Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ставка на истребители


18 января 2022 года Александр Храмчихин, Военно-промышленный курьер


После вьетнамской войны в США начала складываться концепция сочетания как в ВВС, так и в морской авиации тяжелого и легкого тактических истребителей в соотношении примерно один к трем.

После вьетнамской войны в США начала складываться концепция сочетания как в ВВС, так и в морской авиации тяжелого и легкого тактических истребителей в соотношении примерно один к трем.

Первыми в середине 70-х на вооружение начали поступать тяжелые истребители. В морской авиации таковым стал палубный самолет с изменяемой стреловидностью крыла F-14 «Томкэт». Он имел уникальную по мощности РЛС (дальность обнаружения достигала почти 400 километров) и нес столь же уникальную ракету «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс» с активным радиолокационным наведением и дальностью полета почти 200 километров. В определенной степени «Томкэт» опередил свое время. Его единственным зарубежным аналогом можно считать советский МиГ-31. Кроме 12 прототипов, было выпущено 700 F-14 (625 А, 38 В, 37 D), из них 80 А для Ирана (естественно, в наземном варианте), но последний – 80-й был конфискован после разрыва отношений между странами.

Американские «Коты» сбили два ливийских Су-22 в 1981 году и два МиГ-23 в 1989-м. В обеих иракских войнах они применялись для ударов по наземным целям, было потеряно по одному самолету в 1991-м (сбит иракским ЗРК С-75) и в 2003-м (разбился). Почти все американские F-14 утилизированы, на хранении осталось не более 10 машин. В изначальной роли истребителя «Томкэт» использовался в ВВС Ирана. Количество сбитых ими в 1980–1988 годах самолетов и вертолетов ВВС Ирака оценивается от 40 до 160, собственные потери составили от 6 до 18 машин.

Тяжелым истребителем наземного базирования стал F-15 «Игл», создававшийся практически как «чистый» истребитель. Для ВВС США построено 894 «Игла» (365 А, 59 В, 409 С, 61 D). Самолет не поставлялся в страны НАТО и достался лишь «особым» союзникам США – Израилю, Саудовской Аравии и Японии (в последней производился по лицензии). F-15C/D стали первыми носителями ракеты «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM с активным радиолокационным наведением (дальность – от 50 километров у первых модификаций до 180 у последних). Израильские F-15 в боях над Ливаном в 1982 году сбили от 33 до 58 сирийских самолетов и вертолетов. Американские «Иглы» в 1991-м уничтожили до 37 иракских ЛА, еще два иракских «Миража-F1» уничтожили F-15 ВВС Саудовской Аравии. В 1999 году F-15 ВВС США сбили как минимум четыре югославских МиГ-29. При этом нет ни одного подтвержденного случая боевой потери F-15, что делает его наиболее успешным послевоенным истребителем. В настоящее время в составе американских ВВС осталось около 240 F-15, еще около 170 на хранении.

“Американский истребитель «Томкэт» опередил свое время. Его единственным зарубежным аналогом можно считать советский МиГ-31”

С середины 80-х на вооружение ВВС США начал поступать F-15Е, который в отличие от предыдущих модификаций был истребителем-бомбардировщиком, причем с большей ориентацией на решение ударных задач. Боевой радиус F-15Е может достигать почти 1,3 тысячи километров, что делает его (с учетом боевой нагрузки до 11 тонн) основным американским тактическим ударным самолетом. Потеряны три самолета в Ираке (два в 1991-м, один в 2003-м), два в Афганистане, один в Ливии (в 2011-м). F-15Е экспортировался в Саудовскую Аравию (как F-15S/SA, не менее одного потеряно в Йемене), в Израиль (F-15I), Республику Корея (F-15К), Сингапур (F-15SG). Сейчас производство этого самолета возобновлено в усовершенствованном варианте F-15ЕХ.

Легким истребителем ВВС США стал F-16 «Файтинг Фалкон», который оказался самым массовым в мире боевым самолетом четвертого поколения – изготовлено более 4,6 тысячи единиц. «Боевой сокол» выпускался во множестве вариантов, его постоянно модернизировали. F-16А/В производились в модификациях block 1/5/10/20, F-16C/D – block 25/30/32/40/42/50/52, F-16E/F – block 60. F-16E/F выпускались только для ВВС ОАЭ, F-16D block 52 – для ВВС Израиля (как F-16I). Именно на F-16 впервые в массовом порядке начали использоваться УАБ серий «Пэйвэй» («Paveway», с лазерным наведением), AGM-154 JSOW и JDAM (с наведением по сигналам спутниковой навигационной системы GPS), а также тактических КРВБ AGM-158 JASSM (тоже наведение по GPS, а на конечном участке – инфракрасная ГСН, дальность полета – от 370 до 1000 километров). Для американских ВВС с середины 70-х по начало 2000-х было выпущено 2239 F-16 (670 A, 123 B, 1240 C, 206 D), сейчас в строю остается примерно 940 F-16C/D, на хранении – приблизительно 420 машин (аварийность оказалась весьма высокой – в катастрофах утрачено до 350 F-16). В войнах, которые вели США, F-16 применялся почти исключительно как ударный самолет, потеряно по шесть машин в обеих иракских войнах, пять в Югославии и два в Афганистане. Экспортировался во множество стран (в Голландии, Турции и Корее производился по лицензии) и участвовал во многих военных конфликтах, при этом в ВВС других стран он часто использовался и в роли истребителя. Израильские F-16 в 1982 году сбили над Ливаном до 45 сирийских самолетов (возможно, впрочем, только 10), один F-16I был сбит сирийской ЗРС С-200 в феврале 2018-го. Голландский F-16 в 1999 году сбил югославский МиГ-29, при этом другой голландский самолет данного типа был потерян в Афганистане. Пакистанские F-16 срубили несколько афганских военных и гражданских самолетов и советский штурмовик Су-25, в бою с советскими МиГ-23 был потерян один F-16А (по официальной версии – сбит собственным ведомым). В 1994-м турецкий F-16D был сбит греческим «Миражом-2000». В Сирии в 2013–2015 годах турецкие F-16 сбили сирийский истребитель МиГ-23 и вертолет Ми-8, российский бомбардировщик Су-24, при этом по неизвестной причине был потерян один F-16С. Марокканский F-16С в 2015-м был сбит над Йеменом. В настоящее время производство F-16 прекращено (последним получателем этих самолетов нового изготовления стал Ирак), но будет возобновлено в варианте F-16V (видимо, только на экспорт). Кроме того, часть американских F-16А/С переоборудуется в вариант QF-16А/С, которые считаются воздушными мишенями для обучения ПВО, но также являются полноценными боевыми БЛА.

Самолет YF-17 проиграл F-16 в конкурсе на легкий тактический истребитель для ВВС США, но затем стал единственным палубным истребителем-штурмовиком для ВМС США F/А-18, постепенно вытеснив с американских авианосцев все остальные боевые самолеты (F-14, А-6, А-7). Он эксплуатируется с начала 80-х, а в ХХI веке его дополнил радикально усовершенствованный F/A-18E/F «Супер Хорнет». Всего морская авиация США получила 1645 F/А-18 (371 А, 41 В, 466 С, 161 D, 323 E, 283 F), причем производство «Супершершней» продолжается, они должны постепенно заменить все «Хорнеты». В строю сейчас остается около тысячи самолетов, еще до 250 на хранении, то есть в американских ВС F/А-18 оказался в конечном счете не менее массовым и живучим, чем F-16, хотя экспортировался в гораздо меньших количествах. Следует отметить, что если у наземных тактических истребителей двухместные версии (В/D/F) являются по сути лишь учебными «приложениями» к основным (одноместным) вариантам, то F/A-18D/F – полноценные боевые самолеты. На основе «Супер Хорнета» создан палубный самолет РЭБ EA-18G «Гроулер» (выпущено уже более 150 таких машин). В войнах, которые вели США, F/А-18, как и F-16, применялся почти исключительно как ударный. Впрочем, в первую ночь операции «Буря в пустыне» 17 января 1991 года «Шершни» сбили два иракских МиГ-21. Однако в ту же ночь F/А-18С был срублен иракским МиГ-25, что считается единственной потерей истребителя четвертого поколения американских ВС в воздушном бою. Всего в первой иракской войне потеряно три F/А-18, во второй – четыре, в Афганистане – один.

Для замены истребителей четвертого поколения в ХХI веке на вооружение начали поступать машины пятого поколения, отличающиеся высокими ТТХ и очень низкой ЭПР. При этом, впрочем, они имеют чрезвычайно высокую цену и несут меньше единиц вооружения, чем их предшественники (из-за требования сохранения невидимости оружие размещается во внутренних отсеках, а не на внешних подвесках). Это порождает определенные сомнения в правильности всей концепции ЛА данной генерации. Именно недостатки этих машин заставили американцев возобновить производство F-15.

Тяжелым истребителем стал F-22 «Рэптор». В конце 80-х для ВВС США планировалось произвести 750 машин. Первый опытный экземпляр взлетел в 1997-м, серийное производство велось с 2001 по 2011 год. Стоимость собственно истребителя составила почти 150 миллионов долларов, а с учетом разработки и различных косвенных затрат превысила 400 миллионов за единицу. Из-за этого программа производства сокращалась несколько раз. Было выпущено пять экспериментальных и предсерийных машин (сейчас две в музеях, три являются наземными стендами), а затем 192 серийных экземпляра. Из них к настоящему времени еще одна стала наземным стендом, четыре потеряны в авариях. Осталось соответственно 187 – ровно в четыре раза меньше, чем по первоначальным планам (причем часть из них находится в различных испытательных подразделениях, а не в строевых авиакрыльях).

F-22 запрещен к экспорту, зато легкий истребитель F-35 «Лайтнинг-2» экспортируется уже сейчас. Всего их предполагается продать более 500 союзникам по НАТО и европейским нейтралам, более 300 – в страны Азии. ВВС США должны получить 1763 F-35А, авиация флота – 260 палубных F-35С, авиация морской пехоты – еще 67 F-35С и 353 F-35В с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Вся программа, видимо, обойдется Пентагону не менее чем в триллион долларов, став самой дорогой в мировой истории. При этом по большинству параметров «Лайтнинг-2» не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения. К тому же он в типовом варианте может нести всего две ракеты «воздух-воздух» и две УАБ.

Темпы производства F-35 сильно отстают от первоначального графика. На данный момент ВВС США имеют 310 F-35А, включая четыре предсерийных (еще 1 поврежден и находится на хранении, 1 превращен в наземный стенд, 2 списаны), авиация флота – 51 F-35С, включая четыре предсерийных (кроме того, 1 опытовый самолет находится в музее), авиация морской пехоты – 120 F-35В, в том числе пять предсерийных (еще 1 в музее, 2 списаны) и пять F-35С. За рубеж поставлено более 200 F-35, при этом ВВС Японии потеряли в катастрофе один F-35А, ВМС Великобритании – один F-35В.

В настоящее время в ВС США стремительно растет количество БЛА различного размера и назначения, они способны решать все более широкий круг задач. Тем не менее ни в каком обозримом будущем они не заменят пилотируемую авиацию.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer