Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игрушки за два миллиарда


25 января 2022 года Александр Храмчихин, Военно-промышленный курьер


Достижение безусловного превосходства в воздухе – основа американской военной стратегии да и тактики тоже. За годы Второй мировой все компоненты ВС США получили свыше 150 тысяч только боевых самолетов. К маю 1945-го ВВС США, которые в тот момент организационно входили в состав сухопутных войск, имели в строю почти 80 тысяч самолетов, из них более 43 тысяч боевых.

Достижение безусловного превосходства в воздухе – основа американской военной стратегии да и тактики тоже. За годы Второй мировой все компоненты ВС США получили свыше 150 тысяч только боевых самолетов. К маю 1945-го ВВС США, которые в тот момент организационно входили в состав сухопутных войск, имели в строю почти 80 тысяч самолетов, из них более 43 тысяч боевых.

В ВМС к этому времени главными кораблями уже были не линкоры, а авианосцы. Вторая мировая органично перетекла в холодную войну, а авиация постепенно становилась реактивной. Уже в начале 50-х бывшие союзники сошлись в корейской войне, где их ВВС были смесью поршневых самолетов и новейших реактивных машин. Основу американской ударной мощи составляли «Сверхкрепости» В-29 (такие самолеты бомбили Японию в 1944–1945 годах) и средние бомбардировщики В-26 «Инвейдер».

От Кореи до Ирака и Югославии

В 50-е годы ВВС США эксплуатировали уникальный самолет, который сам по себе стал сочетанием поршневой и реактивной авиации. Еще в 1941 году началась разработка стратегического бомбардировщика, который мог бы доставать до Германии с американской территории в случае захвата Гитлером Великобритании. В результате был создан В-36 с поршневыми двигателями. Причем винты были не тянущие, а толкающие.

С 1949 года на В-36D и следующие модификации дополнительно устанавливались еще и четыре реактивных двигателя. Было произведено около 400 В-36, воевать им не пришлось. Примерно в таком же количестве был выпущен В-50, ставший развитием В-29. В 50–60-е годы основу стратегической авиации США составлял реактивный бомбардировщик В-47 «Стратоджет» (было выпущено немногим более двух тысяч машин). Заменой ему должен был стать В-58 «Хастлер», имеющий максимальную скорость более двух тысяч километров в час и способный прорываться к цели на малых высотах, но при этом его боевой радиус оказался всего четыре тысячи километров и он по сути уже был не совсем стратегическим. Поэтому самолет выпускали в небольшом количестве и быстро сняли с вооружения. Попытка создать бомбардировщик В-70 «Валькирия», имевший максимальную скорость 3,2 тысячи километров в час, провалилась.

“Во Вьетнаме морская авиация США потеряла не менее 360 «Скайхоков». 60 А-4 - ВВС Израиля в войнах с арабами. 22 «Скайхока» - ВВС Аргентины в ходе фолклендской войны”

В 60-е годы в рамках истребительной «сотой серии» («Сабли» против МиГов») в США был создан первый самолет с изменяемой стреловидностью крыла F-111. Несмотря на свое «истребительное» название (F – fighter), самолет был «чистым» бомбардировщиком. Предполагалось, но так и не состоялось его использование в качестве палубного самолета. Первое применение шести F-111А во Вьетнаме в марте 1968 года стало провальным (потеряно три самолета в 55 вылетах), но на заключительном этапе войны самолеты использовались гораздо успешнее (хотя было потеряно еще семь машин).

Применялись они также в апреле 1986 года против Ливии и зимой 1991-го против Ирака (потеряно по одному самолету), в том числе в варианте самолета РЭБ EF-111 (над Ираком была сбита именно такая машина).

F-111 были способны нести аэробаллистические ядерные (мощность заряда – до 200 килотонн) ракеты AGM-69 SRAM (дальность – до 160 километров), а в поздних модификациях могли применять различные УАБ, а также ПКР «Гарпун». Состояли также на вооружении ВВС Австралии. В настоящее время ни в США, ни в Австралии ни одного самолета этого типа нет ни в строю, ни на хранении. Лишь несколько машин остались в качестве памятников и музейных экспонатов.

Сомнительность концепции универсального истребителя-бомбардировщика проявилась во Вьетнаме. В частности, в проблеме отсутствия штурмовика – дешевого самолета с невысокими скоростью и потолком, но мощным вооружением и хорошей живучестью, способного работать непосредственно над полем боя при наличии у противника сильной ПВО. Истребители-бомбардировщики не подходили на эту роль, будучи слишком дорогими и скоростными. Пришлось возвращать с хранения поршневые штурмовики А-1 «Скайрейдер» времен корейской войны. Их было потеряно более 250 (в Корее – 211), но проблем этот самолет не решил.

Несколько более успешными оказались действия палубных штурмовиков А-4 «Скайхок». Этих самолетов было построено почти три тысячи, они широко экспортировались (в основном в наземном варианте). Во Вьетнаме морская авиация США потеряла не менее 360 «Скайхоков». 60 А-4 – ВВС Израиля в войнах с арабами (последний – в июне 1982 года). Как минимум 22 «Скайхока» – ВВС Аргентины в ходе фолклендской войны.

В ВМС США еще в конце 60-х вместо «Скайхоков» на вооружение стали поступать палубные штурмовики А-7 «Корсар» (созданы на основе палубного же истребителя F-8 «Крусейдер»). Их было построено примерно 1,5 тысячи. А-7 успели повоевать во Вьетнаме, где было сбито до 100 машин. Практически одновременно на вооружении поступили тяжелые палубные штурмовики А-6 «Интрудер», которые скорее были бомбардировщиками. Во Вьетнаме потеряно не менее 85 А-6, по одному А-6 и А-7 сбила ПВО Сирии в декабре 1983 года над Ливаном. На базе А-6 (эти самолеты не имели наземного варианта и никуда не экспортировались) были созданы заправщик КА-6 и самолет РЭБ ЕА-6. Последний еще остается на хранении морской авиации США (до 70 машин).

Также в США на хранении сохранилось до 100 А-4, в Греции – 75 А-7. Что касается штурмовиков наземного базирования, то наиболее адекватным самолетом этого типа стал А-37, созданный на базе учебного Т-37. Он имел боевую нагрузку менее двух тонн, но лучше всего подходил именно для противопартизанских действий. Во Вьетнаме было потеряно 22 А-37. Сейчас такие самолеты остаются на вооружении в ряде стран Латинской Америки и Азии.

«Летающие крепости» всегда в моде

Стратегический бомбардировщик В-52 стал своеобразным символом не только ВВС США, но и вообще американской военной мощи. Первые два прототипа этого самолета построены в 1951–1952 годах. 742 серийных самолета восьми разных модификаций (от А до Н) – в 1954–1963-м. Боевой радиус В-52 превышает семь тысяч километров (дальность – более 16 тысяч километров), боевая нагрузка – 30 тонн. Самолет может нести до 50 обычных авиабомб или до 8 ядерных или до 12 ракет AGM-69, на поздних модификациях – до 18 УАБ или тактических КРВБ (AGM-154, AGM-158) либо 12 (на В-52G) или 20 (на В-52Н) стратегических КРВБ AGM-86.

Во Вьетнаме были потеряны как минимум 22 В-52 (16 D, 6 G), хотя, по некоторым данным, потери могли достигать 34 единиц. К настоящему времени большая часть самолетов утилизирована или потеряна, исключение составляют машины двух последних модификаций. Из 102 В-52Н, произведенных в 1961–1963 годах, до сих пор остаются на вооружении 77, на хранении – еще 11. Из 193 В-52G, выпускавшихся в 1959–1961-м, на хранении остается до 88 машин. В-52Н предполагается сохранить в строю ВВС США до 2040-х годов, что сделает В-52 абсолютным рекордсменом по долголетию за всю историю боевой авиации.

В середине 80-х начал поступать на вооружение стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла В-1В, который в концептуальном плане стал наследником F-111. Его задачей был прорыв ПВО на сверхзвуковой скорости на малых высотах. Боевой радиус В-1В (5,5 тысячи километров) был несколько меньше, чем у В-52, а боевая нагрузка – 34 тонны и даже больше. Однако стратегические КРВБ AGM-86 этот самолет нести неспособен, хотя может брать до 24 AGM-158. Именно в связи с отсутствием в составе вооружения КРВБ В-1В постепенно был переориентирован на решение тактических задач в локальных войнах и даже исключен Вашингтоном из зачета договоров с Россией по СНВ. Из 100 построенных машин этого типа в строю остаются 46, на хранении – 33.

Последним на данный момент стратегическим бомбардировщиком в составе ВВС США является В-2 «Спирит», построенный по схеме «летающее крыло» и по технологии «Стелс» (принят на вооружение в конце 80-х). Несмотря на очень большие размеры, самолет обладает весьма низкой ЭПР. Из-за этого он стал самым дорогостоящим самолетом в истории (более двух миллиардов долларов за единицу). Планировалось закупить 132 таких бомбардировщика, но из-за ненормально высокой цены и окончания холодной войны серия была сокращена в шесть раз – до 21 машины.

Самолеты применялись в ходе агрессии против Югославии в 1999 году, в обеих иракских войнах и в афганской кампании. Причем, как правило, боевые вылеты осуществлялись с основной авиабазы этих машин «Уайтмэн» (штат Миссури) с возвращением на тот же аэродром (разумеется, с несколькими дозаправками в воздухе). Боевой радиус без дозаправки составляет примерно 5,3 тысячи километров, боевая нагрузка – 27 тонн. Как и В-1В, В-2 не является носителем стратегических КРВБ. Может нести до 16 ядерных или до 80 обычных бомб или от 8 до 16 УАБ либо тактических КРВБ. В авиакатастрофе был потерян один В-2 (2008 год). Новый стратегический бомбардировщик В-21 будет создан по той же концепции, что и В-2. В настоящее время именно В-21 является единственным ударным самолетом, создающимся в США.

«Кукурузник» с подвеской ПТРК

Сразу после вьетнамской войны на вооружение американских ВВС поступил первый и, видимо, последний «полноценный» штурмовик А-10 «Тандерболт». Было построено 707 машин (кроме восьми прототипов и предсерийных). Штурмовик имел усиленное бронирование, разнесенные двигатели, был вооружен семиствольной 30-мм пушкой, мог нести до шести ракет «Мейверик». Он предназначался в первую очередь для борьбы с танками и, как считается, добился в этой борьбе очень серьезных успехов в ходе обеих иракских войн (потери составили шесть самолетов в 1991-м и один в 2003-м) и в Югославии в 1999 году (без потерь). В настоящее время в строю осталось около 290 самолетов и примерно 100–110 на хранении и прямой замены А-10 не получит. Предполагается, что его функции в будущей войне возьмут на себя частично F-35А, частично – ударные вертолеты и боевые БЛА.

Совершенно особым явлением стал производившийся в 80-е годы самолет F-117 (выпущено 64 машины). Как и F-111, он, несмотря на «истребительное» обозначение, был тактическим бомбардировщиком. Первый в мире самолет, построенный по технологии «Стелс», с максимальным снижением заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

Снижение заметности было достигнуто за счет значительного понижения летных характеристик. Самолет мог нести две ядерные бомбы или две УАБ или одну-две ракеты («Мейверик» или противорадиолокационные AGM-88 HARM). F-117 был впервые применен в ходе интервенции США в Панаму в 1989 году, затем в войнах в Ираке и Югославии. Самолет летал только ночью для поражения наиболее приоритетных целей. Один F-117 был сбит над Югославией в марте 1999 года с помощью ЗРК С-125. Формально самолеты сняты с вооружения, фактически 49 оставшихся F-117 находятся на хранении на той же авиабазе «Тонопа», где они базировались ранее, и могут быть возвращены в строй в случае необходимости (в 2021-м четыре из них были на самом деле возвращены в строй).

В ХХI веке в США исключительно для экспорта были созданы «наследники» А-37 – легкие противопартизанские штурмовики АТ-802U и «Архангел». Оба разработаны на основе сельскохозяйственных самолетов. Дальность полета этих машин составляет 1,5–2,5 тысячи километров, боевая нагрузка не превышает 2,5 тонны, однако в нее могут входить ПТРК «Хеллфайр» и различные УАБ. На основе учебного самолета Т-6 «Тексан» создан легкий штурмовик АТ-6 «Волверин», который поступил на вооружение американских ВВС, но в незначительном количестве.

В настоящее время в ВС США стремительно растет количество БЛА различного размера и назначения, они способны решать все более широкий круг задач («Сижу в Штатах, бомблю Багдад»). Они не заменят полностью пилотируемую авиацию, но заменителем именно ударной (бомбардировочной и штурмовой) авиации станут в первую очередь. Именно поэтому в США и создается на перспективу только В-21.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer