Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Байкал» идет на взлет


19 января 2022 года Эксперт


Новому российскому самолету, подготовленному на смену Ан-2, предстоит доказать заявленные производителем характеристики и свою надежность.

Новый российский легкий самолет ЛМС-901 «Байкал» совершит первый полет до конца января текущего года. Воздушное судно находится в активной стадии испытаний, буквально в эти дни успешно совершает пробежки по взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома и подлеты с отрывом всех тех стоек шасси.

«Байкал» является многоцелевым самолетом, который должен занять на рынке нишу морально и физически устаревшей «рабочей лошадки» Aн-2. Впервые ЛМС-901 был продемонстрирован публике в Жуковском на авиасалоне МАКС-2021.

«Рабочая лошадка» гражданской авиации

Турбовинтовое однодвигательное воздушное судно разработано дочерней компанией Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) «Байкал-Инжиниринг» и МАИ. Задача перед авиастроителями с Урала была поставлена курирующим проект Министерством промышленности и торговли РФ.

У самолета непростая история. Началась она с того, что Сибирским НИИ авиации имени Чаплыгина были разработаны самолеты-близнецы ТВС-2МС и ТВС-2ДТС. Первый — просто ремоторизованный «кукурузник», второй — созданный на основе «аннушки» при использовании композитных материалов биплан. Однако в серию они не пошли.
 
Минпромторг, во-первых, указал на несоответствие массы нормам летной годности. При взлетной массе в 5700 кг бортом не могут управлять обладатели свидетельств частного и коммерческого пилотов. Нужно свидетельство пилота линейного, что усложняет жизнь эксплуатантам. 

Во-вторых, проблемой также с точки зрения летной годности стала переразмерность. На борту планировалось размещать от 12 до 14 пассажиров, тогда как для одномоторного самолета нормативными документами их предусматривается не более 9. 

В-третьих, камнем преткновения стала слишком большая доля импортных комплектующих, не вписывавшаяся в политику импортозамещения. Отечественного аналога двигателя Honeywell не нашлось, как и российской замены импортной углепластиковой ткани, подходящей для планера данного типа. А это в условиях санкций могло быть критически важным.  Кроме того, самолет получился слишком дорогим для своего класса. В результате, был объявлен новый конкурс на замену Ан-2, победил в котором УЗГА. 

Проект ТВС-2МС все-таки получил развитие, но в модификации «Партизан», оснащенной, помимо основного двигателя, дополнительной силовой установкой с 8 электромоторами на нижнем крыле. Их воздушные винты обеспечиваю дополнительную подъемную силу, что позволяет осуществлять взлетно-посадочные операции на площадке размером 50 на 50 метров. Уникальные летные характеристики «Партизана», продемонстрированные на вышеупомянутом МАКС-2021, вполне могут пригодится во многих ситуациях, однако необходимости создания именно «рабочей лошадки» для российской авиации это не отменяет. И, похоже, она появилась.

Машина учится летать

Моноплан ЛСМ-901 «Байкал», при разработке которого использовались отдельные решения произведённого 90-х года всего в двух экземплярах Т-101 «Грач», имеет взлетную массу 4800 кг, размах крыла 16,5 м (выполнено из российских композитов), максимальную дальность полета в 3000 км, дистанцию разбегапробега 220/195 метров, крейсерскую скорость 300 кмч.
 
Самолет оснащен газотурбинным двигателем ВК-800С, который разработан компанией «Климов». Взлетная мощность — 800 лошадиных сил, крейсерская — 450. Старт летным испытаниям планировалось дать 3 месяца назад, но по ряду объективных и субъективных причин, включая пандемию, «учится летать» машина начала только сейчас. В серию самолет планируется запустить в 2024 году. Отечественная региональная авиация очень остро нуждается в данном типе ВС. Особенно, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Надёжность – это главное

«Ан-2 был самым массовым самолетом СССР, в общей сложности было выпушено порядка 18 тысяч единиц. Это абсолютный рекорд. Никто и нигде, даже на Западе, не сделал лучшего самолета именно для эксплуатации в России. И на сегодняшний день, несмотря на то, что разработан он был еще в 1948 году, Ан-2 до сих пор востребован. И до сих пор летает и в гражданской авиации, и не только. По сути, сейчас долётывают те экземпляры, которые еще могут подниматься в небо, — рассказал «Эксперту» Роман Гусаров. — Самолет очень ремонтопригоден, его можно бесконечно перебирать, обновлять оборудование, двигатель, но в XXI веке уже требуется самолет с чуть-чуть лучшими параметрами. Под эти параметры и создавался “Байкал”».

По мнению эксперта, ключевыми характеристиками для самолетов такого класса являются короткие разбег и пробег, взлет и посадка на неподготовленные аэродромы, эксплуатация при экстремальных температурах, безангарное хранение, простота и дешевизна в производстве, обслуживании и эксплуатации. 

«Нужно, чтобы самолет мог взлететь с любой поляны и сеть на любую поляну в любое время дня и ночи и в любую погоду. И мог быть отремонтирован в полевых условиях», — подчеркнул Роман Гусаров, добавив, к «Байкалу», помимо перечисленного, предъявляются современные требования по комфорту, безопасности, сертификации.

«У нового воздушного судна будет уже не поршневой, а турбовинтовой двигатель, который повысит скороподъемность. В салоне будет теплее. Добавится новое бортовое оборудование в кабине пилотов. То, что самолет стал монопланом, добавит ему скорости и экономичности. При этом дальность будет даже больше, чему Ан-2. Пока “Байкал” не взлетел и не подтвердил свои характеристики, но навскидку необходимым требованиям и техническому заданию, которое на него выдано заказчиком, он соответствует. А дальше надо будет доказывать. И в первую очередь - надежность», — считает эксперт.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Аэропорты теряют рамки
Сабина Адлейба
КоммерсантЪ
Планы повисли в воздухе
Мария Колобова, Наталья Ильина
Известия
"Мир", тур, май: Turkish Airlines перестали принимать к оплате нацкарты
Николай Таликов
АвиаСоюз
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Александр Воинков
Октагон
В Минэнерго предложили урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анастасия Львова, Валерий Воронов
Известия
Керосинее небо: Минэнерго хочет урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анатолий Глянцев
Forbes
Из космоса на вертолете: что означает новый успех компании Rocket Lab
Артём Кореняко
РБК
"Аврора" столкнулась с нехваткой самолетов для полетов на Дальнем Востоке



Анастасия Львова
Известия
Билет нормальный: S7 Airlines перейдет на российскую систему бронирования
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Редкие птицы: 9 мая над столицей покажут необычные образцы авиатехники

Business FM
Ажиотажный спрос: "Аэрофлот" возобновит регулярные рейсы в Анталью и Стамбул из Москвы
Анастасия Львова, Вера Кузьмина
Известия
Тур де май: число рейсов Turkish Airlines в РФ попросили увеличить
Артём Кореняко
РБК
Профсоюз предупредил о риске увольнения 50 пилотов Superjet
Александр Книвель
АвиаСоюз
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Минтранс разработал стратегию авиаотрасли до 2030 года
Дмитрий Алексеев
Известия
Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина

De facto
Эксперт прогнозирует возможность ухода авиаперевозчиков зарубежных рейсов из Воронежа
Елена Аракелян
Комсомольская правда
Самолеты под санкциями: Как теперь будем летать по России и за границу, что будет с ценами и безопасностью

Известия
Авиаэксперт рассказал о способах помочь персоналу аэропортов в режиме простоя
Анастасия Львова
Известия
Крылатые качели: S7 и "Победа" обошли "Аэрофлот" по пассажиропотоку
Анастасия Львова
Известия
Такой простой: Внуково вслед за Шереметьево перевел сотрудников на новый график

Известия
Авиаэксперт назвал истерикой решение США понизить рейтинг безопасности полетов РФ
Екатерина Андронова, Наза Салех Захи
360
Россиянам объяснили, почему GPS в стране отключить невозможно
Максим Талавринов
Известия
ГЛОНАСС не догонят: Росавиация готовит авиакомпании к полетам без GPS
Наталья Дембинская
РИА Новости
Не остаться в пролете. Что ждет Airbus без поставок титана из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
По "Ту" сторону джетов
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96
Андрей Жвирблис
Business FM
В России хотят производить детали для Boeing и Airbus. Но сделать это будет непросто

ЯСИА
В Совете Федерации предложили реанимировать отечественные воздушные суда, находящиеся на хранении
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ
Анастасия Львова
Известия
По нашей запчасти: в РФ задумались над выпуском деталей для иностранных лайнеров
Ирина Гусева
СвободнаяПресса
Лето, самолёт, санкции: Как авиакомпании РФ полетят в высокий сезон?

Business FM
Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100
Анастасия Львова
Известия
Рейс поддержан: 246 авиамаршрутов за границу запустят через Сочи
Александр Воинков
Октагон
Эксперты: принятые поправки к санкциям ЕС о выкупе самолётов по закону дают возможность летать за рубеж

Национальная служба новостей
"Могут выкупить": Авиаэксперт нашел лазейку по лизингу иностранных самолетов в России
Яна Соловьева
Московская газета
Что будет делать Россия, когда сломается последний импортный самолет

Национальная служба новостей
Авиаэксперт: полеты в Европу не будут возобновлены даже после завершения спецоперации

Национальная служба новостей
Главный редактор Avia.ru: российское авиастроение восстанавливается уже 10-15 лет
Анастасия Белихова
Национальная служба новостей
«Безопасные и прекрасные»: Авиаэксперт заявил о переходе России на отечественные самолеты к 2030 году

Business FM
Покупка и лизинг самолетов будут осуществляться за рубли
Ольга Коленцова
Известия
Крылья с ответом: разработка российских ученых сделает "Суперджеты" безопаснее
Михаил Котов
Взгляд
Россия создает новые двигатели для перемещения в космосе
Дарья Ефимова
Ямал-Медиа
Почему новые правила Минтранса против авиадебоширов невозможно выполнить — мнение эксперта
Анастасия Львова
Известия
Избирательное правило: бизнес попросил изменить контроль за авиадебоширами
Валентина Родионова
Ридус
Авиаэксперт Гусаров объяснил последствия включения 21 авиакомпании РФ в черный список ЕС
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия готовится летать только на отечественных самолетах
Эльнар Байназаров
Известия
Приближенный Восток: Саудовская Аравия запустит прямые рейсы с РФ
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Бизнесу не хватает полета

Комсомольская правда
Эксперт призвал не сжигать мосты с западными авиакомпаниями

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer