Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тысячи беспилотников изменят облик российской армии


4 января 2022 года Александр Тимохин, Взгляд


До последнего времени разработка, поставки в войска и тем более применение беспилотников нельзя было назвать сильной стороной российского ВПК и Вооруженных сил. Однако 2021 год запомнился целой чередой событий, демонстрирующих радикальную перемену отношения к боевым дронам. Почему это произошло - и как это изменит российскую армию?

До последнего времени разработка, поставки в войска и тем более применение беспилотников нельзя было назвать сильной стороной российского ВПК и Вооруженных сил. Однако 2021 год запомнился целой чередой событий, демонстрирующих радикальную перемену отношения к боевым дронам. Почему это произошло - и как это изменит российскую армию?

Неожиданно для стороннего наблюдателя 2021 год стал в некотором роде переломным с точки зрения разработки и применения отечественных беспилотных летательных аппаратов – БЛА (сокращение БПЛА в документах более не применяется, оно устаревшее).

Сначала «Кронштадт» показал свой беспилотник, оснащенный радиолокационной станцией, способной обнаруживать воздушные цели. Потом Минобороны продемонстрировало то, что ранее по факту скрывало – массовое применение барражирующих боеприпасов в реальных военных действиях. Под занавес года обнаружилось, что БЛА «Орион» способен поражать воздушные цели.

С учетом законченного завода «Кронштадта» (первый в России завод по производству ударных БЛА) возникает чувство, что российские БЛА преодолели важный рубеж. Как и люди, которые отвечают за их разработку, развитие и внедрение.

Реальность и картинка

Порою в СМИ – со ссылкой на официальные инстанции – преподносят некие новые образцы российской военной техники как сверхэффективные и не имеющие аналогов в мире. Иногда это действительно так, но чаще всего перед нами изделия, которые либо вообще не существуют в готовом к «серии» виде, либо же не оправдывают себя.

В результате у обывателя создается ложно-оптимистичное представление о возможностях нашей страны в военной области. Такое же, как, например, было перед русско-японской войной 1904–1905 годов или в начале июня 1941 года. Психологические последствия такой пропаганды потом оказываются очень тяжелыми.

Но с беспилотниками было все же несколько иначе. Конечно, после разрухи 1990-х и даже в 2000-х многое было упущено, и лидерство в создании БЛА захватили США, Израиль и Турция. Однако достаточно эффективные аппараты уже несколько лет есть в распоряжении российских Вооруженных сил. В том числе аппараты отечественного производства. Было и их реальное применение в боях, тоже эффективное. Да только вот узнать об этом публично было негде. Отчасти это можно понять – Минобороны действительно не могло рассказывать о некоторых боевых эпизодах.

Массово работу беспилотников показывали только в Сирии. К 2017–2018 годам в ВС РФ были уже тысячи БЛА разного назначения. Однако были в основном БЛА разведки и корректировки. Аппараты, с которых можно было обеспечить наведение оружия на цель или его непосредственное применение с самого БЛА, только испытывались. Тогда же наметилось снижение темпов развития нашей беспилотной авиации. Буксовало все – появление вооруженного «Ориона» в серии, «Альтиус», «Охотник».

Параллельно со стороны Генштаба были ужесточены требования к защите каналов связи. Порой чрезмерно – в Сирии были, наверное, сотни попыток со стороны стран НАТО перехватить контроль над нашими беспилотниками, и все они провалились. А новые требования серьезно затрудняли производство систем управления. И в этот момент создалось ощущение, что работы по новейшим БЛА начинают опять буксовать.
В российском военном строительстве бывают порой перекосы, но беспилотникам повезло. Видимо, все же турецкие показы возможностей этого вида техники в Сирии, Ливии и Карабахе, вместе с развертыванием этих БЛА на Украине, а также опыт своих испытаний совокупно помог убедить военное руководство в пользе этого вида вооружений. Может быть, и назревающие проблемы с оружейным экспортом сказали свое слово: вооруженные БЛА – это ходовой товар в мире, но пока российскому ВПК почти нечего предложить мировому рынку.

Зато теперь смело можно сказать – 2021-й стал годом, когда в данную «тематику» опять пошли деньги, причем грамотно.

Возможности ближайшего будущего

Начнем с барражирующих боеприпасов, которые так эффектно презентовала «Россия 24» с своем коротком фильме «Война дронов». Те эффектные кадры, которые мы видели, являются результатом применения этих БЛА Силами специальных операций – ССО. Безусловно, для ССО это очень полезный инструмент. Вместо того чтобы отправлять во вражеский тыл спецгруппу, можно решить задачу дешевым одноразовым дроном.

Во что превращаются войска противника, не имеющие средств обороны от таких «малышей», Карабах как раз наглядно и показал. Скоро противников России ждет именно это, причем в намного более худших масштабах.

Но пример того же Карабаха показывает – нужны ударные части, готовые и способные обеспечить массовое применение подобных беспилотников. И не в спецоперациях, а в общевойсковом бою. Сегодня можно уверенно сказать – вопрос о создании таких частей в ВС РФ уже в Минобороны поставлен, и есть надежда на то, что это в самые ближайшие месяцы станет реальностью.

Аналогичным образом деньги на «Орионы» означают появление машины в серии. Три первых беспилотника, принятые Минобороны в 2020 году, – это ничто, их нужны сотни. Теперь они, видимо, будут, потому что завод по их производству только что построен. Сами аппараты прошли испытания в Сирии. Очень скоро вооруженные дроны пойдут в серию. Для них уже готовы специальные легкие средства поражения – те бомбы и ракеты, которые несут обычные самолеты, для композитных беспилотных «легковесов» не подходят.

Видимо, ускорение получит и производство давно нужного ВКС «Альтиуса» с его огромной дальностью полета. Этот аппарат позволит вести разведку на большом расстоянии, чего сейчас Вооруженным силам сильно не хватает. О том, какие возможности ВС РФ может дать модифкация «Альтиуса» с радиолокационной станцией, газета ВЗГЛЯД уже писала.

А прогресс знаменитого «Охотника» уже очевиден. Второй экземпляр с плоским соплом, выкаченный из цеха, явно намекает на то, что до серии осталось недолго. В общем, лед если не тронулся, то по крайней мере вскрылся.

Все это даст России возможность вести войну нового типа, которую пока в полном объеме в мире осилили только Турция и отчасти Соединенные Штаты. Есть мнение, что при ведении такой войны, которую Россия ведет в Сирии, неуправляемые бомбы – это «дешево и сердито», а все подряд долбить высокоточными боеприпасами могут лишь богатые американцы. Реальность ровно обратная – дешевле положить на цель одну дорогую корректируемую бомбу, чем с эскадрильи самолетов засыпать ее «фугасками».

БЛА с малогабаритными боеприпасами делают войну гораздо дешевле. Теперь та цель, которой хватит нескольких килограммов взрывчатки, этими килограммами и поражается. Если достаточно одного боеприпаса для ее поражения, то один и используется, причем маленький и дешевый. И носитель – реактивный истребитель или фронтовой бомбардировщик поднимать не надо, керосин жечь тоннами не надо, рисковать пилотом не надо. В самом дорогом варианте легкий беспилотный самолет с поршневым двигателем взлетит и выполнит задачу, а где-то это будет одноразовый дрон-убийца, который на позицию привезли на «уазике».

В такой войне вопрос военной мощи будет сведен к производству – кто больше дронов может сделать, тот и сильнее. И тут новый завод как раз, а в будущем, может быть, и другие такие же. Да и для экономики во всем этом может быть немалый плюс, и дело даже не в экспорте дронов. «Кронштадт» активно работает над выходом в гражданский сектор, в котором сейчас как раз идет формирование спроса на беспилотную авиацию.

В общем, с точки зрения беспилотной боевой авиации этот год – позитивный, хороший и радостный, наполненный правильными решениями и техническими победами. Да, предстоит еще большая работа. Страна стоит в самом начале новой эры развития нашей беспилотной авиации. Но правильные решения уже приняты. Остается лишь пожелать, чтобы в 2022 году они были реализованы на практике.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer