Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров


20 января 2022 года Артём Кореняко, РБК


Для того, чтобы сформировать удобное расписание пассажирских рейсов на Дальнем Востоке, нужно использовать в аэропортах полетно-информационное обслуживание (ПИО, flight information service) вместо классического диспетчерского. Об этом говорится в письме гендиректора единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константина Сухоребрика, которое он отправил замминистру транспорта Игорю Чалику в декабре 2021 года. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил представитель авиакомпании, отказавшись от деталей.

Для того, чтобы сформировать удобное расписание пассажирских рейсов на Дальнем Востоке, нужно использовать в аэропортах полетно-информационное обслуживание (ПИО, flight information service) вместо классического диспетчерского. Об этом говорится в письме гендиректора единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константина Сухоребрика, которое он отправил замминистру транспорта Игорю Чалику в декабре 2021 года. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил представитель авиакомпании, отказавшись от деталей.

«Это предложение [Сухоребрика] требует дополнительной проработки с Росавиацией, а также с другими заинтересованными сторонами», — сообщил РБК представитель Минтранса. РБК направил запросы в пресс-службу Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД, в ее штат входит 7,8 тыс. диспетчеров по все стране).

Чем ПИО отличается от диспетчерского обслуживания

Согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ICAO), в зависимости от интенсивности полетов рейсы могут обслуживаться диспетчерами или ПИО. При использовании полетно-информационного обслуживания достаточно специалиста аэродромной службы, но он должен уметь вести радиообмен, чтобы сообщать экипажу информацию о ситуации на аэродроме, аэронавигационной и воздушной обстановке. Для диспетчерского обслуживания на аэродроме нужны диспетчеры, главная задача которых — предотвратить столкновение воздушных судов.

Одно из ключевых отличий ПИО от диспетчерского обслуживания — управление воздушным движением одним специалистом, а не несколькими диспетчерами. Например, еще в 2015-ом, в Австралии, имеющей с Россией сопоставимое количество аэродромов, но активно развивающей ПИО, их обслуживало только 4 тыс диспетчеров. Для сравнения, в этот же год численность персонала, обеспечивающего в России диспетчерское аэронавигационное обслуживание, составляла 26 тыс. человек. «При малой плотности воздушного движения, если в районе аэродрома не летают одновременно два воздушных судна, диспетчерское обслуживание воздушного движения на нем избыточно и не нужно», — говорит председатель комитета Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) по аэронавигационному обслуживанию Леонид Щербаков. В качестве успешных примеров внедрения ПИО на аэродромах России он называет аэропорт «Сургутнефтегаза» Талакан в Якутии и Сабетту НОВАТЭКа на севере Ямала.

Почему «Аврора» предлагает отказаться от диспетчеров

На базе сахалинской компании «Аврора» в 2021 году была создана единая дальневосточная авиакомпания, в которую вошли также государственные перевозчики Якутии, Камчатки, Чукотки и Хабаровского края. На ее работу в 2022 году из федерального бюджета выделят до 5,9 млрд руб. (1,2 млрд — в 2021 году), говорил глава Минтранса Виталий Савельев. За счет этих средств она рассчитывает перевезти до 250 тыс пассажиров по 36 социально-значимым маршрутам в Дальневосточном федеральном округе.

Сухоребрик предлагает установить ПИО в 20 дальневосточных аэропортах. Пять из них находится на Сахалине, по три — на Камчатке, в Амурской области и Якутии, по два — в Хабаровском крае и на Чукотке, по одному — в Забайкалье и Бурятии. К крупнейшим относятся аэропорты в Благовещенске, Улан-Удэ и Чите.

По словам главы «Авроры», использование полетно-информационного обслуживания необходимо для возможности выполнения рейсов, когда у диспетчеров заканчивается рабочий день (не во всех аэропортах они работают круглосуточно).

Применение этого механизма приведет также к росту налета воздушных судов, потому что количество рейсов не будет зависеть от времени работы диспетчеров, следует из письма Сухоребрика. Сейчас парк региональных самолетов единого дальневосточного перевозчика состоит преимущественно из устаревших машин. В авиакомпанию планируется поставить 42 новых воздушных судна российского производства, сказал глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РБК в конце 2021 года. Но увеличить налет компания сможет лишь в том случае, если будет осуществлять рейсы не только в светлое время суток, но и ночью, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Для этого надо решать вопрос с режимом работы аэропортов, добавляет он.

Сколько можно сэкономить на диспетчерах

Авиакомпании платят ГК ОрВД аэронавигационные сборы, в том числе, за работу диспетчеров, — это основной вид доходов госкорпорации. До пандемии на аэронавигационное обслуживание приходилось в среднем 3% от всех затрат перевозчиков. По словам Щербакова, применение полетно-информационного обслуживания «действенный инструмент» для сокращения расходов авиакомпаний.

Но источник РБК в авиавластях отмечает, что отказ от диспетчерского обслуживания в пользу ПИО негативно скажется на доходах ГК ОрВД, терпящей убытки на фоне пандемии. По итогам 2020 года из-за снижения числа полетов она получила чистый убыток в размере 28 млрд руб.

В 2020 году «Аврора» потратила 2,1 млрд руб. на «обслуживание в аэропортах и на трассе» 2,1 млрд руб., на аэронавигационную документацию и бланки ушло еще 40,3 млн руб. (данных за 2021 год пока нет).

Как пытались отказаться от диспетчеров

За максимальное внедрение ПИО в России ранее выступал НИИ аэронавигации (филиал Государственного НИИ гражданской авиации; подчиняется Росавиации). Еще в 2015 году специалисты этого института отмечали, что в большинстве российских аэропортов может использовать этот механизм, сократив расходы на диспетчеризацию. Тогда на более чем 500 аэродромах и посадочных площадках (малых аэропортах) выполнялось менее одной взлетно-посадочной операции в сутки.

По оценке президента Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергея Ковалева, сейчас в России есть 20 аэродромов, где реально используется ПИО. Однако количество авиационных инцидентов на таких аэродромах растет, предупреждает он.

10 января глава Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев пожаловался Путину на сокращение 800 работников ГК ОрВД, в том числе «обеспечивающих безопасность полетов». Но замруководителя Росавиации Дмитрий Ядров пояснял РБК, что госкорпорация не будет сокращать авиадиспетчеров из-за кризиса в гражданской авиации, оптимизация коснется только административного персонала.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Аэропорты теряют рамки
Сабина Адлейба
КоммерсантЪ
Планы повисли в воздухе
Мария Колобова, Наталья Ильина
Известия
"Мир", тур, май: Turkish Airlines перестали принимать к оплате нацкарты
Николай Таликов
АвиаСоюз
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Александр Воинков
Октагон
В Минэнерго предложили урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анастасия Львова, Валерий Воронов
Известия
Керосинее небо: Минэнерго хочет урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анатолий Глянцев
Forbes
Из космоса на вертолете: что означает новый успех компании Rocket Lab
Артём Кореняко
РБК
"Аврора" столкнулась с нехваткой самолетов для полетов на Дальнем Востоке



Анастасия Львова
Известия
Билет нормальный: S7 Airlines перейдет на российскую систему бронирования
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Редкие птицы: 9 мая над столицей покажут необычные образцы авиатехники

Business FM
Ажиотажный спрос: "Аэрофлот" возобновит регулярные рейсы в Анталью и Стамбул из Москвы
Анастасия Львова, Вера Кузьмина
Известия
Тур де май: число рейсов Turkish Airlines в РФ попросили увеличить
Артём Кореняко
РБК
Профсоюз предупредил о риске увольнения 50 пилотов Superjet
Александр Книвель
АвиаСоюз
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Минтранс разработал стратегию авиаотрасли до 2030 года
Дмитрий Алексеев
Известия
Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина

De facto
Эксперт прогнозирует возможность ухода авиаперевозчиков зарубежных рейсов из Воронежа
Елена Аракелян
Комсомольская правда
Самолеты под санкциями: Как теперь будем летать по России и за границу, что будет с ценами и безопасностью

Известия
Авиаэксперт рассказал о способах помочь персоналу аэропортов в режиме простоя
Анастасия Львова
Известия
Крылатые качели: S7 и "Победа" обошли "Аэрофлот" по пассажиропотоку
Анастасия Львова
Известия
Такой простой: Внуково вслед за Шереметьево перевел сотрудников на новый график

Известия
Авиаэксперт назвал истерикой решение США понизить рейтинг безопасности полетов РФ
Екатерина Андронова, Наза Салех Захи
360
Россиянам объяснили, почему GPS в стране отключить невозможно
Максим Талавринов
Известия
ГЛОНАСС не догонят: Росавиация готовит авиакомпании к полетам без GPS
Наталья Дембинская
РИА Новости
Не остаться в пролете. Что ждет Airbus без поставок титана из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
По "Ту" сторону джетов
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96
Андрей Жвирблис
Business FM
В России хотят производить детали для Boeing и Airbus. Но сделать это будет непросто

ЯСИА
В Совете Федерации предложили реанимировать отечественные воздушные суда, находящиеся на хранении
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ
Анастасия Львова
Известия
По нашей запчасти: в РФ задумались над выпуском деталей для иностранных лайнеров
Ирина Гусева
СвободнаяПресса
Лето, самолёт, санкции: Как авиакомпании РФ полетят в высокий сезон?

Business FM
Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100
Анастасия Львова
Известия
Рейс поддержан: 246 авиамаршрутов за границу запустят через Сочи
Александр Воинков
Октагон
Эксперты: принятые поправки к санкциям ЕС о выкупе самолётов по закону дают возможность летать за рубеж

Национальная служба новостей
"Могут выкупить": Авиаэксперт нашел лазейку по лизингу иностранных самолетов в России
Яна Соловьева
Московская газета
Что будет делать Россия, когда сломается последний импортный самолет

Национальная служба новостей
Авиаэксперт: полеты в Европу не будут возобновлены даже после завершения спецоперации

Национальная служба новостей
Главный редактор Avia.ru: российское авиастроение восстанавливается уже 10-15 лет
Анастасия Белихова
Национальная служба новостей
«Безопасные и прекрасные»: Авиаэксперт заявил о переходе России на отечественные самолеты к 2030 году

Business FM
Покупка и лизинг самолетов будут осуществляться за рубли
Ольга Коленцова
Известия
Крылья с ответом: разработка российских ученых сделает "Суперджеты" безопаснее
Михаил Котов
Взгляд
Россия создает новые двигатели для перемещения в космосе
Дарья Ефимова
Ямал-Медиа
Почему новые правила Минтранса против авиадебоширов невозможно выполнить — мнение эксперта
Анастасия Львова
Известия
Избирательное правило: бизнес попросил изменить контроль за авиадебоширами
Валентина Родионова
Ридус
Авиаэксперт Гусаров объяснил последствия включения 21 авиакомпании РФ в черный список ЕС
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия готовится летать только на отечественных самолетах
Эльнар Байназаров
Известия
Приближенный Восток: Саудовская Аравия запустит прямые рейсы с РФ
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Бизнесу не хватает полета

Комсомольская правда
Эксперт призвал не сжигать мосты с западными авиакомпаниями

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer