Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Будь готов: какие задачи стоят перед российской космонавтикой


9 октября 2022 года Михаил Котов, Известия


Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов сообщил о подготовке к отправке на Луну автоматического посадочного аппарата «Луна-25» и пообещал, что к 2030 году Россия будет «технологически готова» отправить к спутнику Земли человеческий экипаж. Однако в настоящее время перед российской космонавтикой стоят совсем другие первоочередные задачи, и программы пилотируемого лунного полета среди них нет. Чем будет заниматься «Роскосмос» в ближайшие годы, разбирались «Известия».

Тихая революция

За последние годы многие производители космических аппаратов перешли от стапельной сборки к конвейерному методу. Из-за значительных расходов в предыдущие десятилетия запускали, как правило, по одному спутнику на ракету. И США, и СССР предпочитали создавать большие космические «комбайны» со множеством самых разных приборов на борту.

Проработать такой аппарат должен был как можно дольше, чтобы оправдать вложенные в него средства, а потому надежность была максимальным приоритетом при его создании. Для этого проводилось множество специальных тестов и проверок. В итоге на страну выпускалось лишь несколько десятков космических аппаратов в год.

К настоящему времени ситуация сильно изменилась. Компания SpaceX при создании спутникового «созвездия» Starlink смогла добиться неслыханных доселе результатов и производить более одного спутника в сутки. Корпорация Airbus, которая занимается созданием спутников проекта OneWeb, тоже смогла выйти на несколько сотен космических аппаратов в год, построив совместное производство OneWeb и Airbus Defence and Space во Флориде. Похожие результаты показывает и Китай. В стране есть несколько предприятий, собирающих космические аппараты конвейерным методом.

Перейти к конвейерной сборке удалось благодаря унификации спутниковых платформ, включающих в себя все служебные системы. В нее входит обеспечение энергосистемы спутника, его правильное позиционирование на орбите, обеспечение связи с Землей, поддержание нужных температурных режимов.

На спутниковую платформу отдельно ставится приборный комплекс, который и превращает ее в готовый космический аппарат. Спутниковые платформы могут использоваться для создания на их основе самых разных космических аппаратов. Одновременно с этим при конвейерной сборке совсем по другому принципу обеспечивается качество сборки аппаратов. Тут уже не возят каждый на отдельные испытания, проверка производится методом изучения случайно выбранного изделия. При таком большом количестве спутников в группировке потеря одного из них не критична, а заменить его можно будет точечным запуском сверхлегкой ракеты.

Пора догонять

Сейчас России нужно в кратчайшие сроки совершить производственную революцию, перейдя от сборки единичных космических аппаратов к поточной. От нынешних двух десятков спутников в год до хотя бы 200 по программе «Сфера». Иным способом ее просто не наполнить нужным количеством космических аппаратов. Причем делать это придется в сложных условиях запрета на импорт электронных компонентов и невозможности сотрудничества с западными странами.

У современной российской космонавтики наблюдается явная нехватка космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), способных работать как в оптическом, так и радиодиапазоне. Нужны космические аппараты спутниковой связи, обеспечения широкополосного доступа в интернет, для интернета вещей. Все они должны стать основой программы «Сфера».

Такая унификация позволит создать диспенсер для вывода на орбиту партиями по нескольку аппаратов, как это сделано у Starlink и OneWeb.

Для осуществления этого требуется запустить сразу несколько производственных цепочек, каждая из которых очень важна и нужна. Первая — это создание нескольких спутниковых платформ, с учетом разного размера космических аппаратов их потребуется как минимум две-три. Отдельно на их основе будут создаваться спутники с требуемыми функциями. И еще одна цепочка — создание диспенсеров для пакетного запуска по 10–40 спутников.

Чтобы перейти на новое производство максимально безболезненно и быстро, желательно будет «подсмотреть», как это делается в других странах. Нужно ездить учиться, перенимать опыт и в кратчайшие сроки выстраивать похожее производство у себя.

Только такая работа позволит сократить стремительно нарастающее отставание в количестве космических аппаратов. В настоящее время у США уже более 4 тыс. спутников на орбите, из которых только у системы Starlink более 3300 штук. У России в настоящее время лишь 169 спутников. Понятно, что гонка за числом не так важна, куда важнее выполнить требуемую программу, для чего необходимо коренным образом менять ситуацию в космической отрасли.

Космонавты и наука

Собственно, изменение ситуации с выпуском космических аппаратов станет основной задачей «Роскосмоса» на ближайшие годы. По пилотируемой космонавтике Юрий Борисов уже высказывался ранее — пока есть возможность, Россия будет продолжать работать по программе МКС. Лишь когда будет готова к запуску российская орбитальная станция РОС, начнется выход из международного проекта.

Это логично, ведь МКС потихоньку стареет. Всё больше времени у космонавтов и астронавтов уходит на ремонт и замену компонентов станции. По некоторым данным, российские космонавты за последний год потратили на это около двух месяцев, то есть практически 15–17% от общего времени.

Поэтому, как только будут готовы модули РОС, постепенно начнется выход с МКС. Скорее всего, это случится не ранее 2025–2026 годов, но, может быть, и еще сдвинется вправо. Пока же работа Международной космической станции продлена до 2028 года, и это, возможно, далеко не последняя дата.

Впрочем, по РОС и по новым научным проектам сейчас сказать что-либо сложно. Последние месяцы сильно отклонили вектор развития российской космонавтики от обозначенного в Федеральной космической программе — основном финансовом документе нашего космоса. Он был принят в 2016-м и рассчитан на десять лет — до конца 2025 года. Скорее всего, в ближайшее время будут сделаны корректировки или принят новый подобный документ.

Из него уже можно точно будет узнать о планируемых научных миссиях, какие цели ставятся перед «Роскосмосом» в вопросе перехода на массовое производство космических аппаратов. Вот тогда можно будет хотя бы примерно говорить о лунной программе. Пока же перед российской космонавтикой стоит один из самых сложных вопросов за всю ее историю. Нужно научиться делать космические аппараты быстро, качественно и недорого. И всё это в условиях нехватки элементной базы и невозможности покупки производственных линий за рубежом. От того, как он будет решен, напрямую зависит будущее и гражданской, и военной космонавтики. А уже потом можно будет и лунной пилотируемой программой заняться. Пока же нам до нее «как до Луны».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit



Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer