода из жизни космическая программа замедлилась?

12 января 1907 года, 115 лет назад, родился Сергей Королев, человек, который, без преувеличения, создал основу советской, а теперь и российской космонавтики. 56 лет его уже нет, а кажется, что и сейчас мало тех людей, с которыми столько дискутируют, пусть и заочно. Регулярно появляются рассуждения и обсуждения в стиле "а что бы сделал Королев" в нынешней космической ситуации, "а как бы Королев отнесся" к многоразовым ракетам, "что бы сказал Королев", узнав, что уже полвека люди не могут вновь высадиться на Луну? Почему после его ухода из жизни космическая программа замедлилась?

Идя на риск

Гений Сергея Королева как конструктора максимально раскрылся именно в годы становления мировой космонавтики. Я твердо убежден, что если бы не он, то первые космические шаги Советского Союза совершались бы гораздо позднее и были бы они не такими уверенными. Он много рисковал, но делал это оправданно, понимая, что терять время недопустимо, что в постоянных сражениях с военной и гражданской бюрократией все же можно победить, но только опережая представления, как конкурентов, так и единомышленников внутри страны, на месяцы, а то и года.

Одним из примеров этого я считаю заблаговременные планы по выводу искусственного спутника Земли (ИСЗ) в космос при помощи ракеты Р-7. В 1955 году еще оставалось два года до испытаний этой ракеты, а Королев уже вместе с Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым описали правительству предложения о космическом и гражданском применении новой технологии. Сейчас это равносильно разве что предположениям Илона Маска об использовании еще не совершившей ни одного орбитального полета многоразовой двухступенчатой сверхтяжелой ракеты-носителя Starship в качестве посадочного лунного модуля. Но ведь сработало, хотя скепсиса в оценках предложения Королева и его команды было с избытком.

Несмотря на критическое и во многом недоверчивое отношение, он продолжал творить и руководить реализацией задумок. Первый полет человека, межпланетные зонды, изучение Венеры и Марса, посадка на Луну — Сергей Королев предлагал, пробовал и реализовывал практически все, до чего мог дотянуться. Идеи, которые казались фантастикой, через несколько лет серьезной работы обретали реальные формы — создавались космические аппараты, тестировались новые ракеты, системы жизнеобеспечения и мягкой посадки. Сейчас Королев кажется гениальным дирижером, успевающим точно в срок "взмахнуть палочкой" и дать старт новому проекту, заранее подсказать, когда нужно будет вступать очередному НИИ. Но это во многом результат редкого чутья и скрупулезной работы. Это и помогло СССР установить столько рекордов: первый спутник; первый человек в космосе; первый выход человека в открытый космос; первый космический аппарат, который долетел до Луны; первая фотография обратной стороны Луны; первая мягкая посадка на Луне. Все это предложения и мечты Сергея Королева, реализованные в железе.

История о твердой Луне

При этом, реализуя любое, даже самое фантастическое начинание, Королев всегда брал все риски и возможные проблемы на себя. Одним из самых характерных эпизодов в этом ключе была ситуация с проектом о посадке на Луну. В 1964 году, во время технического обсуждения будущего советского лунного спускаемого аппарата ЛК, главной проблемой было непонимание ученых и конструкторов, на что похожа лунная поверхность.

Среди множества версий выделялись две: Луна — это практически пылевой океан, в котором любой посадочный модуль может попросту утонуть, или лунная поверхность твердая и лишь присыпана мелкодисперсной пылью. Соответственно, в зависимости от того, какая у Луны поверхность, нужно было создавать совершенно разные космические аппараты.

Во время совещания никто не мог поручиться ни за один из вариантов и принять окончательное решение. Тогда ответственность взял на себя Сергей Королев и написал от руки карандашом на листке бумаги некую справку: "Посадку ЛК следует рассчитывать на достаточно твердый грунт типа пемзы". Так поверхность Луны стали считать твердой, и аппарат разрабатывался согласно этой гипотезе, хотя четырехлепестковая автоматическая межпланетная станция (АМС) "Луна-9" по программе "Е-6" во многом и отображала характеристики "пылевой" гипотезы. 31 января 1966 года космический аппарат "Луна-9" (Е-6М №202) совершил мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь и прислал фотографии местных панорам.

Правда, есть мнение, что эта история о создании конструкции для межпланетной станции серии "Е-6" всего лишь легенда, а аппарат к тому времени уже летал (в советской историографии ЛК был секретным). 

До документального подтверждения своей "справки" Сергей Королев, увы, не дожил всего две недели. Он не узнал, как завершился проект, за который поручился. Согласно медицинскому заключению, смерть наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда) спустя 30 минут после окончания операции по удалению опухоли.    

История не терпит сослагательного наклонения, и мы так никогда и не узнаем, к чему бы пришла космонавтика, будь линия жизни Сергея Королева длиннее, смог бы СССР первым высадить космонавта на Луну, осуществлялись бы эти полеты сейчас на постоянной основе... Но, думаю, все получится, хоть и не так быстро, как бы нам хотелось, ведь, как сказал Королев: "Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!"




комментарии (0):











Материалы рубрики

Роман Кильдюшкин
Известия
Полет нормативный: правила нанесения номеров на дроны заработают в сентябре
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Германию подставляют за ее же деньги
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Игрушки за два миллиарда
Александр Широкорад
Военно-промышленный курьер
Бе-10 в роли хозяина океанов
Максим Талавринов
Известия
Минутное дело: выплаты за задержки рейсов хотят сделать автоматическими
Александр Тимохин
Взгляд
Морскую авиацию ВМФ срочно усиливают и обновляют
Василиса Андреева, Максим Зинкин
360
Россиянам объяснили, как сети 5G могут повлиять на безопасность полета на самолете

Радио Sputnik
Авиакомпании изучат влияние 5G на самолеты




Москва FM
Росавиация призвала перевозчиков изучить влияние 5G на самолеты

Информационное Агентство «Хакасия»
Мишустин запустил создание российского конкурента Boeing
Артём Кореняко
РБК
«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров

Эксперт
«Байкал» идет на взлет
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Самолеты оперативного реагирования: как за сутки развернуть ударную армию
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Ставка на истребители
Владимир Ераносян
Военно-промышленный курьер
«Утята» летят на север
Максим Талавринов, Вера Кузьмина, Ирина Цырулева
Известия
Пробковый спор: авиаколлапс в Нижнем Новгороде обернулся пятью делами
Ирина Альшаева
Газета.ru
«Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35»
Дмитрий Петроченко
Forbes
Почему вырос спрос на частные самолеты и как это изменит рынок авиаперевозок

Ростех
Ка-62: из военных в гражданские
Михаил Котов
Известия
Степной полк: почему России по-прежнему не обойтись без Байконура
Максим Талавринов, Вероника Кулакова
Известия
Бес опозданий: в России удвоилось число задержанных авиарейсов
Михаил Короткевич
АвиаСоюз
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
Вероника Ваганова, Татьяна Леонтьева
Бизнес ONLINE
«После полета на «Победе» хочется отмыться»: как Ирада Аюпова билась с лоукостером
Иван Афанасьев
Вгудок
Авиаперевозки облетели РЖД
Арсений Замостьянов
Известия
Тот, кто делал ракеты: каким был первый главный конструктор космических кораблей
Михаил Котов
ТАСС
Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе
Максим Талавринов
Известия
Не на высоте: авиадиспетчеры сообщили об угрозе безопасности полетов из-за сокращений
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Кинжал» в ножнах: для гиперзвуковых ракет готовят инфраструктуру
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Свободный пилот: Минобороны приняло программу развития ударных дронов
Александр Тимохин
Взгляд
Тысячи беспилотников изменят облик российской армии
Константин Липавский
ПолитРоссия
Первый полностью украинский самолет оказался наполовину состоящим из российских комплектующих
Михаил Кувырко
Взгляд
Крупнейший проект решит хроническую проблему Дальнего Востока
Анастасия Платонова, Мария Перевощикова, Ирина Цырулева, Максим Талавринов, Валерий Кодачигов
Известия
Табло невылета: что происходит в аэропортах из-за беспорядков в Казахстане
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
Об актуальных вопросах развития беспилотной авиации в Российской Федерации
Максим Борисов
Газета.ru
«Они нас превзойдут»: китайский спутник назвали кошмаром для США
Роман Крецул, Антон Лавров
Известия
Авиа толк: оборону Калининграда усилят морскими «Супер-Сухими»
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Первым делом вертолеты
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
«Ахиллесова пята» истребителя И-15 и способ ее защиты
Дмитрий Хоанг
Военно-промышленный курьер
«Барсук» вооружен и опасен
Виталий Виконт
Военно-промышленный курьер
Ты наш шедевральный
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
«Рафали» полетят в Эмираты
Федор Булашов
MK.ru
Эксперт подвел итоги неудачного для российской авиации года: «Человеческие ошибки»
Александр Нерадько
АвиаСоюз
Качество подготовки авиаспециалистов – основа обеспечения безопасности полетов и развития отрасли
Ольга Коленцова
Известия
Отходы отсюда: космический мусор уберёт с орбиты российский спутник-буксир

Business FM
МС-21 с крылом из российских композитов совершил первый полет
Андрей Резчиков
Взгляд
Уникальное крыло выводит Россию из-под давления Запада
Максим Талавринов
Известия
Отлетные цены: авиакомпании могут отказаться от повышения тарифов в 2022 году
Ольга Коленцова
Известия
Эпоха возрождения: 2021 год стал прорывным для российского космоса
Евгений Гайва
Российская Газета
Появилась еще одна причина для роста цен на авиабилеты
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Наш ответ американским стратегам: почему Ту-160 остается уникальным боевым самолетом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer