Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Игрушки за два миллиарда


25 января 2022 года Александр Храмчихин, Военно-промышленный курьер


Достижение безусловного превосходства в воздухе – основа американской военной стратегии да и тактики тоже. За годы Второй мировой все компоненты ВС США получили свыше 150 тысяч только боевых самолетов. К маю 1945-го ВВС США, которые в тот момент организационно входили в состав сухопутных войск, имели в строю почти 80 тысяч самолетов, из них более 43 тысяч боевых.

Достижение безусловного превосходства в воздухе – основа американской военной стратегии да и тактики тоже. За годы Второй мировой все компоненты ВС США получили свыше 150 тысяч только боевых самолетов. К маю 1945-го ВВС США, которые в тот момент организационно входили в состав сухопутных войск, имели в строю почти 80 тысяч самолетов, из них более 43 тысяч боевых.

В ВМС к этому времени главными кораблями уже были не линкоры, а авианосцы. Вторая мировая органично перетекла в холодную войну, а авиация постепенно становилась реактивной. Уже в начале 50-х бывшие союзники сошлись в корейской войне, где их ВВС были смесью поршневых самолетов и новейших реактивных машин. Основу американской ударной мощи составляли «Сверхкрепости» В-29 (такие самолеты бомбили Японию в 1944–1945 годах) и средние бомбардировщики В-26 «Инвейдер».

От Кореи до Ирака и Югославии

В 50-е годы ВВС США эксплуатировали уникальный самолет, который сам по себе стал сочетанием поршневой и реактивной авиации. Еще в 1941 году началась разработка стратегического бомбардировщика, который мог бы доставать до Германии с американской территории в случае захвата Гитлером Великобритании. В результате был создан В-36 с поршневыми двигателями. Причем винты были не тянущие, а толкающие.

С 1949 года на В-36D и следующие модификации дополнительно устанавливались еще и четыре реактивных двигателя. Было произведено около 400 В-36, воевать им не пришлось. Примерно в таком же количестве был выпущен В-50, ставший развитием В-29. В 50–60-е годы основу стратегической авиации США составлял реактивный бомбардировщик В-47 «Стратоджет» (было выпущено немногим более двух тысяч машин). Заменой ему должен был стать В-58 «Хастлер», имеющий максимальную скорость более двух тысяч километров в час и способный прорываться к цели на малых высотах, но при этом его боевой радиус оказался всего четыре тысячи километров и он по сути уже был не совсем стратегическим. Поэтому самолет выпускали в небольшом количестве и быстро сняли с вооружения. Попытка создать бомбардировщик В-70 «Валькирия», имевший максимальную скорость 3,2 тысячи километров в час, провалилась.

“Во Вьетнаме морская авиация США потеряла не менее 360 «Скайхоков». 60 А-4 - ВВС Израиля в войнах с арабами. 22 «Скайхока» - ВВС Аргентины в ходе фолклендской войны”

В 60-е годы в рамках истребительной «сотой серии» («Сабли» против МиГов») в США был создан первый самолет с изменяемой стреловидностью крыла F-111. Несмотря на свое «истребительное» название (F – fighter), самолет был «чистым» бомбардировщиком. Предполагалось, но так и не состоялось его использование в качестве палубного самолета. Первое применение шести F-111А во Вьетнаме в марте 1968 года стало провальным (потеряно три самолета в 55 вылетах), но на заключительном этапе войны самолеты использовались гораздо успешнее (хотя было потеряно еще семь машин).

Применялись они также в апреле 1986 года против Ливии и зимой 1991-го против Ирака (потеряно по одному самолету), в том числе в варианте самолета РЭБ EF-111 (над Ираком была сбита именно такая машина).

F-111 были способны нести аэробаллистические ядерные (мощность заряда – до 200 килотонн) ракеты AGM-69 SRAM (дальность – до 160 километров), а в поздних модификациях могли применять различные УАБ, а также ПКР «Гарпун». Состояли также на вооружении ВВС Австралии. В настоящее время ни в США, ни в Австралии ни одного самолета этого типа нет ни в строю, ни на хранении. Лишь несколько машин остались в качестве памятников и музейных экспонатов.

Сомнительность концепции универсального истребителя-бомбардировщика проявилась во Вьетнаме. В частности, в проблеме отсутствия штурмовика – дешевого самолета с невысокими скоростью и потолком, но мощным вооружением и хорошей живучестью, способного работать непосредственно над полем боя при наличии у противника сильной ПВО. Истребители-бомбардировщики не подходили на эту роль, будучи слишком дорогими и скоростными. Пришлось возвращать с хранения поршневые штурмовики А-1 «Скайрейдер» времен корейской войны. Их было потеряно более 250 (в Корее – 211), но проблем этот самолет не решил.

Несколько более успешными оказались действия палубных штурмовиков А-4 «Скайхок». Этих самолетов было построено почти три тысячи, они широко экспортировались (в основном в наземном варианте). Во Вьетнаме морская авиация США потеряла не менее 360 «Скайхоков». 60 А-4 – ВВС Израиля в войнах с арабами (последний – в июне 1982 года). Как минимум 22 «Скайхока» – ВВС Аргентины в ходе фолклендской войны.

В ВМС США еще в конце 60-х вместо «Скайхоков» на вооружение стали поступать палубные штурмовики А-7 «Корсар» (созданы на основе палубного же истребителя F-8 «Крусейдер»). Их было построено примерно 1,5 тысячи. А-7 успели повоевать во Вьетнаме, где было сбито до 100 машин. Практически одновременно на вооружении поступили тяжелые палубные штурмовики А-6 «Интрудер», которые скорее были бомбардировщиками. Во Вьетнаме потеряно не менее 85 А-6, по одному А-6 и А-7 сбила ПВО Сирии в декабре 1983 года над Ливаном. На базе А-6 (эти самолеты не имели наземного варианта и никуда не экспортировались) были созданы заправщик КА-6 и самолет РЭБ ЕА-6. Последний еще остается на хранении морской авиации США (до 70 машин).

Также в США на хранении сохранилось до 100 А-4, в Греции – 75 А-7. Что касается штурмовиков наземного базирования, то наиболее адекватным самолетом этого типа стал А-37, созданный на базе учебного Т-37. Он имел боевую нагрузку менее двух тонн, но лучше всего подходил именно для противопартизанских действий. Во Вьетнаме было потеряно 22 А-37. Сейчас такие самолеты остаются на вооружении в ряде стран Латинской Америки и Азии.

«Летающие крепости» всегда в моде

Стратегический бомбардировщик В-52 стал своеобразным символом не только ВВС США, но и вообще американской военной мощи. Первые два прототипа этого самолета построены в 1951–1952 годах. 742 серийных самолета восьми разных модификаций (от А до Н) – в 1954–1963-м. Боевой радиус В-52 превышает семь тысяч километров (дальность – более 16 тысяч километров), боевая нагрузка – 30 тонн. Самолет может нести до 50 обычных авиабомб или до 8 ядерных или до 12 ракет AGM-69, на поздних модификациях – до 18 УАБ или тактических КРВБ (AGM-154, AGM-158) либо 12 (на В-52G) или 20 (на В-52Н) стратегических КРВБ AGM-86.

Во Вьетнаме были потеряны как минимум 22 В-52 (16 D, 6 G), хотя, по некоторым данным, потери могли достигать 34 единиц. К настоящему времени большая часть самолетов утилизирована или потеряна, исключение составляют машины двух последних модификаций. Из 102 В-52Н, произведенных в 1961–1963 годах, до сих пор остаются на вооружении 77, на хранении – еще 11. Из 193 В-52G, выпускавшихся в 1959–1961-м, на хранении остается до 88 машин. В-52Н предполагается сохранить в строю ВВС США до 2040-х годов, что сделает В-52 абсолютным рекордсменом по долголетию за всю историю боевой авиации.

В середине 80-х начал поступать на вооружение стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла В-1В, который в концептуальном плане стал наследником F-111. Его задачей был прорыв ПВО на сверхзвуковой скорости на малых высотах. Боевой радиус В-1В (5,5 тысячи километров) был несколько меньше, чем у В-52, а боевая нагрузка – 34 тонны и даже больше. Однако стратегические КРВБ AGM-86 этот самолет нести неспособен, хотя может брать до 24 AGM-158. Именно в связи с отсутствием в составе вооружения КРВБ В-1В постепенно был переориентирован на решение тактических задач в локальных войнах и даже исключен Вашингтоном из зачета договоров с Россией по СНВ. Из 100 построенных машин этого типа в строю остаются 46, на хранении – 33.

Последним на данный момент стратегическим бомбардировщиком в составе ВВС США является В-2 «Спирит», построенный по схеме «летающее крыло» и по технологии «Стелс» (принят на вооружение в конце 80-х). Несмотря на очень большие размеры, самолет обладает весьма низкой ЭПР. Из-за этого он стал самым дорогостоящим самолетом в истории (более двух миллиардов долларов за единицу). Планировалось закупить 132 таких бомбардировщика, но из-за ненормально высокой цены и окончания холодной войны серия была сокращена в шесть раз – до 21 машины.

Самолеты применялись в ходе агрессии против Югославии в 1999 году, в обеих иракских войнах и в афганской кампании. Причем, как правило, боевые вылеты осуществлялись с основной авиабазы этих машин «Уайтмэн» (штат Миссури) с возвращением на тот же аэродром (разумеется, с несколькими дозаправками в воздухе). Боевой радиус без дозаправки составляет примерно 5,3 тысячи километров, боевая нагрузка – 27 тонн. Как и В-1В, В-2 не является носителем стратегических КРВБ. Может нести до 16 ядерных или до 80 обычных бомб или от 8 до 16 УАБ либо тактических КРВБ. В авиакатастрофе был потерян один В-2 (2008 год). Новый стратегический бомбардировщик В-21 будет создан по той же концепции, что и В-2. В настоящее время именно В-21 является единственным ударным самолетом, создающимся в США.

«Кукурузник» с подвеской ПТРК

Сразу после вьетнамской войны на вооружение американских ВВС поступил первый и, видимо, последний «полноценный» штурмовик А-10 «Тандерболт». Было построено 707 машин (кроме восьми прототипов и предсерийных). Штурмовик имел усиленное бронирование, разнесенные двигатели, был вооружен семиствольной 30-мм пушкой, мог нести до шести ракет «Мейверик». Он предназначался в первую очередь для борьбы с танками и, как считается, добился в этой борьбе очень серьезных успехов в ходе обеих иракских войн (потери составили шесть самолетов в 1991-м и один в 2003-м) и в Югославии в 1999 году (без потерь). В настоящее время в строю осталось около 290 самолетов и примерно 100–110 на хранении и прямой замены А-10 не получит. Предполагается, что его функции в будущей войне возьмут на себя частично F-35А, частично – ударные вертолеты и боевые БЛА.

Совершенно особым явлением стал производившийся в 80-е годы самолет F-117 (выпущено 64 машины). Как и F-111, он, несмотря на «истребительное» обозначение, был тактическим бомбардировщиком. Первый в мире самолет, построенный по технологии «Стелс», с максимальным снижением заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

Снижение заметности было достигнуто за счет значительного понижения летных характеристик. Самолет мог нести две ядерные бомбы или две УАБ или одну-две ракеты («Мейверик» или противорадиолокационные AGM-88 HARM). F-117 был впервые применен в ходе интервенции США в Панаму в 1989 году, затем в войнах в Ираке и Югославии. Самолет летал только ночью для поражения наиболее приоритетных целей. Один F-117 был сбит над Югославией в марте 1999 года с помощью ЗРК С-125. Формально самолеты сняты с вооружения, фактически 49 оставшихся F-117 находятся на хранении на той же авиабазе «Тонопа», где они базировались ранее, и могут быть возвращены в строй в случае необходимости (в 2021-м четыре из них были на самом деле возвращены в строй).

В ХХI веке в США исключительно для экспорта были созданы «наследники» А-37 – легкие противопартизанские штурмовики АТ-802U и «Архангел». Оба разработаны на основе сельскохозяйственных самолетов. Дальность полета этих машин составляет 1,5–2,5 тысячи километров, боевая нагрузка не превышает 2,5 тонны, однако в нее могут входить ПТРК «Хеллфайр» и различные УАБ. На основе учебного самолета Т-6 «Тексан» создан легкий штурмовик АТ-6 «Волверин», который поступил на вооружение американских ВВС, но в незначительном количестве.

В настоящее время в ВС США стремительно растет количество БЛА различного размера и назначения, они способны решать все более широкий круг задач («Сижу в Штатах, бомблю Багдад»). Они не заменят полностью пилотируемую авиацию, но заменителем именно ударной (бомбардировочной и штурмовой) авиации станут в первую очередь. Именно поэтому в США и создается на перспективу только В-21.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Алексей Заквасин, Максим Лобанов
RT
"Эффективно управлять потоками энергии": как продвигается разработка российского авиационного гибрида
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Паритет сел по-турецки
Николай Топоров, Василий Шапкин
АвиаСоюз
Перспективы развития винтокрылых летательных аппаратов с точки зрения авиационной науки
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Аэропорты теряют рамки
Сабина Адлейба
КоммерсантЪ
Планы повисли в воздухе
Мария Колобова, Наталья Ильина
Известия
"Мир", тур, май: Turkish Airlines перестали принимать к оплате нацкарты
Николай Таликов
АвиаСоюз
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Александр Воинков
Октагон
В Минэнерго предложили урезать авиакомпаниям льготы на топливо



Анастасия Львова, Валерий Воронов
Известия
Керосинее небо: Минэнерго хочет урезать авиакомпаниям льготы на топливо
Анатолий Глянцев
Forbes
Из космоса на вертолете: что означает новый успех компании Rocket Lab
Артём Кореняко
РБК
"Аврора" столкнулась с нехваткой самолетов для полетов на Дальнем Востоке
Анастасия Львова
Известия
Билет нормальный: S7 Airlines перейдет на российскую систему бронирования
Богдан Степовой, Роман Крецул
Известия
Редкие птицы: 9 мая над столицей покажут необычные образцы авиатехники

Business FM
Ажиотажный спрос: "Аэрофлот" возобновит регулярные рейсы в Анталью и Стамбул из Москвы
Анастасия Львова, Вера Кузьмина
Известия
Тур де май: число рейсов Turkish Airlines в РФ попросили увеличить
Артём Кореняко
РБК
Профсоюз предупредил о риске увольнения 50 пилотов Superjet
Александр Книвель
АвиаСоюз
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
Минтранс разработал стратегию авиаотрасли до 2030 года
Дмитрий Алексеев
Известия
Если очень захотеть: зачем России аэрокосмическая инновационная долина

De facto
Эксперт прогнозирует возможность ухода авиаперевозчиков зарубежных рейсов из Воронежа
Елена Аракелян
Комсомольская правда
Самолеты под санкциями: Как теперь будем летать по России и за границу, что будет с ценами и безопасностью

Известия
Авиаэксперт рассказал о способах помочь персоналу аэропортов в режиме простоя
Анастасия Львова
Известия
Крылатые качели: S7 и "Победа" обошли "Аэрофлот" по пассажиропотоку
Анастасия Львова
Известия
Такой простой: Внуково вслед за Шереметьево перевел сотрудников на новый график

Известия
Авиаэксперт назвал истерикой решение США понизить рейтинг безопасности полетов РФ
Екатерина Андронова, Наза Салех Захи
360
Россиянам объяснили, почему GPS в стране отключить невозможно
Максим Талавринов
Известия
ГЛОНАСС не догонят: Росавиация готовит авиакомпании к полетам без GPS
Наталья Дембинская
РИА Новости
Не остаться в пролете. Что ждет Airbus без поставок титана из России
Айгуль Абдуллина
КоммерсантЪ
По "Ту" сторону джетов
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96
Андрей Жвирблис
Business FM
В России хотят производить детали для Boeing и Airbus. Но сделать это будет непросто

ЯСИА
В Совете Федерации предложили реанимировать отечественные воздушные суда, находящиеся на хранении
Артём Кореняко, Тимофей Дзядко
РБК
Власти обсудят погашение долгов авиакомпаний за счет ФНБ
Анастасия Львова
Известия
По нашей запчасти: в РФ задумались над выпуском деталей для иностранных лайнеров
Ирина Гусева
СвободнаяПресса
Лето, самолёт, санкции: Как авиакомпании РФ полетят в высокий сезон?

Business FM
Российские авиакомпании столкнулись с проблемами при ремонте двигателей Superjet 100
Анастасия Львова
Известия
Рейс поддержан: 246 авиамаршрутов за границу запустят через Сочи
Александр Воинков
Октагон
Эксперты: принятые поправки к санкциям ЕС о выкупе самолётов по закону дают возможность летать за рубеж

Национальная служба новостей
"Могут выкупить": Авиаэксперт нашел лазейку по лизингу иностранных самолетов в России
Яна Соловьева
Московская газета
Что будет делать Россия, когда сломается последний импортный самолет

Национальная служба новостей
Авиаэксперт: полеты в Европу не будут возобновлены даже после завершения спецоперации

Национальная служба новостей
Главный редактор Avia.ru: российское авиастроение восстанавливается уже 10-15 лет
Анастасия Белихова
Национальная служба новостей
«Безопасные и прекрасные»: Авиаэксперт заявил о переходе России на отечественные самолеты к 2030 году

Business FM
Покупка и лизинг самолетов будут осуществляться за рубли
Ольга Коленцова
Известия
Крылья с ответом: разработка российских ученых сделает "Суперджеты" безопаснее
Михаил Котов
Взгляд
Россия создает новые двигатели для перемещения в космосе
Дарья Ефимова
Ямал-Медиа
Почему новые правила Минтранса против авиадебоширов невозможно выполнить — мнение эксперта
Анастасия Львова
Известия
Избирательное правило: бизнес попросил изменить контроль за авиадебоширами
Валентина Родионова
Ридус
Авиаэксперт Гусаров объяснил последствия включения 21 авиакомпании РФ в черный список ЕС
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия готовится летать только на отечественных самолетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer