Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35»


18 января 2022 года Ирина Альшаева, Газета.ru


Американские истребители-невидимки пятого поколения F-35 продолжают привлекать к себе внимание на фоне происходящих с ними инцидентов. «Газета.Ru» разбиралась, за что критикуют F-35, а за что хвалят.

Американские истребители-невидимки пятого поколения F-35 продолжают привлекать к себе внимание на фоне происходящих с ними инцидентов. «Газета.Ru» разбиралась, за что критикуют F-35, а за что хвалят.

Первый блин комом

В ноябре 2021 года F-35 Королевского военно-морского флота Великобритании затонул в Средиземном море. Пилот успел катапультироваться и был доставлен на британский авианосец Queen Elizabeth. Согласно выводам британской следственной комиссии, которые были опубликованы 16 января, причиной аварии стало попадание в воздухозаборник самолета полиэтиленового дождевика одного из военнослужащих — членов экипажа. Дождевик ранее был сорван с военнослужащего сильным ветром во время подготовки к взлету.

В начале января пилот из Южной Кореи посадил F-35 на фюзеляж, так как у истребителя не вышли сразу все стойки шасси. Сеул приостановил полеты всех имеющихся F-35 до выяснения причин, спровоцировавших экстренную ситуацию.

На днях сразу несколько китайских СМИ опубликовали снимки американских истребителей палубной авиации F-35С со следами коррозии. Не сообщается, когда и где были сделаны эти фотографии, но на снимках, по мнению авторов, самолеты одного из авианосцев ВМС США. На их фюзеляжах видны ржавые разводы.

В марте прошлого года американское издание Forbes сообщило, что спустя 20 лет разработки F-35 руководство ВВС США признало, что этот самолет слишком дорог и ненадежен для службы. «F-35 остается во всех смыслах не более чем дорогим прототипом, запущенным в массовое производство», – приводит издание слова сотрудника правительственного проекта по надзору Дэн Грейзер на основании последнего отчета Минобороны США.

«Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35 тогда, когда он стал массовым самолетом. Им в оправдание можно сказать, что F-35 стал первой попыткой создать массовый истребитель пятого поколения. Это их главный плюс, а первый блин всегда комом», – рассказал «Газете.Ru» генерал-майор ВВС в отставке, бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Владимир Попов.

Он отметил, что США стали первыми и в воплощении на этих самолетах массовой технологии снижения радиолокационной заметности. «Чисто технологически и оперативно-тактически F-35 планировался и был создан как самолет-невидимка. Это тоже новое направление технологического строительства современных боевых самолетов», – сказал Попов.

По его словам, США позиционируют F-35 в первую очередь именно как самолет-невидимку. На второе место они ставят его боевые возможности и только на третье – маневренность. «В этом отличие от российских требований к самолету пятого поколения – в нем мы ставим на первое место высокую степень маневренности, на второе – боевой потенциал, а малую радиолокационную заметность – только на третье. При этом российские истребители четвертого поколения Су-27 и МиГ-29 оказались сопоставимы с самолетами пятого поколения США F-22 и F-35 », – сказал эксперт.

По мнению Попова, наибольшая проблема F-35 в том, что он оказался самым дорогим самолетом в истории развития истребительной авиации.

По подсчетам американского издания The Fiscal Times, полная стоимость создания и обслуживания каждого F-35 за все планируемое время эксплуатации составит $670 млн. «Поэтому шлейф негатива за этим самолетом и последовал. Не потому что он в техническом отношении не отвечает требованиям самолета пятого поколения, а по той причине, что его невероятная дороговизна подавляла инициативу его широкого применения»,

- сказал Попов.

В то же время, по мнению эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Александра Ермакова, F-35 получился таким, каким его требовали американские военные – средней ударной машиной, во многом ориентированной на эпоху локальных войн, которые США вели в 1990-2000-х годах. Эксперт отмечает, что истребитель F-35 по текущему плану развития ВВС США считается «рабочей лошадкой» – основной машиной.

«На экспорт F-35 идет вполне успешно, сейчас его покупают 10 стран. Недавно США заключили контракт на его поставку с Швейцарией и Финляндией – экспорт растет. На данный момент в ВВС США и на экспорт поставлено более 730 машин, неудачный самолет в таком количестве бы не выпускался. F-35 не такой удачный, как в идеале хотелось бы самим американцам, но до этого неудачного России хорошо бы довести свои самолеты», – сказал Ермаков.

Привередливый самолет для ангаров

По мнению редактора журнала «Арсенал Отечества», военного эксперта Алексея Леонкова, F-35 не уйдет с экспорта. «Многие страны, которые участвуют в программе F-35, понимают, что их втянули в авантюру. Но F-35 не уйдет с экспорта, потому что это очень хороший коммерческий проект, который американцы продвигают в странах Европы, продают Австралии, Японии», – сказал Леонков.

По мнению Ермакова, негативная репутация F-35 в основном связана с довольно большой открытостью программы. «У F-35 были большие задержки в производстве по программе, сейчас его выпускают много – более 100 штук в год», – сказал Ермаков.

Среди недостатков F-35 Попов выделил проблемы с его радиопоглощающим покрытием, которое делает самолет «невидимым».

«Это покрытие из лакокрасочного материала оказалось очень восприимчивым к солнечному свету. Самолет требует только ангарного хранения в сухости и тепле. Необходимо поддерживать температурный режим – не выше 20 градусов тепла и не ниже 18 градусов холода.

Если самолет сутками находится на солнце, то его покрытие разрушается за 3-4 месяца. Если он хранится по правилам – за 2-3 года. Менять покрытие очень дорого – его нужно смывать, заново наносить, это делается в стерильных условиях при определенных температурах . Это тоже дает отрицательный эффект в его эксплуатационных характеристиках – самолет нужно все время ставить на ремонт», – сказал Попов.

Еще одним негативным моментом является то, что в F-35 используется полностью электрическая система управления. «На этапе тестовых полетов самолет капризно себя вел, терял управление и летчики катапультировались», – считает эксперт.

Не все благополучно в F-35 и с системой обеспечения кислородом – эти самолеты предложили оснастить компрессорами, которые бы забирали воздух во время полета, фильтровали его и подавали кислород для экипажа и работы топливной автоматики. «Это было новое слово в авиации. Но оказалось, что они не рассчитали объемы получения кислорода, необходимого для обеспечения безопасного функционирования систем самолета. Однако в прошлом году американцы объявили, что все-таки справились с этим «недугом», – заключил Попов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer