Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Морскую авиацию ВМФ срочно усиливают и обновляют


24 января 2022 года Александр Тимохин, Взгляд


Морская авиация ВМФ России получила первые самолеты Су-30 новой модификации СМ2. Почему эта новость исключительно важна для отечественного Военно-морского флота, какие новые возможности эти самолеты обещают дать России в борьбе на море – и какие странности сопровождают их поступление в войска?

Морская авиация ВМФ России получила первые самолеты Су-30 новой модификации СМ2. Почему эта новость исключительно важна для отечественного Военно-морского флота, какие новые возможности эти самолеты обещают дать России в борьбе на море – и какие странности сопровождают их поступление в войска?

Со времен Второй Мировой войны главной ударной силой в войне на море является авиация. Это было верно и для Советского Союза.

Однако мощные группировки ударной авиации ненадолго пережили распад СССР. Если в начале девяностых в одной только Морской ракетоносной авиации (МРА ВМФ) были сотни самолетов, то к началу двухтысячных их оставалось несколько десятков. Сердюковская реформа и вовсе привела к ликвидации МРА и передаче последних оставшихся флотских ракетоносцев Ту-22М3 в ВКС.

И все же у российского флота осталась штурмовая авиация. Сегодня 43-й отдельный морской штурмовой авиаполк Черноморского флота и 4-й отдельный гвардейский штурмовой авиаполк Балтийского флота – единственные специализированные ударные авиационные части Морской авиации (МА) ВМФ России. На вооружении штурмовых авиаполков МА ВМФ состоят такие самолеты, как фронтовой бомбардировщик Су-24М и многофункциональный истребитель Су-30СМ.

Главным оружием Су-24М при ударе по морской цели являются тактические противорадиолокационные, противокорабельные и другие управляемые ракеты. Минус этих средств поражения – малая дальность. Чтобы пустить ракеты по кораблю, самолету нужно оказаться внутри зоны поражения корабельных систем противовоздушной обороны (ПВО). Успех атаки силами Су-24М в лучшем случае будет оплачен очень большими потерями, а скорее всего, просто не будет достигнут – ПВО современных кораблей слишком сильна. Противокорабельных крылатых ракет (ПКР) Су-24М не несет и применять их не может.

Другое дело – Су-30СМ. Этот самолет привыкли считать истребителем, но как раз как истребитель он уже несколько устарел. Зато в штурмовых авиаполках Су-30СМ оказался куда более подходящим средством, чем Су-24М. Причина в том, что этот самолет может применять противокорабельные ракеты, причем двух типов: сверхзвуковую Х-31 и дозвуковую Х-35. А Х-31 – это ракета, которая с высокой степенью вероятности пробьет почти любую корабельную ПВО, будучи примененной массированно.

Но увы, у большинства модификаций этой ракеты маленькая дальность, и самолету опять нужно оказаться под огнем корабельной ПВО, чтобы ее использовать. У варианта Х-31АД дальность увеличена, но пуск приходится выполнять с относительно большой высоты, что опять-таки повышает уязвимость самолета-носителя.

Х-35 – другое дело. Это дозвуковая ракета, очень похожая по концепции на американский «Гарпун». Она может быть пущена с большого расстояния и с малой высоты – так, что корабли просто не смогут обнаружить атакующий самолет. Ей не обязательно видеть цель еще до отцепки от носителя. Ее головка самонаведения (ГСН) может захватить цель на боевом пути, уже в полете – это ее кардинальное отличие от старых советских ракет, которые использовала МРА. И это тоже повышает шансы самолета на выживание.

Чтобы применить такое оружие с большого расстояния, самолету нужна была мощная радиолокационная станция. Позволяющая издалека обнаружить и опознать нужную надводную цель и не влепить ракету в сухогруз под нейтральным флагом. РЛС «Барс» тут не лучший, но в целом рабочий вариант. Километров с 80-100 при отсутствии радиопомех она позволяет решить задачу обнаружения надводной цели с удовлетворительной вероятностью.

Этого мало, чтобы гарантированно уйти без обстрела со стороны корабля, но достаточно, чтобы успеть выполнить противозенитный маневр и все-таки уйти живым. Именно поэтому Су-24М в штурмовых полках заменяются на Су-30СМ. Эти самолеты обеспечивают на порядок более высокие шансы на успех и несоизмеримо меньший уровень прогнозируемых потерь.

Летом 2020 года в СМИ прошла обнадеживающая новость: для Морской авиации будут заказаны новые самолеты – Су-30СМ2. Следующую модификацию описывали следующим образом: вместо РЛС Н011 «Барс» на самолете будет установлена РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) от истребителя Су-35С. Генераторы штатных двигателей АЛ-31Ф, которые установлены на Су-30СМ, не смогли бы обеспечить такую РЛС по мощности, поэтому вместо них самолет должен был бы получить и двигатели от Су-35С – АЛ-41Ф. Эти нововведения подняли бы мощь самолета на порядок.

«Ирбис» – это РЛС с очень высокой мощностью излучения. Для самолета, атакующего корабль, нужна как раз прежде всего мощность, и у «Ирбиса» она есть. Дальность, на которой «Ирбис» может обнаружить крупный корабль, исчисляется сотнями километров. При наличии данных разведки о местонахождении и составе отряда боевых кораблей «Ирбис» позволяет, просто пересчитав отметки на экране в кабине, опознать обнаруженную надводную цель. После чего возникает возможность пустить Х-35 не просто с большого расстояния, а с безопасного – а это, что называется, совсем другое дело.

В августе 2020-го было объявлено, что Морская авиация получит 46 таких самолетов. Летом 2021 года стало известно о начале подготовки летчиков из 4-го гвардейского авиаполка к получению подобных машин. И вот теперь стало известно, что первые из них изготовлены – а значит, видимо, скоро встанут в строй. Источники заявляют, что первые четыре машины поступят на Балтийский флот. «Перевооружение отдельного морского штурмового авиационного полка морской авиации с самолетов Су-24М на самолеты Су-30СМ2 в полтора раза повысит его боевой потенциал», заявляется производителем.

Самолет, правда, оказался немного другим. Согласно официальным сообщениям, самолет получил модернизированную РЛС (не другую, как должно было быть), новые средства поражения (без указания того, какие). Дальность обнаружения целей выросла, но неизвестно насколько. Проведена работа по импортозамещению комплектующих.

Всё это, безусловно, хорошо. Однако те же двигатели АЛ-31Ф (а они те же – про другие двигатели официальные лица ничего не сообщают) означают, что радикально более мощного радиолокатора там нет. Отсюда следует, что дальность обнаружения если и выросла, то ненамного. А значит, и боевая эффективность самолета от уровня СМ тоже выросла не так сильно, как могла бы.

В принципе, это ожидалось. Еще в апреле 2021 года источники в авиапроме сообщали, что быстро сделать новый самолет не получается, а в модернизации будет два этапа. На первом – речь будет идти именно о слегка модернизированных самолетах со старыми двигателями и немного обновленным радиоэлектронным оборудованием, а самолеты второго этапа модернизации будут поставляться после 2023 года. Но тогда, в апреле, это была неподтвержденная информация. Сейчас ясно, что сообщения этих источников оказались правдой: сначала в Морскую авиацию пошли самолеты первого этапа, лишь слегка обновленные.

Представляет интерес и сообщение о новых средствах поражения. Дело в том, что ни о каких новых противокорабельных ракетах воздушного базирования у нас в стране не сообщалось. В Морской авиации их тоже нет. Для ударов по берегу вскоре обещают гиперзвуковую ракету, но никто и никогда не обещал ее противокорабельный вариант.

Единственной противокорабельной ракетой, которая может производиться серийно и способна на порядок повысить боевые возможности Су-30СМ, является ПКР «Оникс».

С помощью российских специалистов аналог такой ракеты – ПКР «Брамос» – успешно прописался на индийских Су-30МКИ в авиачастях, предназначенных для уничтожения надводных целей. Технически новые Су-30СМ2 могли бы быть доработаны для ее применения. Тяжелая сверхзвуковая ПКР для поражения особо защищенных и важных целей реально нужна. Но о такой ли ракете идет речь? На этот вопрос пока нет никакого ответа.

О модернизации тоже сообщается так, что неясно, о чем идет речь – о появлении в производстве модернизируемого варианта первого этапа, о том же, но с по-настоящему новым самолетом, в варианте 2023 года, или же о модернизации строевых машин. Во всех трех случаях самолеты на выходе будут разные, и рост эффективности Морской авиации будет разный.

За вычетом этих странностей ситуация внушает осторожный оптимизм. Обновление парка самолетов Морской авиации продолжается – и это исключительно важно. Су-24М в Морской авиации изжили себя. Простой пример – если бы английский эсминец «Дефендер» пришлось бы топить у Крыма, то Су-30СМ (и СМ2) имели бы шансы сделать это или вообще без потерь, или с минимальными потерями в самолетах, а Су-24М – нет. Су-24М нужно срочно менять, и именно для этого новые машины поступают в Морскую авиацию. Авиаполки ВМФ РФ в любом случае станут мощнее с этими самолетами. Особенно если в итоге их окажется в Вооруженных силах не четыре, а хотя бы несколько десятков машин.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Алексей Заквасин, Максим Лобанов
RT
"Эффективно управлять потоками энергии": как продвигается разработка российского авиационного гибрида
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Паритет сел по-турецки
Николай Топоров, Василий Шапкин
АвиаСоюз
Перспективы развития винтокрылых летательных аппаратов с точки зрения авиационной науки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Аэропорты теряют рамки
Сабина Адлейба
КоммерсантЪ
Планы повисли в воздухе
Мария Колобова, Наталья Ильина
Известия
"Мир", тур, май: Turkish Airlines перестали принимать к оплате нацкарты
Николай Таликов
АвиаСоюз
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Александр Воинков
Октагон
В Минэнерго предложили урезать авиакомпаниям льготы на топливо



Анастасия Львова, Валерий Воронов
Известия
Керосинее небо: Минэнерго хочет урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анатолий Глянцев
Forbes
Из космоса на вертолете: что означает новый успех компании Rocket Lab
Артём Кореняко
РБК
"Аврора" столкнулась с нехваткой самолетов для полетов на Дальнем Востоке
Анастасия Львова
Известия
Билет нормальный: S7 Airlines перейдет на российскую систему бронирования
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Редкие птицы: 9 мая над столицей покажут необычные образцы авиатехники

Business FM
Ажиотажный спрос: "Аэрофлот" возобновит регулярные рейсы в Анталью и Стамбул из Москвы
Анастасия Львова, Вера Кузьмина
Известия
Тур де май: число рейсов Turkish Airlines в РФ попросили увеличить
Артём Кореняко
РБК
Профсоюз предупредил о риске увольнения 50 пилотов Superjet
Александр Книвель
АвиаСоюз
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Минтранс разработал стратегию авиаотрасли до 2030 года
Дмитрий Алексеев
Известия
Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина

De facto
Эксперт прогнозирует возможность ухода авиаперевозчиков зарубежных рейсов из Воронежа
Елена Аракелян
Комсомольская правда
Самолеты под санкциями: Как теперь будем летать по России и за границу, что будет с ценами и безопасностью

Известия
Авиаэксперт рассказал о способах помочь персоналу аэропортов в режиме простоя
Анастасия Львова
Известия
Крылатые качели: S7 и "Победа" обошли "Аэрофлот" по пассажиропотоку
Анастасия Львова
Известия
Такой простой: Внуково вслед за Шереметьево перевел сотрудников на новый график

Известия
Авиаэксперт назвал истерикой решение США понизить рейтинг безопасности полетов РФ
Екатерина Андронова, Наза Салех Захи
360
Россиянам объяснили, почему GPS в стране отключить невозможно
Максим Талавринов
Известия
ГЛОНАСС не догонят: Росавиация готовит авиакомпании к полетам без GPS
Наталья Дембинская
РИА Новости
Не остаться в пролете. Что ждет Airbus без поставок титана из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
По "Ту" сторону джетов
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96
Андрей Жвирблис
Business FM
В России хотят производить детали для Boeing и Airbus. Но сделать это будет непросто

ЯСИА
В Совете Федерации предложили реанимировать отечественные воздушные суда, находящиеся на хранении
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ
Анастасия Львова
Известия
По нашей запчасти: в РФ задумались над выпуском деталей для иностранных лайнеров
Ирина Гусева
СвободнаяПресса
Лето, самолёт, санкции: Как авиакомпании РФ полетят в высокий сезон?

Business FM
Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100
Анастасия Львова
Известия
Рейс поддержан: 246 авиамаршрутов за границу запустят через Сочи
Александр Воинков
Октагон
Эксперты: принятые поправки к санкциям ЕС о выкупе самолётов по закону дают возможность летать за рубеж

Национальная служба новостей
"Могут выкупить": Авиаэксперт нашел лазейку по лизингу иностранных самолетов в России
Яна Соловьева
Московская газета
Что будет делать Россия, когда сломается последний импортный самолет

Национальная служба новостей
Авиаэксперт: полеты в Европу не будут возобновлены даже после завершения спецоперации

Национальная служба новостей
Главный редактор Avia.ru: российское авиастроение восстанавливается уже 10-15 лет
Анастасия Белихова
Национальная служба новостей
«Безопасные и прекрасные»: Авиаэксперт заявил о переходе России на отечественные самолеты к 2030 году

Business FM
Покупка и лизинг самолетов будут осуществляться за рубли
Ольга Коленцова
Известия
Крылья с ответом: разработка российских ученых сделает "Суперджеты" безопаснее
Михаил Котов
Взгляд
Россия создает новые двигатели для перемещения в космосе
Дарья Ефимова
Ямал-Медиа
Почему новые правила Минтранса против авиадебоширов невозможно выполнить — мнение эксперта
Анастасия Львова
Известия
Избирательное правило: бизнес попросил изменить контроль за авиадебоширами
Валентина Родионова
Ридус
Авиаэксперт Гусаров объяснил последствия включения 21 авиакомпании РФ в черный список ЕС
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия готовится летать только на отечественных самолетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer