Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тысячи беспилотников изменят облик российской армии


4 января 2022 года Александр Тимохин, Взгляд


До последнего времени разработка, поставки в войска и тем более применение беспилотников нельзя было назвать сильной стороной российского ВПК и Вооруженных сил. Однако 2021 год запомнился целой чередой событий, демонстрирующих радикальную перемену отношения к боевым дронам. Почему это произошло - и как это изменит российскую армию?

До последнего времени разработка, поставки в войска и тем более применение беспилотников нельзя было назвать сильной стороной российского ВПК и Вооруженных сил. Однако 2021 год запомнился целой чередой событий, демонстрирующих радикальную перемену отношения к боевым дронам. Почему это произошло - и как это изменит российскую армию?

Неожиданно для стороннего наблюдателя 2021 год стал в некотором роде переломным с точки зрения разработки и применения отечественных беспилотных летательных аппаратов – БЛА (сокращение БПЛА в документах более не применяется, оно устаревшее).

Сначала «Кронштадт» показал свой беспилотник, оснащенный радиолокационной станцией, способной обнаруживать воздушные цели. Потом Минобороны продемонстрировало то, что ранее по факту скрывало – массовое применение барражирующих боеприпасов в реальных военных действиях. Под занавес года обнаружилось, что БЛА «Орион» способен поражать воздушные цели.

С учетом законченного завода «Кронштадта» (первый в России завод по производству ударных БЛА) возникает чувство, что российские БЛА преодолели важный рубеж. Как и люди, которые отвечают за их разработку, развитие и внедрение.

Реальность и картинка

Порою в СМИ – со ссылкой на официальные инстанции – преподносят некие новые образцы российской военной техники как сверхэффективные и не имеющие аналогов в мире. Иногда это действительно так, но чаще всего перед нами изделия, которые либо вообще не существуют в готовом к «серии» виде, либо же не оправдывают себя.

В результате у обывателя создается ложно-оптимистичное представление о возможностях нашей страны в военной области. Такое же, как, например, было перед русско-японской войной 1904–1905 годов или в начале июня 1941 года. Психологические последствия такой пропаганды потом оказываются очень тяжелыми.

Но с беспилотниками было все же несколько иначе. Конечно, после разрухи 1990-х и даже в 2000-х многое было упущено, и лидерство в создании БЛА захватили США, Израиль и Турция. Однако достаточно эффективные аппараты уже несколько лет есть в распоряжении российских Вооруженных сил. В том числе аппараты отечественного производства. Было и их реальное применение в боях, тоже эффективное. Да только вот узнать об этом публично было негде. Отчасти это можно понять – Минобороны действительно не могло рассказывать о некоторых боевых эпизодах.

Массово работу беспилотников показывали только в Сирии. К 2017–2018 годам в ВС РФ были уже тысячи БЛА разного назначения. Однако были в основном БЛА разведки и корректировки. Аппараты, с которых можно было обеспечить наведение оружия на цель или его непосредственное применение с самого БЛА, только испытывались. Тогда же наметилось снижение темпов развития нашей беспилотной авиации. Буксовало все – появление вооруженного «Ориона» в серии, «Альтиус», «Охотник».

Параллельно со стороны Генштаба были ужесточены требования к защите каналов связи. Порой чрезмерно – в Сирии были, наверное, сотни попыток со стороны стран НАТО перехватить контроль над нашими беспилотниками, и все они провалились. А новые требования серьезно затрудняли производство систем управления. И в этот момент создалось ощущение, что работы по новейшим БЛА начинают опять буксовать.
В российском военном строительстве бывают порой перекосы, но беспилотникам повезло. Видимо, все же турецкие показы возможностей этого вида техники в Сирии, Ливии и Карабахе, вместе с развертыванием этих БЛА на Украине, а также опыт своих испытаний совокупно помог убедить военное руководство в пользе этого вида вооружений. Может быть, и назревающие проблемы с оружейным экспортом сказали свое слово: вооруженные БЛА – это ходовой товар в мире, но пока российскому ВПК почти нечего предложить мировому рынку.

Зато теперь смело можно сказать – 2021-й стал годом, когда в данную «тематику» опять пошли деньги, причем грамотно.

Возможности ближайшего будущего

Начнем с барражирующих боеприпасов, которые так эффектно презентовала «Россия 24» с своем коротком фильме «Война дронов». Те эффектные кадры, которые мы видели, являются результатом применения этих БЛА Силами специальных операций – ССО. Безусловно, для ССО это очень полезный инструмент. Вместо того чтобы отправлять во вражеский тыл спецгруппу, можно решить задачу дешевым одноразовым дроном.

Во что превращаются войска противника, не имеющие средств обороны от таких «малышей», Карабах как раз наглядно и показал. Скоро противников России ждет именно это, причем в намного более худших масштабах.

Но пример того же Карабаха показывает – нужны ударные части, готовые и способные обеспечить массовое применение подобных беспилотников. И не в спецоперациях, а в общевойсковом бою. Сегодня можно уверенно сказать – вопрос о создании таких частей в ВС РФ уже в Минобороны поставлен, и есть надежда на то, что это в самые ближайшие месяцы станет реальностью.

Аналогичным образом деньги на «Орионы» означают появление машины в серии. Три первых беспилотника, принятые Минобороны в 2020 году, – это ничто, их нужны сотни. Теперь они, видимо, будут, потому что завод по их производству только что построен. Сами аппараты прошли испытания в Сирии. Очень скоро вооруженные дроны пойдут в серию. Для них уже готовы специальные легкие средства поражения – те бомбы и ракеты, которые несут обычные самолеты, для композитных беспилотных «легковесов» не подходят.

Видимо, ускорение получит и производство давно нужного ВКС «Альтиуса» с его огромной дальностью полета. Этот аппарат позволит вести разведку на большом расстоянии, чего сейчас Вооруженным силам сильно не хватает. О том, какие возможности ВС РФ может дать модифкация «Альтиуса» с радиолокационной станцией, газета ВЗГЛЯД уже писала.

А прогресс знаменитого «Охотника» уже очевиден. Второй экземпляр с плоским соплом, выкаченный из цеха, явно намекает на то, что до серии осталось недолго. В общем, лед если не тронулся, то по крайней мере вскрылся.

Все это даст России возможность вести войну нового типа, которую пока в полном объеме в мире осилили только Турция и отчасти Соединенные Штаты. Есть мнение, что при ведении такой войны, которую Россия ведет в Сирии, неуправляемые бомбы – это «дешево и сердито», а все подряд долбить высокоточными боеприпасами могут лишь богатые американцы. Реальность ровно обратная – дешевле положить на цель одну дорогую корректируемую бомбу, чем с эскадрильи самолетов засыпать ее «фугасками».

БЛА с малогабаритными боеприпасами делают войну гораздо дешевле. Теперь та цель, которой хватит нескольких килограммов взрывчатки, этими килограммами и поражается. Если достаточно одного боеприпаса для ее поражения, то один и используется, причем маленький и дешевый. И носитель – реактивный истребитель или фронтовой бомбардировщик поднимать не надо, керосин жечь тоннами не надо, рисковать пилотом не надо. В самом дорогом варианте легкий беспилотный самолет с поршневым двигателем взлетит и выполнит задачу, а где-то это будет одноразовый дрон-убийца, который на позицию привезли на «уазике».

В такой войне вопрос военной мощи будет сведен к производству – кто больше дронов может сделать, тот и сильнее. И тут новый завод как раз, а в будущем, может быть, и другие такие же. Да и для экономики во всем этом может быть немалый плюс, и дело даже не в экспорте дронов. «Кронштадт» активно работает над выходом в гражданский сектор, в котором сейчас как раз идет формирование спроса на беспилотную авиацию.

В общем, с точки зрения беспилотной боевой авиации этот год – позитивный, хороший и радостный, наполненный правильными решениями и техническими победами. Да, предстоит еще большая работа. Страна стоит в самом начале новой эры развития нашей беспилотной авиации. Но правильные решения уже приняты. Остается лишь пожелать, чтобы в 2022 году они были реализованы на практике.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Артём Кореняко
РБК
«Аврора» предложила летать в аэропорты Дальнего Востока без диспетчеров

Эксперт
«Байкал» идет на взлет
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Самолеты оперативного реагирования: как за сутки развернуть ударную армию
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Ставка на истребители
Владимир Ераносян
Военно-промышленный курьер
«Утята» летят на север
Максим Талавринов, Вера Кузьмина, Ирина Цырулева
Известия
Пробковый спор: авиаколлапс в Нижнем Новгороде обернулся пятью делами
Ирина Альшаева
Газета.ru
«Американцы проявили мужество, признав ошибки в проекте F-35»
Дмитрий Петроченко
Forbes
Почему вырос спрос на частные самолеты и как это изменит рынок авиаперевозок




Ростех
Ка-62: из военных в гражданские
Михаил Котов
Известия
Степной полк: почему России по-прежнему не обойтись без Байконура
Максим Талавринов, Вероника Кулакова
Известия
Бес опозданий: в России удвоилось число задержанных авиарейсов
Михаил Короткевич
АвиаСоюз
Использование цифровых технологий в разработке вертолетной техники
Вероника Ваганова, Татьяна Леонтьева
Бизнес ONLINE
«После полета на «Победе» хочется отмыться»: как Ирада Аюпова билась с лоукостером
Иван Афанасьев
Вгудок
Авиаперевозки облетели РЖД
Арсений Замостьянов
Известия
Тот, кто делал ракеты: каким был первый главный конструктор космических кораблей
Михаил Котов
ТАСС
Гений, которого не хватает: как Сергей Королев реализовывал в железе мечты о космосе
Максим Талавринов
Известия
Не на высоте: авиадиспетчеры сообщили об угрозе безопасности полетов из-за сокращений
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Кинжал» в ножнах: для гиперзвуковых ракет готовят инфраструктуру
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Свободный пилот: Минобороны приняло программу развития ударных дронов
Александр Тимохин
Взгляд
Тысячи беспилотников изменят облик российской армии
Константин Липавский
ПолитРоссия
Первый полностью украинский самолет оказался наполовину состоящим из российских комплектующих
Михаил Кувырко
Взгляд
Крупнейший проект решит хроническую проблему Дальнего Востока
Анастасия Платонова, Мария Перевощикова, Ирина Цырулева, Максим Талавринов, Валерий Кодачигов
Известия
Табло невылета: что происходит в аэропортах из-за беспорядков в Казахстане
Андрей Ельчанинов
АвиаСоюз
Об актуальных вопросах развития беспилотной авиации в Российской Федерации
Максим Борисов
Газета.ru
«Они нас превзойдут»: китайский спутник назвали кошмаром для США
Роман Крецул, Антон Лавров
Известия
Авиа толк: оборону Калининграда усилят морскими «Супер-Сухими»
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
Первым делом вертолеты
Максим Кустов
Военно-промышленный курьер
«Ахиллесова пята» истребителя И-15 и способ ее защиты
Дмитрий Хоанг
Военно-промышленный курьер
«Барсук» вооружен и опасен
Виталий Виконт
Военно-промышленный курьер
Ты наш шедевральный
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
«Рафали» полетят в Эмираты
Федор Булашов
MK.ru
Эксперт подвел итоги неудачного для российской авиации года: «Человеческие ошибки»
Александр Нерадько
АвиаСоюз
Качество подготовки авиаспециалистов – основа обеспечения безопасности полетов и развития отрасли
Ольга Коленцова
Известия
Отходы отсюда: космический мусор уберёт с орбиты российский спутник-буксир

Business FM
МС-21 с крылом из российских композитов совершил первый полет
Андрей Резчиков
Взгляд
Уникальное крыло выводит Россию из-под давления Запада
Максим Талавринов
Известия
Отлетные цены: авиакомпании могут отказаться от повышения тарифов в 2022 году
Ольга Коленцова
Известия
Эпоха возрождения: 2021 год стал прорывным для российского космоса
Евгений Гайва
Российская Газета
Появилась еще одна причина для роста цен на авиабилеты
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Наш ответ американским стратегам: почему Ту-160 остается уникальным боевым самолетом

Business FM
Компания "Ростеха" сообщила о пропаже десяти самолетов
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Ростеха" сообщила о пропаже 10 самолетов спецназначения в Казани
Александр Храмчихин
Военно-промышленный курьер
«Сабли» против МиГов
Анатолий Журин
Военно-промышленный курьер
Уж не посмотришь свысока
Сергей Кетонов
Военно-промышленный курьер
Американский военпром прибирает к рукам Хельсинки

Интерфакс
Российская авиация заняла сравнительно безопасный эшелон
Артём Кореняко
РБК
Тарифы на обслуживание пассажиров резко вырастут в трех аэропортах
Дмитрий Мигунов
Известия
Грузовая грусть: авиаперевозки обострили мировой транспортный кризис
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Виданное дело: Минобороны показало экспериментальный образец С-70 "Охотник"
Андрей Иванов
ТАСС
"Небо закрывают". Участники полетов — о Договоре по открытому небу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer