Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Палки в крылья: почему забуксовал проект по переводу самолетов в нацреестр


31 января 2022 года Анастасия Львова, Известия


Перевод самолетов российских авиакомпаний в национальный реестр может затормозиться. Минюст раскритиковал проект Министерства транспорта, который предлагает отменить требования регистрировать права собственности на воздушные суда, оставив только положение о регистрации самих самолетов. Это следует из заключения ведомства, с которым ознакомились «Известия». В Минтрансе сочли, что эти два требования дублируют друг друга: весомей сконцентрироваться на втором, так как владельцы самолетов пока предпочитают регистрации в российской юрисдикции Бермуды и Ирландию из-за налоговых льгот и понятной процедуры оформления. В Минюсте же считают, что мера затруднит оборот самолетов и приведет к судебным спорам.

Перевод самолетов российских авиакомпаний в национальный реестр может затормозиться. Минюст раскритиковал проект Министерства транспорта, который предлагает отменить требования регистрировать права собственности на воздушные суда, оставив только положение о регистрации самих самолетов. Это следует из заключения ведомства, с которым ознакомились «Известия». В Минтрансе сочли, что эти два требования дублируют друг друга: весомей сконцентрироваться на втором, так как владельцы самолетов пока предпочитают регистрации в российской юрисдикции Бермуды и Ирландию из-за налоговых льгот и понятной процедуры оформления. В Минюсте же считают, что мера затруднит оборот самолетов и приведет к судебным спорам.

Недвижимое имущество

По мнению Минюста, разработанные Минтрансом поправки приведут «к ряду неблагоприятных правовых последствий», связанных со сделками с самолетами, говорится в заключении, с которым ознакомились «Известия».

«Свидетельство о регистрации воздушного судна выдается только для целей регистрации и не удостоверяет право собственности на самолет», — уточняет ведомство в своем отзыве.

В Минюсте полагают, что поправки затруднят оборот воздушных судов и приведут к новым судебным спорам. Например, из-за того, что самолеты больше не будут считаться недвижимостью, могут возникать ситуации, когда брошенное воздушное судно попадет в собственность третьих лиц, говорится в заключении ведомства. У владельцев самолетов могут возникнуть вопросы о подсудности этих споров.

Право собственности на самолеты сегодня регистрируется в России как на недвижимое имущество. Эта юридическая фикция направлена на более четкое правовое регулирование сделок с воздушными судами, напоминает Минюст. Одновременно с этим регистрируются и сами самолеты — как объекты эксплуатации. Минтранс считает, что достаточно оставить лишь вторую процедуру, ведь в свидетельстве о регистрации будут указаны данные о собственнике. Для этого ведомство в 2021 году разработало проект федерального закона, которым хочет внести соответствующие поправки в Воздушный кодекс и в закон «О государственной регистрации недвижимости».

Представитель Минюста сообщил «Известиям», что Минтранс не направлял в ведомство доработанный проект поправок. В Министерстве транспорта и Росавиации не ответили на запросы.

Берег ирландский

Новая инициатива Минтранса связана с планами по популяризации российского госреестра воздушных судов. Такие реестры существуют в каждой стране, и владельцы самолетов могут выбирать, в каком из них регистрироваться. Минтранс считает, что требования о регистрации прав на суда дублируют требования об учете самих самолетов в этом реестре. Это противоречит международной правовой практике и мешает развиваться российскому реестру судов, следует из пояснительной записки Минтранса к проекту.

Сегодня до 70% парка самолетов российских авиакомпаний зарегистрировано не в России, а на Бермудских островах (Великобритания) и в Ирландии. Иностранные регистры выбирают из-за удобства — оформить сертификат летной годности судна там быстрее, проще и понятнее. Сотрудники иностранных регистров дисциплинированны, имеют многолетний опыт работы, к сертификатам этих стран никогда нет вопросов, пояснили источники «Известий» в двух авиакомпаниях.

Росавиация давно выступает за регистрацию иностранных самолетов российских авиакомпаний в национальном реестре. Это позволит отечественному регулятору следить за поддержанием их летной годности, а также получать за это дополнительные средства, ведь контроль летной годности — услуга платная. В марте 2021 года глава Росавиации Александр Нерадько предложил запретить российским авиакомпаниям регистрировать самолеты в иностранных регистрах начиная с 2023 года.

— Желание понятно: расширение сферы влияния, контроля. К тому же на Украине, в Казахстане, в Азербайджане действует национальный реестр. А у нас нет, — говорит собеседник «Известий» в одной из авиакомпаний.

Но владельцы самолетов — чаще всего это лизинговые компании — пока не готовы к российской прописке.

— Говорить о переводе судов в российский реестр преждевременно. Возможность использовать его будет понятна после завершения изменения законодательства по синхронизации с правилами поддержания летной годности основных мировых юрисдикций, — сказал «Известиям» представитель «ВТБ Лизинга».

В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) также видят сложности в этом вопросе, но какие — не уточняют.

В Red Wings подтвердили, что «пока лизинговые компании массовый перевод иностранных судов в российский реестр не санкционировали». В S7 уточнили, что на текущий момент реестр не отвечает всем требованиям, сформулированным рабочей группой при Минтрансе, где сейчас обсуждается проект.

— Сроки и готовность перевода воздушных судов в российский реестр будут зависеть от этого. Пока трудно назвать их с определенностью, — добавили в S7.

Без налога

Все опрошенные «Известиями» лизинговые компании поддержали инициативу Минтранса об отмене регистрации прав собственности на самолеты. Положительно высказались в ГТЛК, «Сбер Лизинге», «ВТБ Лизинге» и «ПСБ Лизинге». Эта мера позволит стандартизировать и синхронизировать российские подходы к определению воздушного судна как субъекта права с принципами, принятыми практически во всем мире, уточнили в ВТБ.

Гендиректор входящей в ОАК компании «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) Сергей Туркин отметил, что таким образом отпадет необходимость платить налог на самолеты в размере 2,2%.

— Это стало бы важным шагом по выравниванию условий регистрации самолетов в России по сравнению с регистрацией за рубежом, ведь там к воздушным судам такой налог не применяется, — объяснил он.

В «ПСБ Лизинге» подчеркнули, что исключение воздушных судов из числа объектов, относимых к недвижимому имуществу, облагаемому налогом, соответствует мировым практикам.

Отмену регистрации прав собственности поддержали и в S7 Airlines. Ее представитель сообщил, что инициатива обсуждалась в рамках рабочей группы, созданной при Минтрансе.

— Мы не видим каких-либо рисков, поскольку государственная регистрация воздушных судов сохраняется, а защита интересов их собственников сегодня в РФ формируется через имплементацию положений Кейптаунской конвенции, ратифицированной РФ несколько лет назад, — сообщил он.

Представитель «ВЭБ Лизинга» отказался от комментариев. В группе «Аэрофлот», «Уральских авиалиниях» и Utair на запросы не ответили.

Самолет за 3000 рублей

Проект Минтранса вряд ли окажется полностью заблокированным из-за замечаний Минюста, его могут отправить на доработку, считает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

По мнению юриста, критически важных замечаний Минюст не вынес, а риски, на которые он указал, не обязательно реализуются.

— Да и сами риски тоже спорные. По закону приравнять брошенное судно к металлолому и оформить на него права собственности (после того как самолеты перестанут считать недвижимым имуществом) можно, только если его стоимость явно ниже 3 тыс. рублей. Очевидно, что в любом техническом состоянии стоимость самолета не может быть ниже этой суммы, — говорит юрист.

Партнер юридической фирмы Orchards Юрий Аксенов отметил, что наделение воздушного судна правовым режимом движимой вещи не ослабит защищенность участников рынка, а, наоборот, освободит их от избыточных процедур.

— Оборот наземных транспортных средств, включая дорогостоящие автомобили, карьерные самосвалы и скоростные поезда, нисколько не страдает от того, что закон не рассматривает их в качестве недвижимости, — замечает он.

Признание крупных транспортных средств недвижимостью остается скорее традицией, нежели необходимостью. Результатом же становится громоздкая процедура заключения сделок с ними, согласился руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia Евгений Тимофеев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer