Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Байкал» идет на взлет


19 января 2022 года Эксперт


Новому российскому самолету, подготовленному на смену Ан-2, предстоит доказать заявленные производителем характеристики и свою надежность.

Новый российский легкий самолет ЛМС-901 «Байкал» совершит первый полет до конца января текущего года. Воздушное судно находится в активной стадии испытаний, буквально в эти дни успешно совершает пробежки по взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома и подлеты с отрывом всех тех стоек шасси.

«Байкал» является многоцелевым самолетом, который должен занять на рынке нишу морально и физически устаревшей «рабочей лошадки» Aн-2. Впервые ЛМС-901 был продемонстрирован публике в Жуковском на авиасалоне МАКС-2021.

«Рабочая лошадка» гражданской авиации

Турбовинтовое однодвигательное воздушное судно разработано дочерней компанией Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) «Байкал-Инжиниринг» и МАИ. Задача перед авиастроителями с Урала была поставлена курирующим проект Министерством промышленности и торговли РФ.

У самолета непростая история. Началась она с того, что Сибирским НИИ авиации имени Чаплыгина были разработаны самолеты-близнецы ТВС-2МС и ТВС-2ДТС. Первый — просто ремоторизованный «кукурузник», второй — созданный на основе «аннушки» при использовании композитных материалов биплан. Однако в серию они не пошли.
 
Минпромторг, во-первых, указал на несоответствие массы нормам летной годности. При взлетной массе в 5700 кг бортом не могут управлять обладатели свидетельств частного и коммерческого пилотов. Нужно свидетельство пилота линейного, что усложняет жизнь эксплуатантам. 

Во-вторых, проблемой также с точки зрения летной годности стала переразмерность. На борту планировалось размещать от 12 до 14 пассажиров, тогда как для одномоторного самолета нормативными документами их предусматривается не более 9. 

В-третьих, камнем преткновения стала слишком большая доля импортных комплектующих, не вписывавшаяся в политику импортозамещения. Отечественного аналога двигателя Honeywell не нашлось, как и российской замены импортной углепластиковой ткани, подходящей для планера данного типа. А это в условиях санкций могло быть критически важным.  Кроме того, самолет получился слишком дорогим для своего класса. В результате, был объявлен новый конкурс на замену Ан-2, победил в котором УЗГА. 

Проект ТВС-2МС все-таки получил развитие, но в модификации «Партизан», оснащенной, помимо основного двигателя, дополнительной силовой установкой с 8 электромоторами на нижнем крыле. Их воздушные винты обеспечиваю дополнительную подъемную силу, что позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции на площадке размером 50 на 50 метров. Уникальные летные характеристики «Партизана», продемонстрированные на вышеупомянутом МАКС-2021, вполне могут пригодится во многих ситуациях, однако необходимости создания именно «рабочей лошадки» для российской авиации это не отменяет. И, похоже, она появилась.

Машина учится летать

Моноплан ЛСМ-901 «Байкал», при разработке которого использовались отдельные решения произведённого 90-х года всего в двух экземплярах Т-101 «Грач», имеет взлетную массу 4800 кг, размах крыла 16,5 м (выполнено из российских композитов), максимальную дальность полета в 3000 км, дистанцию разбегапробега 220/195 метров, крейсерскую скорость 300 кмч.
 
Самолет оснащен газотурбинным двигателем ВК-800С, который разработан компанией «Климов». Взлетная мощность — 800 лошадиных сил, крейсерская — 450. Старт летным испытаниям планировалось дать 3 месяца назад, но по ряду объективных и субъективных причин, включая пандемию, «учится летать» машина начала только сейчас. В серию самолет планируется запустить в 2024 году. Отечественная региональная авиация очень остро нуждается в данном типе ВС. Особенно, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Надёжность – это главное

«Ан-2 был самым массовым самолетом СССР, в общей сложности было выпушено порядка 18 тысяч единиц. Это абсолютный рекорд. Никто и нигде, даже на Западе, не сделал лучшего самолета именно для эксплуатации в России. И на сегодняшний день, несмотря на то, что разработан он был еще в 1948 году, Ан-2 до сих пор востребован. И до сих пор летает и в гражданской авиации, и не только. По сути, сейчас долётывают те экземпляры, которые еще могут подниматься в небо, — рассказал «Эксперту» Роман Гусаров. — Самолет очень ремонтопригоден, его можно бесконечно перебирать, обновлять оборудование, двигатель, но в XXI веке уже требуется самолет с чуть-чуть лучшими параметрами. Под эти параметры и создавался “Байкал”».

По мнению эксперта, ключевыми характеристиками для самолетов такого класса являются короткие разбег и пробег, взлет и посадка на неподготовленные аэродромы, эксплуатация при экстремальных температурах, безангарное хранение, простота и дешевизна в производстве, обслуживании и эксплуатации. 

«Нужно, чтобы самолет мог взлететь с любой поляны и сеть на любую поляну в любое время дня и ночи и в любую погоду. И мог быть отремонтирован в полевых условиях», — подчеркнул Роман Гусаров, добавив, к «Байкалу», помимо перечисленного, предъявляются современные требования по комфорту, безопасности, сертификации.

«У нового воздушного судна будет уже не поршневой, а турбовинтовой двигатель, который повысит скороподъемность. В салоне будет теплее. Добавится новое бортовое оборудование в кабине пилотов. То, что самолет стал монопланом, добавит ему скорости и экономичности. При этом дальность будет даже больше, чему Ан-2. Пока “Байкал” не взлетел и не подтвердил свои характеристики, но навскидку необходимым требованиям и техническому заданию, которое на него выдано заказчиком, он соответствует. А дальше надо будет доказывать. И в первую очередь - надежность», — считает эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer