Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе


12 января 2022 года Михаил Котов, ТАСС


12 января 1907 года, 115 лет назад, родился Сергей Королев, человек, который, без преувеличения, создал основу советской, а теперь и российской космонавтики. 56 лет его уже нет, а кажется, что и сейчас мало тех людей, с которыми столько дискутируют, пусть и заочно. Регулярно появляются рассуждения и обсуждения в стиле "а что бы сделал Королев" в нынешней космической ситуации, "а как бы Королев отнесся" к многоразовым ракетам, "что бы сказал Королев", узнав, что уже полвека люди не могут вновь высадиться на Луну? Почему после его ухода из жизни космическая программа замедлилась?

12 января 1907 года, 115 лет назад, родился Сергей Королев, человек, который, без преувеличения, создал основу советской, а теперь и российской космонавтики. 56 лет его уже нет, а кажется, что и сейчас мало тех людей, с которыми столько дискутируют, пусть и заочно. Регулярно появляются рассуждения и обсуждения в стиле "а что бы сделал Королев" в нынешней космической ситуации, "а как бы Королев отнесся" к многоразовым ракетам, "что бы сказал Королев", узнав, что уже полвека люди не могут вновь высадиться на Луну? Почему после его ухода из жизни космическая программа замедлилась?

Идя на риск

Гений Сергея Королева как конструктора максимально раскрылся именно в годы становления мировой космонавтики. Я твердо убежден, что если бы не он, то первые космические шаги Советского Союза совершались бы гораздо позднее и были бы они не такими уверенными. Он много рисковал, но делал это оправданно, понимая, что терять время недопустимо, что в постоянных сражениях с военной и гражданской бюрократией все же можно победить, но только опережая представления, как конкурентов, так и единомышленников внутри страны, на месяцы, а то и года.

Одним из примеров этого я считаю заблаговременные планы по выводу искусственного спутника Земли (ИСЗ) в космос при помощи ракеты Р-7. В 1955 году еще оставалось два года до испытаний этой ракеты, а Королев уже вместе с Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым описали правительству предложения о космическом и гражданском применении новой технологии. Сейчас это равносильно разве что предположениям Илона Маска об использовании еще не совершившей ни одного орбитального полета многоразовой двухступенчатой сверхтяжелой ракеты-носителя Starship в качестве посадочного лунного модуля. Но ведь сработало, хотя скепсиса в оценках предложения Королева и его команды было с избытком.

Несмотря на критическое и во многом недоверчивое отношение, он продолжал творить и руководить реализацией задумок. Первый полет человека, межпланетные зонды, изучение Венеры и Марса, посадка на Луну — Сергей Королев предлагал, пробовал и реализовывал практически все, до чего мог дотянуться. Идеи, которые казались фантастикой, через несколько лет серьезной работы обретали реальные формы — создавались космические аппараты, тестировались новые ракеты, системы жизнеобеспечения и мягкой посадки. Сейчас Королев кажется гениальным дирижером, успевающим точно в срок "взмахнуть палочкой" и дать старт новому проекту, заранее подсказать, когда нужно будет вступать очередному НИИ. Но это во многом результат редкого чутья и скрупулезной работы. Это и помогло СССР установить столько рекордов: первый спутник; первый человек в космосе; первый выход человека в открытый космос; первый космический аппарат, который долетел до Луны; первая фотография обратной стороны Луны; первая мягкая посадка на Луне. Все это предложения и мечты Сергея Королева, реализованные в железе.

История о твердой Луне

При этом, реализуя любое, даже самое фантастическое начинание, Королев всегда брал все риски и возможные проблемы на себя. Одним из самых характерных эпизодов в этом ключе была ситуация с проектом о посадке на Луну. В 1964 году, во время технического обсуждения будущего советского лунного спускаемого аппарата ЛК, главной проблемой было непонимание ученых и конструкторов, на что похожа лунная поверхность.

Среди множества версий выделялись две: Луна — это практически пылевой океан, в котором любой посадочный модуль может попросту утонуть, или лунная поверхность твердая и лишь присыпана мелкодисперсной пылью. Соответственно, в зависимости от того, какая у Луны поверхность, нужно было создавать совершенно разные космические аппараты.

Во время совещания никто не мог поручиться ни за один из вариантов и принять окончательное решение. Тогда ответственность взял на себя Сергей Королев и написал от руки карандашом на листке бумаги некую справку: "Посадку ЛК следует рассчитывать на достаточно твердый грунт типа пемзы". Так поверхность Луны стали считать твердой, и аппарат разрабатывался согласно этой гипотезе, хотя четырехлепестковая автоматическая межпланетная станция (АМС) "Луна-9" по программе "Е-6" во многом и отображала характеристики "пылевой" гипотезы. 31 января 1966 года космический аппарат "Луна-9" (Е-6М №202) совершил мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь и прислал фотографии местных панорам.

Правда, есть мнение, что эта история о создании конструкции для межпланетной станции серии "Е-6" всего лишь легенда, а аппарат к тому времени уже летал (в советской историографии ЛК был секретным). 

До документального подтверждения своей "справки" Сергей Королев, увы, не дожил всего две недели. Он не узнал, как завершился проект, за который поручился. Согласно медицинскому заключению, смерть наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда) спустя 30 минут после окончания операции по удалению опухоли.    

История не терпит сослагательного наклонения, и мы так никогда и не узнаем, к чему бы пришла космонавтика, будь линия жизни Сергея Королева длиннее, смог бы СССР первым высадить космонавта на Луну, осуществлялись бы эти полеты сейчас на постоянной основе... Но, думаю, все получится, хоть и не так быстро, как бы нам хотелось, ведь, как сказал Королев: "Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!"




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer