Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Байкал» идет на взлет


19 января 2022 года Эксперт


Новому российскому самолету, подготовленному на смену Ан-2, предстоит доказать заявленные производителем характеристики и свою надежность.

Новый российский легкий самолет ЛМС-901 «Байкал» совершит первый полет до конца января текущего года. Воздушное судно находится в активной стадии испытаний, буквально в эти дни успешно совершает пробежки по взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома и подлеты с отрывом всех тех стоек шасси.

«Байкал» является многоцелевым самолетом, который должен занять на рынке нишу морально и физически устаревшей «рабочей лошадки» Aн-2. Впервые ЛМС-901 был продемонстрирован публике в Жуковском на авиасалоне МАКС-2021.

«Рабочая лошадка» гражданской авиации

Турбовинтовое однодвигательное воздушное судно разработано дочерней компанией Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) «Байкал-Инжиниринг» и МАИ. Задача перед авиастроителями с Урала была поставлена курирующим проект Министерством промышленности и торговли РФ.

У самолета непростая история. Началась она с того, что Сибирским НИИ авиации имени Чаплыгина были разработаны самолеты-близнецы ТВС-2МС и ТВС-2ДТС. Первый — просто ремоторизованный «кукурузник», второй — созданный на основе «аннушки» при использовании композитных материалов биплан. Однако в серию они не пошли.
 
Минпромторг, во-первых, указал на несоответствие массы нормам летной годности. При взлетной массе в 5700 кг бортом не могут управлять обладатели свидетельств частного и коммерческого пилотов. Нужно свидетельство пилота линейного, что усложняет жизнь эксплуатантам. 

Во-вторых, проблемой также с точки зрения летной годности стала переразмерность. На борту планировалось размещать от 12 до 14 пассажиров, тогда как для одномоторного самолета нормативными документами их предусматривается не более 9. 

В-третьих, камнем преткновения стала слишком большая доля импортных комплектующих, не вписывавшаяся в политику импортозамещения. Отечественного аналога двигателя Honeywell не нашлось, как и российской замены импортной углепластиковой ткани, подходящей для планера данного типа. А это в условиях санкций могло быть критически важным.  Кроме того, самолет получился слишком дорогим для своего класса. В результате, был объявлен новый конкурс на замену Ан-2, победил в котором УЗГА. 

Проект ТВС-2МС все-таки получил развитие, но в модификации «Партизан», оснащенной, помимо основного двигателя, дополнительной силовой установкой с 8 электромоторами на нижнем крыле. Их воздушные винты обеспечиваю дополнительную подъемную силу, что позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции на площадке размером 50 на 50 метров. Уникальные летные характеристики «Партизана», продемонстрированные на вышеупомянутом МАКС-2021, вполне могут пригодится во многих ситуациях, однако необходимости создания именно «рабочей лошадки» для российской авиации это не отменяет. И, похоже, она появилась.

Машина учится летать

Моноплан ЛСМ-901 «Байкал», при разработке которого использовались отдельные решения произведённого 90-х года всего в двух экземплярах Т-101 «Грач», имеет взлетную массу 4800 кг, размах крыла 16,5 м (выполнено из российских композитов), максимальную дальность полета в 3000 км, дистанцию разбегапробега 220/195 метров, крейсерскую скорость 300 кмч.
 
Самолет оснащен газотурбинным двигателем ВК-800С, который разработан компанией «Климов». Взлетная мощность — 800 лошадиных сил, крейсерская — 450. Старт летным испытаниям планировалось дать 3 месяца назад, но по ряду объективных и субъективных причин, включая пандемию, «учится летать» машина начала только сейчас. В серию самолет планируется запустить в 2024 году. Отечественная региональная авиация очень остро нуждается в данном типе ВС. Особенно, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Надёжность – это главное

«Ан-2 был самым массовым самолетом СССР, в общей сложности было выпушено порядка 18 тысяч единиц. Это абсолютный рекорд. Никто и нигде, даже на Западе, не сделал лучшего самолета именно для эксплуатации в России. И на сегодняшний день, несмотря на то, что разработан он был еще в 1948 году, Ан-2 до сих пор востребован. И до сих пор летает и в гражданской авиации, и не только. По сути, сейчас долётывают те экземпляры, которые еще могут подниматься в небо, — рассказал «Эксперту» Роман Гусаров. — Самолет очень ремонтопригоден, его можно бесконечно перебирать, обновлять оборудование, двигатель, но в XXI веке уже требуется самолет с чуть-чуть лучшими параметрами. Под эти параметры и создавался “Байкал”».

По мнению эксперта, ключевыми характеристиками для самолетов такого класса являются короткие разбег и пробег, взлет и посадка на неподготовленные аэродромы, эксплуатация при экстремальных температурах, безангарное хранение, простота и дешевизна в производстве, обслуживании и эксплуатации. 

«Нужно, чтобы самолет мог взлететь с любой поляны и сеть на любую поляну в любое время дня и ночи и в любую погоду. И мог быть отремонтирован в полевых условиях», — подчеркнул Роман Гусаров, добавив, к «Байкалу», помимо перечисленного, предъявляются современные требования по комфорту, безопасности, сертификации.

«У нового воздушного судна будет уже не поршневой, а турбовинтовой двигатель, который повысит скороподъемность. В салоне будет теплее. Добавится новое бортовое оборудование в кабине пилотов. То, что самолет стал монопланом, добавит ему скорости и экономичности. При этом дальность будет даже больше, чему Ан-2. Пока “Байкал” не взлетел и не подтвердил свои характеристики, но навскидку необходимым требованиям и техническому заданию, которое на него выдано заказчиком, он соответствует. А дальше надо будет доказывать. И в первую очередь - надежность», — считает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer