Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космос в кармане: как спутники помогают развивать потребительские сервисы


11 октября 2022 года Андрей Себрант, Forbes


4 октября исполнилось 65 лет с начала освоения космоса человечеством: в этот день в 1957 году весь мир завороженно слушал транслируемое с околоземной орбиты «бип-бип-бип» первого спутника. Спустя полвека космические технологии оказались в буквальном смысле этого слова у нас в кармане благодаря чипу GPS в массовых моделях смартфонов. Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант рассказывает в колонке для Forbes, почему прогресс цифрового мира и вообще наземного бизнеса неотделим от прогресса орбитальных группировок, который только ускоряется

В последнее время разные связанные с космосом темы вызывают неподдельный массовый интерес по всему миру: это и новости с МКС, и многоразовые носители, и изучение Марса с прицелом на его колонизацию, и фантастического качества фотографии дальнего космоса с космических телескопов, и управляемый таран астероида земным аппаратом. Это все романтично и футуристично, но кажется далеким от повседневных нужд миллиардов землян и традиционного бизнеса.

Мы редко задумываемся о том, что ежедневное и массовое использование космических сервисов началось около 15 лет назад и с тех пор только усиливается. Сегодняшняя смесь цифрового и материального миров возникла и существует во многом благодаря космосу, и он же определяет некоторые направления дальнейшего развития. Оглядываясь назад, мы можем довольно точно сказать, с чего и когда все началось именно в массовых потребительских сервисах, а не на уровне специализированных профессиональных устройств.

Летом 2008 года Стив Джобс представил iPhone 3G — это был айфон второго поколения, но именно он, а не прославленный нынче его предшественник и родоначальник всей линейки айфонов соединил в себе три важнейшие новинки, сформировавшие уже привычный нам мир:

  • смартфон поддерживал стандарт сотовой связи 3G, обеспечивающий скорость передачи данных, которая давала возможность пользоваться мобильными сервисами того времени на улице, а не только в помещении с Wi-Fi;
  • смартфон имел встроенный GPS-модуль;
  • приложения для работы с картами и камерой позволяли использовать текущую геопозицию для навигационных подсказок и геопривязки изображений.

С этого момента стали возможны — и, соответственно, вскоре появились — все те привычные нам сервисы, которые упрощают нашу жизнь (городскую в первую очередь): навигатор с учетом пробок в автомобиле, приложения для вызова такси и сопутствующие логистические сервисы, панорамы улиц и привязанные к картам фотографии достопримечательностей. Сейчас, спустя 14 лет после выпуска iPhone 3G, в мире смартфонами пользуются 6,64 млрд человек, больше 83% населения планеты. Эти миллиарды людей принимают участие в самом масштабном краудсорсинговом проекте: они помогают создавать фрагменты цифрового двойника Земли. Именно благодаря сигналам со смартфонов с GPS мы имеем актуальную информацию о движении на большинстве улиц и магистралей мира, именно благодаря геопривязанным фото- и видеоматериалам мы получаем и оперативную информацию с мест происшествий и можем разглядывать фотографии мест, где собрались отдохнуть.

Использовать термин GPS для любых спутниковых систем геопозиционирования, строго говоря, некорректно. В мире сейчас функционирует четыре разных орбитальных группировки, каждая из которых самодостаточна (что важно, в частности, для военных применений, ведь нельзя же полагаться на технический ресурс вероятного или тем более реального противника). Исторически первой была американская система GPS, с 1994 года доступная для глобального сервиса общего пользования, — с тех пор и повелось любую спутниковую систему геопозиционирования называть этими буквами. Но в 1995-м к ней присоединилась российская ГЛОНАСС, в 2016-м заработала европейская Galileo, в 2020 году была полностью развернута китайская BeiDou. Так что сейчас в мире работают четыре управляемых разными странами и организациями системы, самодостаточные для закрытых применений, но дополняющие друг друга в гражданских общедоступных сервисах.

Конечно, параллельно с развертыванием систем космического геопозиционирования околоземная орбита насыщалась и другими спутниками, которые так или иначе влияли на повседневную жизнь: метеоспутники позволяли строить раньше недостижимые прогнозы погоды, ретрансляторы обеспечили прежде немыслимое покрытие старых добрых телеканалов. А еще появился спутниковый интернет, медленный и дорогой, как сотовая связь в конце прошлого века. Он позволил выходить на связь яхтсменам, путешествующим вдали от берегов, и читать почту на борту авиалайнера бизнесменам, не готовым остаться без связи с родным офисом на время перелета. Спутниковые группировки, обеспечивающие его работу, насчитывают, как и в случае систем геопозиционирования, десятки аппаратов. Группировка Iridium, введенная в эксплуатацию еще в 1998 году, сейчас использует 66 спутников — но показательно, что за два с лишним десятилетия работы эти услуги так и не получили массового распространения.

В последние годы ситуация стала быстро меняться благодаря развертыванию системы спутникового интернета Starlink, ее темпы сильно отличаются от тех, что демонстрировала Iridium: запуск первых спутников Starlink был осуществлен в мае 2019 года. Сейчас, три с половиной года спустя, группировка насчитывает около 3000 работающих аппаратов, и это число постоянно увеличивается (в планах довести его до 12 000), в коммерческой эксплуатации система находится с 2021 года. Успех Starlink ярко демонстрирует два обстоятельства:

  • рынок высокоскоростного доступа в интернет из любой точки Земли и в любых обстоятельствах сложился и весьма платежеспособен, в нем есть и частный сегмент, и большой список корпоративных и государственных заказчиков с огромными бюджетами;  
  • развитие космических технологий резко удешевило как стоимость самих спутников, так и их запуски в массовых объемах.

Глядя на успехи Starlink, не приходится удивляться возникновению все новых проектов по использованию ближнего космоса для решения практических задач бизнеса на земле. Вот свежий пример: новозеландская компания Emrod, которая предлагает использовать орбитальные системы как ретрансляторы для передачи энергии, а не данных. Еще несколько лет назад подобные идеи выглядели утопичными, неподъемными и с технической, и с финансовой точек зрения, но сегодня такие проекты как минимум оказываются заслуживающими серьезного рассмотрения и оценки. Начавшийся лет 15 назад процесс массового бытового использования ближнего космоса и спутниковых группировок в бытовых целях и массовых сценариях только еще набирает силу и сулит нам немало полезного и интересного в ближайшие годы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников



Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer