Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пошел на посадку: что привело к аресту экс-чиновника Росавиации


12 октября 2022 года Максим Талавринов, Анастасия Львова, Известия


За месяц до ареста экс-чиновника Росавиации Максима Павлюка российские пилоты пожаловались в Генпрокуратуру на незаконное аннулирование агентством свидетельств — этим летом регулятор лишил лицензий более чем 30 летчиков, выяснили «Известия». Авторы жалобы указали, что некоторым пилотам, попавшим в такую ситуацию, предлагали «решить» проблему за денежное вознаграждение. Максима Павлюка, помещенного в Бутырский следственный изолятор, подозревают в вымогательстве взяток у пилотов в особо крупном размере, рассказал источник, близкий к правоохранительным органам. О том, как строилась и на чем основывалась мошенническая схема, — в материале «Известий».

Коллективная жалоба

В сентябре российские пилоты пожаловались генпрокурору РФ Игорю Краснову на чиновников Росавиации. Как сказано в обращении («Известия» ознакомились с документом), начиная с 2022 года агентство снова стало массово выносить решения об аннулировании свидетельств линейных и коммерческих пилотов. По мнению авторов коллективной жалобы, незаконно.

Этим летом руководитель Росавиации Александр Нерадько своим приказом аннулировал свыше 50 свидетельств у более чем 30 пилотов, выданных им в 2003–2021 годах (документ есть у «Известий»). Причина — «за указание недостоверных сведений, содержащихся в копиях документов, подтверждающих прохождение подготовки кандидатов на получение свидетельств». Это единственное законное основание для аннулирования.

Однако в личной беседе с сотрудниками Росавиации в качестве оснований звучали «отсутствие у пилота соответствующей подготовки по программам, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации», указали авторы жалобы.

«По мнению должностных лиц Росавиации, все пилоты, в отношении которых вынесен приказ об аннулировании свидетельств, должны вновь проходить учебу для получения нового свидетельства коммерческого/линейного пилота», — посетовали летчики.

В обращении сказано, что такое обучение стоит дороже 1 млн рублей.

«Некоторым пилотам, попавшим в эту ситуацию, звонила неизвестная женщина и предлагала «решить» вопрос за денежное вознаграждение и убрать отметку об аннулировании в реестре авиационного персонала», — написано в жалобе.

Пилоты предупредили генпрокурора о возможной коррупционной составляющей в аннулировании свидетельств. Как полагают авторы обращения, создав такую ситуацию, должностные лица, «возможно, разработали схему, при которой можно «порешать» данный вопрос через посредников». Пилоты выдвинули и еще одну версию, согласно которой, вероятно, «руководство Росавиации по надуманным основаниям лишает нас свидетельств, а учебное заведение «обучает» нас заново за очень крупные суммы денежных средств».

Пилоты попросили Игоря Краснова проверить доводы, указанные в жалобе, применить меры прокурорского реагирования и отменить незаконные приказы об аннулировании свидетельств авиационного персонала, в случае если будут выявлены нарушения.

В Генпрокуратуре авторам жалобы ответили, что их обращение перенаправлено в Росавиацию. Копия письма есть у «Известий». Редакция направила запрос в Росавиацию.

Приняли меры

О том, что начальника одного из отделов Росавиации, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), заключили под стражу, «Известиям» сообщила старший помощник руководителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Елена Марковская. Фамилию арестованного она не назвала.

Источник «Известий» в авиавластях и собеседник в правоохранительных органах рассказали, что речь идет об отвечавшем за выдачу пилотам свидетельств бывшем чиновнике Росавиации Максиме Павлюке — его арестовали 7 октября. По решению Дорогомиловского суда Москвы мужчину заключили под стражу, сейчас он находится в СИЗО-2 («Бутырка»). Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил эту информацию.

По словам Елены Марковской, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста его подельникам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере). Речь идет о Наталье Митиной и Андрее Черникове, уточнил источник «Известий».

Максим Павлюк возглавлял отдел высшей квалификационной комиссии, выдачи свидетельств, сертификации авиационных учебных центров и авиационной медицины. Этот отдел входит в управление летной эксплуатации Росавиации. Там 7 октября сотрудники ФСБ и МВД провели обыски, сообщил один из источников «Известий». По словам собеседника в авиавластях, Максим Павлюк уволился из Росавиации в конце сентября, проработав в агентстве семь лет.

Источник «Известий», близкий к правоохранительным органам, уточнил: экс-чиновника подозревают в вымогательстве взяток у пилотов в составе организованной преступной группы. Когда появлялись основания для лишения летчиков свидетельств, подельники, вероятно, вымогали у жертв деньги, заплатив которые они могли сохранить лицензии и продолжить работать, рассказал собеседник. В противном случае свидетельства летчиков аннулировали, добавил источник.

Пока следствием установлено, что в 2021 году должностное лицо Росавиации незаконно установило в «Реестре выданных свидетельств специалистов авиаперсонала» запрет в отношении пилотов одной из российских компаний на добавление данных об их лицензиях в связи с якобы имеющимися фактами нарушений в летной подготовке, пояснила Елена Марковская. Из-за этого летчики не могли работать в сфере гражданской авиации.

— За снятие указанных ограничений обвиняемый, действуя через посредников, требовал денежное вознаграждение в сумме до 1,5 млн рублей, — сообщили «Известиям» в СК.

Общая сумма взяток, полученных по такой схеме, только за последние три года могла составить 150–170 млн рублей, сказал собеседник «Известий», близкий к правоохранительным органам.

Главой этой ОПГ источник назвал экс-начальника управления летной годности Росавиации Максима Костылева. Его уволили из агентства в конце апреля, а в августе мужчина возглавил управление комплексного развития территорий подведомственного департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы ГБУ «Автомобильные дороги», куда «позднее позвал и Максима Павлюка», сказал источник. По его словам, в отношении Максима Костылева в июле возбудили уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Его подозреваются в получении взятки в 12 млн рублей за покровительство одной российской авиакомпании, указал источник.

Эффект катастрофы

Массовые аннулирования пилотских свидетельств начались после авиакатастрофы Boeing 737 в Казани в 2013 году. Тогда Следственный комитет установил, что печати и подписи в лицензиях погибших пилотов, на основании которых они были переучены и допущены к управлению Boeing 737, были поддельными. В то же время Росавиация начала лоббировать идею подготовки коммерческих пилотов исключительно в госвузах, чтобы повысить безопасность полетов.

В 2017 году в Росавиации сообщили, что за пять лет аннулировали свыше 400 лицензий пилотов, указав в качестве основной причины предоставление фальсифицированных или подложных данных. Там добавляли, что агентство постоянно проводит проверки свидетельств пилотов вместе с Генпрокуратурой и Следственным комитетом.

В 2017 году пилоты пожаловались на «произвол» Росавиации в вопросе необоснованного аннулирования свидетельств тысяч специалистов, писали СМИ. Сотрудники российских перевозчиков обратились в Международную организацию гражданской авиации (ICAO).

Тогда ситуация касалась переобучения пилотов, в том числе военных, на коммерческих. Такое переобучение проводилось в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ), которые создавали с разрешения самой Росавиации, их программы подготовки одобряли чиновники. Но впоследствии, со слов авторов жалобы, регулятор посчитал, что обучение в таких центрах было незаконным, а первоначальную летную подготовку нужно проходить только в государственных учебных структурах.

Представитель Росавиации тогда сообщал, что частные АУЦ фальсифицировали данные о налете и подделывали медицинские справки, а учебная программа там не осваивалась в полном объеме.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов



Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer