Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космос в кармане: как спутники помогают развивать потребительские сервисы


11 октября 2022 года Андрей Себрант, Forbes


4 октября исполнилось 65 лет с начала освоения космоса человечеством: в этот день в 1957 году весь мир завороженно слушал транслируемое с околоземной орбиты «бип-бип-бип» первого спутника. Спустя полвека космические технологии оказались в буквальном смысле этого слова у нас в кармане благодаря чипу GPS в массовых моделях смартфонов. Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант рассказывает в колонке для Forbes, почему прогресс цифрового мира и вообще наземного бизнеса неотделим от прогресса орбитальных группировок, который только ускоряется

В последнее время разные связанные с космосом темы вызывают неподдельный массовый интерес по всему миру: это и новости с МКС, и многоразовые носители, и изучение Марса с прицелом на его колонизацию, и фантастического качества фотографии дальнего космоса с космических телескопов, и управляемый таран астероида земным аппаратом. Это все романтично и футуристично, но кажется далеким от повседневных нужд миллиардов землян и традиционного бизнеса.

Мы редко задумываемся о том, что ежедневное и массовое использование космических сервисов началось около 15 лет назад и с тех пор только усиливается. Сегодняшняя смесь цифрового и материального миров возникла и существует во многом благодаря космосу, и он же определяет некоторые направления дальнейшего развития. Оглядываясь назад, мы можем довольно точно сказать, с чего и когда все началось именно в массовых потребительских сервисах, а не на уровне специализированных профессиональных устройств.

Летом 2008 года Стив Джобс представил iPhone 3G — это был айфон второго поколения, но именно он, а не прославленный нынче его предшественник и родоначальник всей линейки айфонов соединил в себе три важнейшие новинки, сформировавшие уже привычный нам мир:

  • смартфон поддерживал стандарт сотовой связи 3G, обеспечивающий скорость передачи данных, которая давала возможность пользоваться мобильными сервисами того времени на улице, а не только в помещении с Wi-Fi;
  • смартфон имел встроенный GPS-модуль;
  • приложения для работы с картами и камерой позволяли использовать текущую геопозицию для навигационных подсказок и геопривязки изображений.

С этого момента стали возможны — и, соответственно, вскоре появились — все те привычные нам сервисы, которые упрощают нашу жизнь (городскую в первую очередь): навигатор с учетом пробок в автомобиле, приложения для вызова такси и сопутствующие логистические сервисы, панорамы улиц и привязанные к картам фотографии достопримечательностей. Сейчас, спустя 14 лет после выпуска iPhone 3G, в мире смартфонами пользуются 6,64 млрд человек, больше 83% населения планеты. Эти миллиарды людей принимают участие в самом масштабном краудсорсинговом проекте: они помогают создавать фрагменты цифрового двойника Земли. Именно благодаря сигналам со смартфонов с GPS мы имеем актуальную информацию о движении на большинстве улиц и магистралей мира, именно благодаря геопривязанным фото- и видеоматериалам мы получаем и оперативную информацию с мест происшествий и можем разглядывать фотографии мест, где собрались отдохнуть.

Использовать термин GPS для любых спутниковых систем геопозиционирования, строго говоря, некорректно. В мире сейчас функционирует четыре разных орбитальных группировки, каждая из которых самодостаточна (что важно, в частности, для военных применений, ведь нельзя же полагаться на технический ресурс вероятного или тем более реального противника). Исторически первой была американская система GPS, с 1994 года доступная для глобального сервиса общего пользования, — с тех пор и повелось любую спутниковую систему геопозиционирования называть этими буквами. Но в 1995-м к ней присоединилась российская ГЛОНАСС, в 2016-м заработала европейская Galileo, в 2020 году была полностью развернута китайская BeiDou. Так что сейчас в мире работают четыре управляемых разными странами и организациями системы, самодостаточные для закрытых применений, но дополняющие друг друга в гражданских общедоступных сервисах.

Конечно, параллельно с развертыванием систем космического геопозиционирования околоземная орбита насыщалась и другими спутниками, которые так или иначе влияли на повседневную жизнь: метеоспутники позволяли строить раньше недостижимые прогнозы погоды, ретрансляторы обеспечили прежде немыслимое покрытие старых добрых телеканалов. А еще появился спутниковый интернет, медленный и дорогой, как сотовая связь в конце прошлого века. Он позволил выходить на связь яхтсменам, путешествующим вдали от берегов, и читать почту на борту авиалайнера бизнесменам, не готовым остаться без связи с родным офисом на время перелета. Спутниковые группировки, обеспечивающие его работу, насчитывают, как и в случае систем геопозиционирования, десятки аппаратов. Группировка Iridium, введенная в эксплуатацию еще в 1998 году, сейчас использует 66 спутников — но показательно, что за два с лишним десятилетия работы эти услуги так и не получили массового распространения.

В последние годы ситуация стала быстро меняться благодаря развертыванию системы спутникового интернета Starlink, ее темпы сильно отличаются от тех, что демонстрировала Iridium: запуск первых спутников Starlink был осуществлен в мае 2019 года. Сейчас, три с половиной года спустя, группировка насчитывает около 3000 работающих аппаратов, и это число постоянно увеличивается (в планах довести его до 12 000), в коммерческой эксплуатации система находится с 2021 года. Успех Starlink ярко демонстрирует два обстоятельства:

  • рынок высокоскоростного доступа в интернет из любой точки Земли и в любых обстоятельствах сложился и весьма платежеспособен, в нем есть и частный сегмент, и большой список корпоративных и государственных заказчиков с огромными бюджетами;  
  • развитие космических технологий резко удешевило как стоимость самих спутников, так и их запуски в массовых объемах.

Глядя на успехи Starlink, не приходится удивляться возникновению все новых проектов по использованию ближнего космоса для решения практических задач бизнеса на земле. Вот свежий пример: новозеландская компания Emrod, которая предлагает использовать орбитальные системы как ретрансляторы для передачи энергии, а не данных. Еще несколько лет назад подобные идеи выглядели утопичными, неподъемными и с технической, и с финансовой точек зрения, но сегодня такие проекты как минимум оказываются заслуживающими серьезного рассмотрения и оценки. Начавшийся лет 15 назад процесс массового бытового использования ближнего космоса и спутниковых группировок в бытовых целях и массовых сценариях только еще набирает силу и сулит нам немало полезного и интересного в ближайшие годы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer