Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пошел на посадку: что привело к аресту экс-чиновника Росавиации


12 октября 2022 года Максим Талавринов, Анастасия Львова, Известия


За месяц до ареста экс-чиновника Росавиации Максима Павлюка российские пилоты пожаловались в Генпрокуратуру на незаконное аннулирование агентством свидетельств — этим летом регулятор лишил лицензий более чем 30 летчиков, выяснили «Известия». Авторы жалобы указали, что некоторым пилотам, попавшим в такую ситуацию, предлагали «решить» проблему за денежное вознаграждение. Максима Павлюка, помещенного в Бутырский следственный изолятор, подозревают в вымогательстве взяток у пилотов в особо крупном размере, рассказал источник, близкий к правоохранительным органам. О том, как строилась и на чем основывалась мошенническая схема, — в материале «Известий».

Коллективная жалоба

В сентябре российские пилоты пожаловались генпрокурору РФ Игорю Краснову на чиновников Росавиации. Как сказано в обращении («Известия» ознакомились с документом), начиная с 2022 года агентство снова стало массово выносить решения об аннулировании свидетельств линейных и коммерческих пилотов. По мнению авторов коллективной жалобы, незаконно.

Этим летом руководитель Росавиации Александр Нерадько своим приказом аннулировал свыше 50 свидетельств у более чем 30 пилотов, выданных им в 2003–2021 годах (документ есть у «Известий»). Причина — «за указание недостоверных сведений, содержащихся в копиях документов, подтверждающих прохождение подготовки кандидатов на получение свидетельств». Это единственное законное основание для аннулирования.

Однако в личной беседе с сотрудниками Росавиации в качестве оснований звучали «отсутствие у пилота соответствующей подготовки по программам, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации», указали авторы жалобы.

«По мнению должностных лиц Росавиации, все пилоты, в отношении которых вынесен приказ об аннулировании свидетельств, должны вновь проходить учебу для получения нового свидетельства коммерческого/линейного пилота», — посетовали летчики.

В обращении сказано, что такое обучение стоит дороже 1 млн рублей.

«Некоторым пилотам, попавшим в эту ситуацию, звонила неизвестная женщина и предлагала «решить» вопрос за денежное вознаграждение и убрать отметку об аннулировании в реестре авиационного персонала», — написано в жалобе.

Пилоты предупредили генпрокурора о возможной коррупционной составляющей в аннулировании свидетельств. Как полагают авторы обращения, создав такую ситуацию, должностные лица, «возможно, разработали схему, при которой можно «порешать» данный вопрос через посредников». Пилоты выдвинули и еще одну версию, согласно которой, вероятно, «руководство Росавиации по надуманным основаниям лишает нас свидетельств, а учебное заведение «обучает» нас заново за очень крупные суммы денежных средств».

Пилоты попросили Игоря Краснова проверить доводы, указанные в жалобе, применить меры прокурорского реагирования и отменить незаконные приказы об аннулировании свидетельств авиационного персонала, в случае если будут выявлены нарушения.

В Генпрокуратуре авторам жалобы ответили, что их обращение перенаправлено в Росавиацию. Копия письма есть у «Известий». Редакция направила запрос в Росавиацию.

Приняли меры

О том, что начальника одного из отделов Росавиации, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), заключили под стражу, «Известиям» сообщила старший помощник руководителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Елена Марковская. Фамилию арестованного она не назвала.

Источник «Известий» в авиавластях и собеседник в правоохранительных органах рассказали, что речь идет об отвечавшем за выдачу пилотам свидетельств бывшем чиновнике Росавиации Максиме Павлюке — его арестовали 7 октября. По решению Дорогомиловского суда Москвы мужчину заключили под стражу, сейчас он находится в СИЗО-2 («Бутырка»). Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил эту информацию.

По словам Елены Марковской, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста его подельникам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере). Речь идет о Наталье Митиной и Андрее Черникове, уточнил источник «Известий».

Максим Павлюк возглавлял отдел высшей квалификационной комиссии, выдачи свидетельств, сертификации авиационных учебных центров и авиационной медицины. Этот отдел входит в управление летной эксплуатации Росавиации. Там 7 октября сотрудники ФСБ и МВД провели обыски, сообщил один из источников «Известий». По словам собеседника в авиавластях, Максим Павлюк уволился из Росавиации в конце сентября, проработав в агентстве семь лет.

Источник «Известий», близкий к правоохранительным органам, уточнил: экс-чиновника подозревают в вымогательстве взяток у пилотов в составе организованной преступной группы. Когда появлялись основания для лишения летчиков свидетельств, подельники, вероятно, вымогали у жертв деньги, заплатив которые они могли сохранить лицензии и продолжить работать, рассказал собеседник. В противном случае свидетельства летчиков аннулировали, добавил источник.

Пока следствием установлено, что в 2021 году должностное лицо Росавиации незаконно установило в «Реестре выданных свидетельств специалистов авиаперсонала» запрет в отношении пилотов одной из российских компаний на добавление данных об их лицензиях в связи с якобы имеющимися фактами нарушений в летной подготовке, пояснила Елена Марковская. Из-за этого летчики не могли работать в сфере гражданской авиации.

— За снятие указанных ограничений обвиняемый, действуя через посредников, требовал денежное вознаграждение в сумме до 1,5 млн рублей, — сообщили «Известиям» в СК.

Общая сумма взяток, полученных по такой схеме, только за последние три года могла составить 150–170 млн рублей, сказал собеседник «Известий», близкий к правоохранительным органам.

Главой этой ОПГ источник назвал экс-начальника управления летной годности Росавиации Максима Костылева. Его уволили из агентства в конце апреля, а в августе мужчина возглавил управление комплексного развития территорий подведомственного департаменту жилищно-коммунального хозяйства города Москвы ГБУ «Автомобильные дороги», куда «позднее позвал и Максима Павлюка», сказал источник. По его словам, в отношении Максима Костылева в июле возбудили уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Его подозреваются в получении взятки в 12 млн рублей за покровительство одной российской авиакомпании, указал источник.

Эффект катастрофы

Массовые аннулирования пилотских свидетельств начались после авиакатастрофы Boeing 737 в Казани в 2013 году. Тогда Следственный комитет установил, что печати и подписи в лицензиях погибших пилотов, на основании которых они были переучены и допущены к управлению Boeing 737, были поддельными. В то же время Росавиация начала лоббировать идею подготовки коммерческих пилотов исключительно в госвузах, чтобы повысить безопасность полетов.

В 2017 году в Росавиации сообщили, что за пять лет аннулировали свыше 400 лицензий пилотов, указав в качестве основной причины предоставление фальсифицированных или подложных данных. Там добавляли, что агентство постоянно проводит проверки свидетельств пилотов вместе с Генпрокуратурой и Следственным комитетом.

В 2017 году пилоты пожаловались на «произвол» Росавиации в вопросе необоснованного аннулирования свидетельств тысяч специалистов, писали СМИ. Сотрудники российских перевозчиков обратились в Международную организацию гражданской авиации (ICAO).

Тогда ситуация касалась переобучения пилотов, в том числе военных, на коммерческих. Такое переобучение проводилось в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ), которые создавали с разрешения самой Росавиации, их программы подготовки одобряли чиновники. Но впоследствии, со слов авторов жалобы, регулятор посчитал, что обучение в таких центрах было незаконным, а первоначальную летную подготовку нужно проходить только в государственных учебных структурах.

Представитель Росавиации тогда сообщал, что частные АУЦ фальсифицировали данные о налете и подделывали медицинские справки, а учебная программа там не осваивалась в полном объеме.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer