Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ка-62: из военных в гражданские


17 января 2022 года Ростех


Ростех готовится к запуску серийного производства многоцелевых вертолетов Ка-62. В ноябре прошедшего года машина завершила большой этап своей истории − получила сертификат типа, а в 2022 году уже планируются первые поставки Ка-62 заказчикам. В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Однако когда-то история Ка-62 началась с разработки армейского вертолета. О том, какая машина стала военным прототипом Ка-62, как создавался вертолет и какие его ждут перспективы – в нашем материале.

Ростех готовится к запуску серийного производства многоцелевых вертолетов Ка-62. В ноябре прошедшего года машина завершила большой этап своей истории − получила сертификат типа, а в 2022 году уже планируются первые поставки Ка-62 заказчикам.

В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Однако когда-то история Ка-62 началась с разработки армейского вертолета. О том, какая машина стала военным прототипом Ка-62, как создавался вертолет и какие его ждут перспективы – в нашем материале.

Влететь в свободную нишу

Предыстория появления Ка-62 началась в 1981 году, когда ОКБ Камова получило задание разработать новый вертолет для армейской авиации. Функции будущей машины постепенно расширялись: от разведки и целеуказания до борьбы с бронированной техникой и перевозки небольших групп бойцов. При этом вертолет, получивший сначала код В-60, а затем К-60, должен была развивать скорость до 320 км/ч. Для достижения указанных характеристик камовцы впервые изменили традиционной для них соосной винтовой схеме в пользу классической одиночной.

Новый вертолет был призван занять нишу между распространенным тогда Ми-8 и более легкими вертолетами. К концу 1980-х годов многоцелевой Ми-4, перевозивший грузы массой около 2 тонн, устарел и повсеместно подвергался списанию, а Ми-8 для этих целей использовать было не целесообразно.  

В течение нескольких лет ТЗ на вертолет менялось, Ка-60 много раз дорабатывался, развивались различные спецификации машины, при этом в работе применялись самые современные на тот момент технологии и материалы. К началу 1990-х годов в связи с ситуацией в стране поток госфинансирования конструкторских работ практически прекратился. Чтобы как-то продержаться на плаву, ОКБ Камова принимает решение в инициативном порядке создать гражданскую версию Ка-60 под кодом Ка-62.

В 1991 году макет нового вертолета демонстрируется на первом международном авиасалоне в Москве. Ка-62 сохранил аэродинамическую модель и конструктивные особенности военного собрата. Впервые в российском вертолетостроении в нем были применены ЖК-дисплеи в кабине, также были увеличены показатели комфорта и безопасности. Макет в пассажирском и грузовом исполнении демонстрировался на всех возможных выставках, налаживались контакты с зарубежными производителями комплектующих и будущими заказчиками. Однако проблемы с финансированием не позволили проекту реализоваться в полной мере, и он фактически был заморожен. Военный Ка-60 продолжал разрабатываться параллельно и даже совершил в 1997 году первый полет, но тоже так и не был доведен до серийного производства.

Возрождение на новом витке

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Премьера обновленного макета состоялась на HelliRussia-2012. Основные перемены затронули шасси и моторный отсек − вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину были установлены французские Turbomeca Ardiden 3G.

Многоцелевой Ka-62 спроектирован с применением последних мировых достижений авиационной промышленности и отвечает российским и международным нормам летной годности. Он может применяться в пассажирском, грузопассажирском и грузовом варианте, перевозя до 15 пассажиров или 2 тонны груза в кабине либо 2,5 тонны на внешней подвеске.

В Ка-62 сохранилась одна из ярких деталей военной версии – хвостовой винт закрытой схемы типа «финестрон». Винт закрыт в килевой кожух, что делает его более безопасным для людей и лучше защищенным от повреждений. При меньшем диаметре винт-финестрон вращается быстрее и вызывает меньше вибраций.

Вертолет может применяться в максимально широком диапазоне климатических и географических условий, при температурах от -50 до +50 градусов по Цельсию. Ка-62 способен осуществлять полеты в сложных погодных условиях и в условиях обледенения, возможна эксплуатация вертолета с базовых аэродромов, нефтяных платформ, неподготовленных грунтовых площадок. Есть планы по созданию военной версии.

Вертолет отличается высокой крейсерской скоростью (290 км/ч) и высокой долей композитов в конструкции, которая составляет до 50%. Ка-62 оснащен колесным шасси повышенной энергоемкости, имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров.

Кроме того, Ка-62 оснащен современным комплексом авионики – новейшая система управления общевертолетным оборудованием позволила снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить ее обслуживание.

Первый «безбумажный» двигатель

Как уже говорилось выше, первые серийные модели Ка-62 будут оснащаться иностранными двигателями. Однако работа над российским аналогом уже идет − в рамках импортозамещения Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха создает вертолетный двигатель ВК-1600В, который будет устанавливаться на Ка-62 и другие машины взлетной массой 5-8 тонн. Новый двигатель создается максимально схожим с текущим, чтобы облегчить будущий переход и ускорить сертификацию.   

Это первый в отечественной истории авиадвигатель, спроектированный исключительно с применением 3D-моделирования. При этом вся конструкторская документация для него выпущена в электронном виде. Цифровизация процессов уже ускорила и упростила многие этапы работы над силовой установкой и в будущем позволит более эффективно развивать и поддерживать проект.

Ростех представит на МАКС-2021 двигатель-демонстратор ВК-1600В Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация
Еще одной особенностью будущего двигателя станет то, что детали для него будут изготавливаться методом 3D-печати. Соответствующее оборудование уже установлено в Центре аддитивных технологий Ростеха. В демонстраторе ВК-1600В до 70% литых деталей заменено на детали, «выращенные» на 3D-принтере.

Первый двигатель-демонстратор ВК-1600В, созданный санкт-петербургским «ОДК-Климов», был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2021, после чего он отправился на первые испытания. Сертификат типа для двигателя планируется получить в 2023 году, а в 2024 году запустить серийное производство.

Многоцелевые перспективы

На данный момент построено три опытных Ка-62, которые проходят испытания и сертификацию. Они собраны Арсеньевской авиационной компанией «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в Приморском крае. Там же организуется серийное производство, для которого на заводе уже заложен первый фюзеляж. Выпуск Ка-62 является одним из ключевых проектов в развитии Приморья − власти рассчитывают на помощь нового вертолета в решении транспортных проблем региона.

Производственные мощности «Прогресса» рассчитаны на выпуск до 45 вертолетов в год, как военных, так и гражданских. Одним из первых эксплуатантов Ка-62 может стать авиаперевозчик «КрасАвиа», работающий в Сибири и на Дальнем Востоке – соглашение о соответствующих намерениях было подписано на HeliRussia 2021. 

30 ноября прошлого года Росавиация выдала сертификат типа для Ка-62, позволяющий начать поставки вертолета на российский рынок. Полномасштабное серийное производство и первые поставки заказчикам запланированы на 2022 год. Следующий шаг − сертификация по европейским нормам летной годности в EASA. В дальнейшем «Вертолеты России» планируют расширять возможности Ка-62 за счет сертификации дополнительного оборудования, например, внешней подвески или медицинского модуля.

Для запуска серийного производства «Новикомбанк» − опорный банк Ростеха – оказывает арсеньевскому предприятию поддержку на сумму до 10 млдр руб. По оценкам экспертов, потребность рынка в Ка-62 на ближайшие 9-10 лет – 260 машин. Вертолет будет интересен широкому кругу заказчиков в России и за рубежом и сможет занять нишу между Ми-8 и легкими Ка-226 и «Ансат».  




комментарии (0):











Материалы рубрики

Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Аэропорты теряют рамки
Сабина Адлейба
КоммерсантЪ
Планы повисли в воздухе
Мария Колобова, Наталья Ильина
Известия
"Мир", тур, май: Turkish Airlines перестали принимать к оплате нацкарты
Николай Таликов
АвиаСоюз
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Александр Воинков
Октагон
В Минэнерго предложили урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анастасия Львова, Валерий Воронов
Известия
Керосинее небо: Минэнерго хочет урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анатолий Глянцев
Forbes
Из космоса на вертолете: что означает новый успех компании Rocket Lab
Артём Кореняко
РБК
"Аврора" столкнулась с нехваткой самолетов для полетов на Дальнем Востоке



Анастасия Львова
Известия
Билет нормальный: S7 Airlines перейдет на российскую систему бронирования
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Редкие птицы: 9 мая над столицей покажут необычные образцы авиатехники

Business FM
Ажиотажный спрос: "Аэрофлот" возобновит регулярные рейсы в Анталью и Стамбул из Москвы
Анастасия Львова, Вера Кузьмина
Известия
Тур де май: число рейсов Turkish Airlines в РФ попросили увеличить
Артём Кореняко
РБК
Профсоюз предупредил о риске увольнения 50 пилотов Superjet
Александр Книвель
АвиаСоюз
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Минтранс разработал стратегию авиаотрасли до 2030 года
Дмитрий Алексеев
Известия
Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина

De facto
Эксперт прогнозирует возможность ухода авиаперевозчиков зарубежных рейсов из Воронежа
Елена Аракелян
Комсомольская правда
Самолеты под санкциями: Как теперь будем летать по России и за границу, что будет с ценами и безопасностью

Известия
Авиаэксперт рассказал о способах помочь персоналу аэропортов в режиме простоя
Анастасия Львова
Известия
Крылатые качели: S7 и "Победа" обошли "Аэрофлот" по пассажиропотоку
Анастасия Львова
Известия
Такой простой: Внуково вслед за Шереметьево перевел сотрудников на новый график

Известия
Авиаэксперт назвал истерикой решение США понизить рейтинг безопасности полетов РФ
Екатерина Андронова, Наза Салех Захи
360
Россиянам объяснили, почему GPS в стране отключить невозможно
Максим Талавринов
Известия
ГЛОНАСС не догонят: Росавиация готовит авиакомпании к полетам без GPS
Наталья Дембинская
РИА Новости
Не остаться в пролете. Что ждет Airbus без поставок титана из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
По "Ту" сторону джетов
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96
Андрей Жвирблис
Business FM
В России хотят производить детали для Boeing и Airbus. Но сделать это будет непросто

ЯСИА
В Совете Федерации предложили реанимировать отечественные воздушные суда, находящиеся на хранении
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ
Анастасия Львова
Известия
По нашей запчасти: в РФ задумались над выпуском деталей для иностранных лайнеров
Ирина Гусева
СвободнаяПресса
Лето, самолёт, санкции: Как авиакомпании РФ полетят в высокий сезон?

Business FM
Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100
Анастасия Львова
Известия
Рейс поддержан: 246 авиамаршрутов за границу запустят через Сочи
Александр Воинков
Октагон
Эксперты: принятые поправки к санкциям ЕС о выкупе самолётов по закону дают возможность летать за рубеж

Национальная служба новостей
"Могут выкупить": Авиаэксперт нашел лазейку по лизингу иностранных самолетов в России
Яна Соловьева
Московская газета
Что будет делать Россия, когда сломается последний импортный самолет

Национальная служба новостей
Авиаэксперт: полеты в Европу не будут возобновлены даже после завершения спецоперации

Национальная служба новостей
Главный редактор Avia.ru: российское авиастроение восстанавливается уже 10-15 лет
Анастасия Белихова
Национальная служба новостей
«Безопасные и прекрасные»: Авиаэксперт заявил о переходе России на отечественные самолеты к 2030 году

Business FM
Покупка и лизинг самолетов будут осуществляться за рубли
Ольга Коленцова
Известия
Крылья с ответом: разработка российских ученых сделает "Суперджеты" безопаснее
Михаил Котов
Взгляд
Россия создает новые двигатели для перемещения в космосе
Дарья Ефимова
Ямал-Медиа
Почему новые правила Минтранса против авиадебоширов невозможно выполнить — мнение эксперта
Анастасия Львова
Известия
Избирательное правило: бизнес попросил изменить контроль за авиадебоширами
Валентина Родионова
Ридус
Авиаэксперт Гусаров объяснил последствия включения 21 авиакомпании РФ в черный список ЕС
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия готовится летать только на отечественных самолетах
Эльнар Байназаров
Известия
Приближенный Восток: Саудовская Аравия запустит прямые рейсы с РФ
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Бизнесу не хватает полета

Комсомольская правда
Эксперт призвал не сжигать мосты с западными авиакомпаниями

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer